количество статей
6363
Загрузка...
Медицинский форум

Детская психиатрия: необходим междисциплинарный подход. Первый общественно-политический Форум «Душевное здоровье подрастающего поколения – общая забота государства и общества»

Подготовила Н.Токарева
"ЭФФЕКТИВНАЯ ФАРМАКОТЕРАПИЯ. Неврология и Психиатрия" №3
  • Аннотация
  • Статья
  • Ссылки
У психиатров и психологов серьезнейшие опасения вызывает распространение различных видов психических нарушений – пограничных расстройств и психосоциальной дезадаптации, тесно связанных с различными формами криминального, делинквентного, аутоагрессивного и аддиктивного поведения у детей и подростков. Вопросы сохранения психического здоровья подрастающего поколения обсуждались на Первом общественно-политическом Форуме «Душевное здоровье подрастающего поколения – общая забота государства и общества», организованном Научно-диагностическим центром клинической психиатрии при поддержке Государственной Думы РФ, Правительства РФ, Минздравсоцразвития РФ, Роспотребнадзора, Правительства Москвы.
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психиатрия, депрессия, суицид, наркология, детская психика, шизофрения
У психиатров и психологов серьезнейшие опасения вызывает распространение различных видов психических нарушений – пограничных расстройств и психосоциальной дезадаптации, тесно связанных с различными формами криминального, делинквентного, аутоагрессивного и аддиктивного поведения у детей и подростков. Вопросы сохранения психического здоровья подрастающего поколения обсуждались на Первом общественно-политическом Форуме «Душевное здоровье подрастающего поколения – общая забота государства и общества», организованном Научно-диагностическим центром клинической психиатрии при поддержке Государственной Думы РФ, Правительства РФ, Минздравсоцразвития РФ, Роспотребнадзора, Правительства Москвы.

«По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый десятый ребенок сегодня нуждается в активном лечении, но не охвачен психиатрической службой», – отметила Н.В. СОЛОВЬЕВА, один из руководителей Научно-диагностического центра клинической психиатрии. По данным НИИ гигиены и охраны детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, каждые 5–7 лет распространенность нервно-психических заболеваний среди молодежи увеличивается на 10–15%. У 10–20% подростков обнаруживают одно или несколько психических или поведенческих расстройств, при этом распространенность предболезненных состояний почти в три раза выше.

Наиболее достоверным индикатором проблем детской и подростковой психиатрии специалисты называют такой показатель, как уровень самоубийств. Россия по ­количеству суицидов среди подростков занимает третье место в мире, и эта статистика не включает количество попыток. Еще один бич современного общества – широкое распространение девиантных форм поведения (у 30% детей) с агрессией, участием в асоциальных группировках и пр. Причины суицидов, агрессивного поведения (включая асоциальные группировки, правонарушения), сексуальной распущенности, неумения оказать сопротивление насилию, особенно в подростковой среде, кроются в душевном нездоровье детей. Чаще всего взрослые недооценивают значимость проблемы, применяют к молодым людям воспитательные меры, в то время как многим из них необходима профессиональная психиатрическая ­помощь. Кроме того, вопросы душевного здоровья детей и подростков, лежащие на стыке самых разных профессий, компетенций различных учреждений и ведомств, никем не решаются.

Родители, педиатры, воспитатели, учителя, психологи, работающие в детских садах и школах, имеют чрезвычайно низкий уровень психиатрической грамотности. Председатель Форума, д.м.н., главный детский психиатр Минздравсоцразвития РФ, заместитель директора ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского профессор Е.В. МАКУШКИН рассказал о том, что при поддержке Минздравсоцразвития начата программа модернизации службы психического здоровья. Ведущими научно-исследовательскими институтами подготовлены стандарты, протоколы ведения больных по профилю «детская психиатрия». На сегодняшний день готовы к утверждению стандарты по детскому инфантилизму, органическому расстройству с эпилепсией, расстройству аутистического спектра, синдрому гиперактивности, шизофрении. Разрабатываются порядки оказания ­помощи детскому населению, ребенок должен иметь государственные гарантии и проходить при необходимости обследования, диагностику, реабилитационные мероприятия.

К началу этого года перед Министерством здравоохранения и социального развития был поставлен ­вопрос о необходимости ­возвращения специальности «детская психиатрия» (утраченной в 1995 году). Детский психиатр – это не только врач-диагност, это специалист, который обязан решать ряд организационных, педагогических, правовых проблем, направленных на сохранение здоровья ­ребенка, на обеспечение его безопасности, дальнейшего развития и социализации. Профессор Макушкин подчеркнул важность и перспективность развития семейно-центрированных видов помощи (при поддержке государства, частного бизнеса и партнерства), интернет-консультирования, открытия «горячих линий» с целью предупреждения депрессий, суицидов, различных аффективных расстройств у детей.

Главный психиатр Москвы Б.Д. ЦЫГАНКОВ, профессор, заведующий кафедрой психиат­рии, наркологии и психотерапии ФПДО МГМСУ отметил, что изменение социально-экономических условий в нашей стране негативно отразилось на детском здоровье. Кроме того, сегодняшняя образовательная система, не имеющая четких и единых моделей и стандартов, «... далеко не всегда учитывает особенности и возможности детской психики». Остановился профессор Цыганков и на проблеме влияния новых информационных технологий на психику детей.

Профессор В.В. ЧУБАРОВСКИЙ (врач-психиатр, д.м.н., ­ведущий научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ Научный центр здоровья детей РАМН, профессор кафедры гигиены детей и подростков Первого МГМУ им. И.М. Сеченова) напомнил слушателям, что именно подростковому возрасту «... придается исключительное значение в отношении формирования личности индивида, в этот период происходит ­интенсивная социализация личности». В.В. ­Чубаровский акцентировал внимание на необходимости мультидисциплинарного подхода при оценке психических нарушений у ребенка – с ним должны работать педагоги, психологи, психиатры.

Помимо специалистов в работе Форума приняли участие представители общественных организаций, объединяющих родственников больных, заботящихся о душевном здоровье детей и подростков (в России их зарегистрировано 22). От их имени выступила Н.В. ЯКОВЛЕВА, председатель РОО «Клуб родственников психически больных «Сильные духом». Она подчеркнула, что крайне важно в образовательных учреждениях проводить мероприятия, направленные на просвещение, предупреждение, профилактику психических заболеваний. «Мы, представители общественных организаций, готовы участвовать в любых мероприятиях, направленных на расширение знаний о психическом здоровье и формирование толерантного отношения к людям, имеющим психические заболевания».

Подводя итоги Форума, психиатры, педагоги, психологи, социальные работники приняли резолюцию, которая, как обещано его организаторами, должна быть передана Президенту РФ, так как он лично курирует вопросы здоровья детей и подростков. Хочется верить, что резолюция будет поддержана и решение наболевших вопросов станет первым шагом к снижению темпов роста психических и поведенческих расстройств у детей и подростков, а значит, будет способствовать сохранению социально-экономической стабильности в стране, улучшению качества жизни ее граждан.

Резолюция

Для повышения психиатрической грамотности населения, развития психопрофилактики и психогигиены:

  • пересмотреть систему подготовки студентов медицинских и педагогических высших и средних образовательных учреждений по вопросам психических и поведенческих расстройств;
  • ввести в программу постдипломной подготовки врачей-педиатров, школьных врачей, медицинских сестер средних образовательных учреждений и дошкольных образовательных учреждений расширенных курсов по детской и подростковой психиатрии;
  • создать в рамках медико-психолого-педаго­гических комиссий структуры, осуществляющие раннюю диагностику, а также первичную и вторичную профилактику различных форм психосоциальной дезадаптации у детей и подростков;
  • включить в число узких специалистов, осуществляющих профилактические осмотры детей и подростков декретированных возрастов, врача-психиатра или психотерапевта;
  • активно привлекать родителей и педагогов к участию в Школах душевного здоровья.

В целях профилактики «синдрома Манежной площади» разработать правовые аспекты раннего выявления, врачебного консультирования и сопровождения детей и подростков с пограничными психическими расстройствами различной степени выраженности, аддиктивными нарушениями и поведенческими девиациями.

Для решения организационных вопросов межведомственного взаимодействия сформировать постоянно действующий Общественный комитет по охране душевного здоровья населения с участием представителей самых разных профессий, различных учреждений и ведомств, с привлечением общественных организаций.

Для улучшения вопросов оказания специализированной помощи:

  • рекомендовать уполномоченным органам государственной власти вернуть в «Номенклатуру врачебных специальностей и врачебных должностей» специальность «Детская и подростковая психиатрия»;
  • открыть Московское подразделение Российской ассоциации психотерапевтов на базе НДЦ клинической психиатрии;
  • решить организационно-правовые вопросы Московского отделения Российского общества психиатров.
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психиатрия, депрессия, суицид, наркология, детская психика, шизофрения