количество статей
6363
Загрузка...

Лазерная хирургия в ЛОР-практике

Медфорум
"ЭФФЕКТИВНАЯ ФАРМАКОТЕРАПИЯ. Пульмонология и оториноларингология" №2 2010
  • Аннотация
  • Статья
  • Ссылки
ГУ МОНИКИ совместно с Министерством здравоохранения Московской области разработали научно-образовательную программу «Новые технологии в оториноларингологии». Эта программа подготовлена в рамках курса повышения квалификации врачей-оториноларингологов и предусматривает четыре образовательных курса: «Лазерная хирургия в ЛОР-практике», «Лазерная терапия, диагностика и ФДТ в оториноларингологии», «Современные методы электрохирургии в оториноларингологии», «Методы протезирования, NО-терапия и послеоперационного ведения больных в ЛОР-клинике». Первый образовательный курс начнет свою работу уже в ноябре этого года. Более подробно о нем рассказывают профессор Борис Валентинович Агафонов и профессор Валерий Михайлович Свистушкин
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЛОР-практик, хирургия, лазер, терапия, протезирование, технологии
ГУ МОНИКИ совместно с Министерством здравоохранения Московской области разработали научно-образовательную программу «Новые технологии в оториноларингологии». Эта программа подготовлена в рамках курса повышения квалификации врачей-оториноларингологов и предусматривает четыре образовательных курса: «Лазерная хирургия в ЛОР-практике», «Лазерная терапия, диагностика и ФДТ в оториноларингологии», «Современные методы электрохирургии в оториноларингологии», «Методы протезирования, NО-терапия и послеоперационного ведения больных в ЛОР-клинике». Первый образовательный курс начнет свою работу уже в ноябре этого года. Более подробно о нем рассказывают профессор Борис Валентинович Агафонов и профессор Валерий Михайлович Свистушкин
Борис Валентинович Агафонов, заместитель директора по учебной работе,  декан факультета усовершенствования врачей ГУ «МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского», профессор
Борис Валентинович Агафонов, заместитель директора по учебной работе, декан факультета усовершенствования врачей ГУ «МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского», профессор
Валерий Михайлович Свистушкин,  руководитель клиники оториноларингологии, заведующий кафедрой оториноларингологии  ФУВ ГУ «МОНИКИ им. М.В. Владимирского», профессор
Валерий Михайлович Свистушкин, руководитель клиники оториноларингологии, заведующий кафедрой оториноларингологии ФУВ ГУ «МОНИКИ им. М.В. Владимирского», профессор

История создания школ для врачей началась примерно пять лет назад. Из чего мы исходили, когда начинали занятия с врачами по такой методике? Я считаю, что непрерывное образование для врача – это основа его последипломной подготовки. Те нормативы, которые установлены нашим законодательством (когда врач раз в 5 лет должен пройти переподготовку), нас, как руководителей, как людей, занимающихся последипломной подготовкой, не устраивают, И все, кстати, это понимают. Найти адекватный вариант для каждого практического врача – это вопрос сложный и в его решении каждая организация идет своим путем.

Мы нашли выход из этой ситуации, создав постоянно действующие школы.

Что это за школы? Если говорить открыто, люди устали от множества конференций, которые проводятся у нас в стране. Конференция обычно проходит по стандартному сценарию. Приходят представители фирм, докладывают о достижениях по тому или другому разделу. Люди, послушав, уходят, и так до следующей конференции. Наша задача – сделать так, чтобы врач, который придет на нашу школу, ушел бы, получив ответы на массу своих конкретных вопросов. Мы формируем узкопрофильные школы. Таким образом, рассматривается та или иная проблема с точки зрения разных специалистов. Это позволяет понять глубину проблемы и дать врачу возможность ориентироваться в ней и принимать правильные решения.

Важный момент: само понятие «школа» обязательно должно включать в себя демонстрацию больных. Врач должен участвовать в постановке диагноза, назначении лечения больному и совместном обсуждении больного в рамках школы. Это дает принципиально более широкие знания врачу. Поэтому такие особенности школ мы стараемся пропагандировать и развивать.

Сегодня у нас уже много таких школ, мы проводим их по разным специальностям. Так, например, недавно мы провели большую школу по гастроэнтерологии с участием иностранных специалистов, школу по герпетической инфекции. У нас есть школы по травматологии, эндокринологии… Участники школы – это наш «золотой фонд», довольно часто одни и те же специалисты посещают наши школы. Мы ведем учет, у нас есть базы данных, выдаем сертификат участникам школы, в котором (впервые!) предложили указывать время, проведенное врачом на конференции. На Западе есть такое понятие «кредиты», то есть врач в течение определенного времени должен набрать определенное количество этих кредитов для того, чтобы ему продлили возможность работать. Мы тоже постепенно переходим к этому в рамках Болонской конвенции. Но как перейти законодательно, как именно учитывать эти кредиты – мы не знаем. И пока здесь каждое учреждение ищет свой путь.

Врачи должны активно участвовать в этих школах. При пассивном участии теряется весь смысл школы. Поэтому, когда врачи в очередной раз приходит на усовершенствование, мы учитываем часы, уже проведенные ими в школе. Врач постепенно накапливает баллы, например, врач по специальности общей практики. И это показатель активности врача в постижении своей профессии. Сейчас буквально со всех сторон мы слышим, что нужны грамотные врачи. А как реально достичь этого? Пути разные. Мы нашли этот путь в формате школы.

Если говорить о данной школе, то мы взяли тему «Лазерная хирургия» и считаем, что на этом пути у нас накоплен огромный клинический материал, который мы и хотим донести до врачей. Фактически, мы даем весь набор методик, используемых с применением лазера, но каждая школа будет немного отличаться друг от друга. Например, применение лазера при разных патологиях ЛОР-органов. В будущем мы хотим сделать на наших школах видео-конференции и транслировать результаты в регионы. У нас создан центр традиционного обучения, закуплено оборудование и мы можем в реальном времени связаться с двадцатью восьмью пунктами Московской области, врачи будут сидеть на местах и смотреть он-лайн школу. Это наша перспектива и мы будем развивать это направление. Уже сейчас мы можем читать лекции из МОНИКИ для Московской области и, главное, врачи охотно  идут на это, такой формат обучения позволяет не отрывать их от работы, не тратить время на переезды.

Прежде чем остановиться подробнее на «Школе лазерной хирургии в оториноларингологии», хочу продолжить мысль Бориса Валентиновича Агафонова. Специальность «оториноларингология» отличается тем, что сегодня появляется много новых технологий, с ней связанных, которые активно внедряются в нашу практику. Но, к сожалению, эти технологии часто оседают на уровне крупных институтов, крупных кафедр, областных больниц. Поэтому идея обучения врачей новым технологичным методам лечения в нашей специальности реализовалась в проведении ряда образовательных курсов, образовательных школ по новым методам лечения в оториноларингологии.

В качестве примера таких школ мы в ноябре проводим первый образовательный курс по лазерной хирургии. Надо сказать, что лазеры в оториноларингологии применяются уже очень давно, наверное, около 30 лет, и за это время накопилось огромное количество разных методов, способов воздействия, в том числе абсолютно уникальные способов лазерного воздействия на ткани верхних дыхательных путей, и эти способы во многом являются приоритетными для нашей страны. Вообще Россия отличается тем, что лазерная наука развивается в нашей стране очень активно, поступательно, прогрессивно, в том числе в оториноларингологии.

В рамках данной школы мы планируем донести до врачей-оториноларингологов, широкого круга практикующих врачей современные методы лечения. Мы планируем заниматься теоретической частью образования, на нашей школе будут выступать ведущие специалисты из области физики, которые на доступном для медиков языке расскажут об основах лазерного воздействия, взаимодействии с тканями, об эффекте лазерного излучения, лазерной хирургии.

И уже ведущие специалисты-оториноларингологи, которые работают в нашей клинике (а надо сказать, что ЛОР-клиника МОНИКИ всегда была одним из лидеров в использовании хирургических и терапевтических лазеров в оториноларингологии) уже конкретно познакомят с теми или иными методами. Очень важная сторона этого курса заключается в том, что мы планируем проведение тренинга, участвуя в котором, врачи могли бы непосредственно подержать в руках лазерные установки, специальные приспособления. И не только просто подержать в руках, но и понять, какие они действительно имеют преимущества и возможности в лечении той или иной патологии.

Мы надеемся, что это будет не единственный курс, запланировали целую серию. И в следующем году, в феврале, уже планируем проведение второго курса по лазерной терапии, по использованию низко-энергетического лазерного излучения в клинике по оториноларингологии. Далее будут и другие курсы по способам лечения – холодная плазма, проведение кохлеарных имплантаций, использование других физических методов воздействия в нашей специальности.

Очень важный момент, на который хочу обратить внимание. Если наши коллеги пройдут два курса обучения по лазерной хирургии и по лазерной терапии, им может быть выдано специальное удостоверение, дающее право работать с лазерной аппаратурой (у нас есть соответствующее соглашение с институтом лазерной медицины). Для того, чтобы получить такое удостоверение другим путем, специалист-оториноларинголог должен пройти недельное обучение в институте лазерной медицины. У нас же достаточно будет пройти однодневные курсы по лазерной хирургии и лазерной терапии.

Мы подготовили целый набор материалов, в том числе и печатные материалы, и видео-материалы, где подробно описываются и показываются все методики. Врач-оториноларинголог, пройдя два курса, пройдя тренинг, получив комплекс материалов на руки и, соответственно, ознакомившись с этими материалами, может использовать такие способы лечения.

Мы приглашаем всех желающих специалистов приехать на циклы ФУВ ГУ «МОНИКИ им М. Ф. Владимирского». В рамках этого факультета также существуют и другие циклы по новым способам лечения, где можно продолжить свое обучение.  

  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЛОР-практик, хирургия, лазер, терапия, протезирование, технологии
ИНСТРУМЕНТЫ