количество статей
2676
Интервью

Профессор В.Н. СЕРОВ: «Система непрерывного медицинского образования должна совершенствоваться»

Медфорум
"ЭФФЕКТИВНАЯ ФАРМАКОТЕРАПИЯ. Акушерство и гинекология" № 3 (22) | 2016
  • Аннотация
  • Статья
  • Ссылки
  • Комментарии
Сегодня в нашей стране особое внимание уделяется последипломному медицинскому образованию и повышению квалификации медицинских работников. С этой целью разрабатываются программы непрерывного образования, организуются школы повышения квалификации. В 2016 г. Российским обществом акушеров-гинекологов (РОАГ) и Научным центром акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова при поддержке Минздрава России инициировано проведение региональных образовательных школ для акушеров-гинекологов и неонатологов. Первая школа «Гинекологические заболевания и репродуктивное здоровье женщины», организованная при поддержке Министерства здравоохранения Республики Татарстан, состоялась в Казани (23–24 мая 2016 г.). На вопросы нашего корреспондента о целях, задачах и перспективах развития образовательных школ для специалистов в области акушерства и гинекологии отвечает президент РОАГ, заместитель председателя Межведомственного научного совета по акушерству и гинекологии РАН, главный научный сотрудник НЦАГиП им. академика В.И. Кулакова, заслуженный деятель науки Российской Федерации, д.м.н., профессор, академик РАН Владимир Николаевич СЕРОВ.
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: медицинское образование, гинекология, репродуктивное здоровье, акушерство
Сегодня в нашей стране особое внимание уделяется последипломному медицинскому образованию и повышению квалификации медицинских работников. С этой целью разрабатываются программы непрерывного образования, организуются школы повышения квалификации. В 2016 г. Российским обществом акушеров-гинекологов (РОАГ) и Научным центром акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова при поддержке Минздрава России инициировано проведение региональных образовательных школ для акушеров-гинекологов и неонатологов. Первая школа «Гинекологические заболевания и репродуктивное здоровье женщины», организованная при поддержке Министерства здравоохранения Республики Татарстан, состоялась в Казани (23–24 мая 2016 г.). На вопросы нашего корреспондента о целях, задачах и перспективах развития образовательных школ для специалистов в области акушерства и гинекологии отвечает президент РОАГ, заместитель председателя Межведомственного научного совета по акушерству и гинекологии РАН, главный научный сотрудник НЦАГиП им. академика В.И. Кулакова, заслуженный деятель науки Российской Федерации, д.м.н., профессор, академик РАН Владимир Николаевич СЕРОВ.

– Одна из основных тенденций современного здравоохранения – развитие непрерывного медицинского образования. Владимир Николаевич, какие методы обучения медицинских специалистов используются в нашей стране?

– Действительно, значение последипломного образования сложно переоценить. Наука движется вперед, и мы не вправе отставать от нее. Как известно, качество оказания квалифицированной помощи в частности и эффективность здравоохранения в целом зависят от уровня подготовки медицинских специалистов. Внедрение инновационных технологий и методик требует от медицинских работников наличия не только высокого уровня знаний, но и практической подготовки. Именно поэтому непрерывное медицинское образование преследует цель совершенствовать знания и профессиональные навыки врачей.

Особая роль в системе дополнительного образования принадлежит сети факультетов усовершенствования врачей. Не будет преувеличением сказать, что снижение материнской смертности, младенческой заболеваемости и смертности в стране – это результат функционирования системы повышения квалификации для практикующих врачей.

Безусловно, непрерывное медицинское образование должно развиваться, и перспективы для этого в России есть. Крайне актуальна, на мой взгляд, инициатива Российской медицинской палаты, связанная с обязательной аккредитацией врачей.

 – Свой вклад в повышение качества непрерывного медицинского образования акушеров-гинекологов вносит и РОАГ…

– Одной из основных задач деятельности РОАГ является повышение квалификации медицинского персонала акушерской и гинекологической служб. РОАГ на протяжении многих лет реализует научно-образовательные программы, проводит семинары и конференции по вопросам акушерства, гинекологии и смежных специальностей, направленные на повышение уровня профессио­нального образования врачей. К слову сказать, по итогам 2015 г. РОАГ было признано лучшим российским медицинским сообществом, занимающимся последипломным медицинским образованием. В настоящее время внедряется новый эффективный формат непрерывного медицинского образования акушеров-гинекологов – региональные образовательные школы РОАГ.

 – Владимир Николаевич, Вы являетесь научным руководителем этих школ. Чем программа подобных мероприятий отличается от программ традиционных научно-практических конференций?

– Прежде всего возможностью привлечь к участию в мероприятии наиболее знающих и высоко­квалифицированных специалистов, которые могут поделиться собственным опытом. В Казани преподавателями выступили ведущие российские эксперты в области акушерства и гинекологии из Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова, Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, Казанского государственного медицинского университета, Казанской государственной медицинской академии и др. Кроме того, в новых образовательных школах участвуют не только акушеры-гинекологи, но и смежные специалисты – эндокринологи, хирурги, онкологи. Так, программа обучения прошедшей школы включала семинары, мастер-классы, разборы клинических случаев, лекции и круглые столы. Прозвучали доклады не только по диагностике и лечению наиболее распространенных гинекологических заболеваний, но и по вопросам гормональной контрацепции, фармакотерапии, проблемам ожирения и т.д. И это не случайно: акушер-гинеколог в клинической практике должен использовать комплексный подход, основанный на понимании механизмов развития нарушений женской репродуктивной системы. Наконец, еще одно важное отличие новых образовательных школ от традиционных мероприятий – дискуссии после выступлений участников. Это позволяет каждому слушателю анализировать полученную информацию и формировать собственную точку зрения. Аудитория активно включается в процесс обучения, теория обогащается практикой.

 – Прокомментируйте, пожалуйста, итоги первой образовательной школы «Гинекологические заболевания и репродуктивное здоровье женщины».

– В первую очередь хочется поблагодарить организаторов. Мероприятие прошло на высоком уровне, что позволило его участникам плодотворно работать. Окончательные итоги обучающей программы подводить преждевременно. Но можно уже с уверенностью говорить о высокой заинтересованности специалистов. По предварительным подсчетам, в программе школы участвовало 650 человек. Благодаря online-трансляции к ним смогли присоединиться еще 550 человек.

– Какие актуальные проблемы включены в программы следующих школ? Каким вопросам будет уделено особое внимание?

– В 2016 г. РОАГ планирует провести еще две региональные школы. Достижения и нерешенные вопросы перинатальной медицины обсудят участники школы для акушеров-гинекологов и неонатологов, которая состоится в октябре в Ярославле. Перинатальная медицина находится на стыке таких клинических специальностей, как акушерство и педиатрия. Специалисты работают в тесном содружестве, результатом которого является обеспечение матери, плода и новорожденного современной медицинской помощью до, во время и после родов. С развитием современной перинатальной и нео­натологической службы, внедрением современных технологий значительно возросла эффективность медицинской помощи роженицам и новорожденным.

Еще одна школа «Сложные вопросы репродуктивной медицины: новые взгляды, новые возможности» состоится в ноябре 2016 г. в Ростове-на-Дону. Ее программа будет включать обсуждение проблем, посвященных клиническим разработкам и новым методикам репродуктивной медицины.

Желаю всем участникам региональных образовательных школ – акушерам-гинекологам, неонатологам и специалистам смежных специальностей ответственно подходить к вопросам образования, стремиться к непрерывному повышению профессиональной квалификации. Это будет способствовать повышению качества медицинской помощи населению нашей страны.

 – Какие Вы видите перспективы развития непрерывного медицинского образования в регионах?

– Система непрерывного медицинского образования должна совершенствоваться. Практика проведения школ для медицинских специалистов в нашей стране только начинается, но, уверен, она будет активно развиваться. Школы РОАГ должны стать элементом обязательного непрерывного образования врачей. Это позволит специалистам, работающим в регионах, повышать профессиональный уровень.

  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: медицинское образование, гинекология, репродуктивное здоровье, акушерство

Войдите в систему
Пароль
Запомнить меня на этом компьютере
Забыли пароль?

ИНСТРУМЕНТЫ
PDF
Сохранить
комментарий
Письмо
Добавить в избранное
Аудио
Видео