количество статей
2727

Как рушатся мифы о социальном государстве Беларусь

BBC | 05.09.2013
Правительство сужает перечень льгот для населения. Без рыночных реформ коммерциализация социальной сферы ведет к падению уровня жизни белорусов, считает Наталья Макушина.

В Беларуси сужается перечень социальных льгот и списки их получателей. На коммерческую основу переводится образование, медицина, строительство жилья и коммунальная сфера. При этом руководство страны ставит телегу впереди лошади - государство уходит от социальной ответственности, отказываясь от структурных преобразований в экономике. Это угрожает серьезным падением уровня жизни населения и разрушает миф о социально-ориентированной политике белорусского руководства.

Спасение утопающих - дело рук самих утопающих

Уже нынешней осенью белорусам придется платить по повышенным расценкам и за услуги ЖКХ, и за учебу в вузах, которая стала платной для 70 процентов абитуриентов. Ужесточаются требования к претендентам на льготные кредиты для постройки жилья. Да и белорусскую медицину можно назвать бесплатной только условно, потому что за многие услуги и лекарства надо рассчитываться не только в частных лечебных учреждениях. Господдержка гарантируется только малоимущим.

С опозданием на 20 лет белорусское общество ощущает на себе ту самую "шоковую терапию", отказом от которой так гордились власти - низкооплачиваемый труд, угрозу безработицы и урезание социальных льгот, которое функционеры объясняют в духе классиков Ильфа и Петрова "спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Риторика государственных мужей вполне рыночная - за все надо платить. В пример приводится ситуация в развитых европейских странах, где государство помогает только тем, кто без этого не выживет.

Государство как распределитель преференций

Сокращение господдержки трудоспособного населения - нормальный процесс на пути к рыночной экономике. Но целью уменьшения социальных расходов для правительства Беларуси является вовсе не движение к рынку, а удержание на плаву исчерпавшей себя экономической модели с приоритетом государственной собственности.

Средства теперь перенаправляются в основном на поддержку убыточных предприятий в промышленности и сельском хозяйстве, которые формально выполняют социальную функцию занятости. Перекраивая бюджет как Тришкин кафтан, чиновники пока не планируют приступать к структурной перестройке экономики, в которой они оставляют себе роль распределителей преференций.

Замкнутый круг

Постепенную утрату льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и переход к платному образованию и здравоохранению власти пытаются компенсировать повышением заработков. Но как утверждают экономисты, этот путь порочен, поскольку рост зарплат в Беларуси на 20 процентов обгоняет рост производительности труда. Впрочем, к социальным потрясениям может привести и запланированная властями модернизация производства.

В результате технического перевооружения с предприятий будут уволены сотни работников, что только обострит положение с занятостью населения. Потому что в действительности число безработных составляет около 10 процентов из 4,5 миллиона трудоспособных белорусов, а не 0,6 процента, о которых заявляют власти. Кроме того, белорусские безработные подвержены риску бедности, так как практически лишены социальной защиты. Пособие по безработице составляет лишь чуть более 10 евро.

Но и наличие работы не исключает многих белорусов из группы малообеспеченных. Реальная заработная плата большинства не достигает в эквиваленте и 300 долларов, в отличие от высчитанного чиновниками среднего заработка, превышающего 500 долларов. По данным июньского опроса Независимого института социальных и политических исследований (НІСЭПИ), 46 процентов белорусских граждан "едва сводят концы с концами".

Бездарно распоряжаясь российскими энергетическими дотациями, этот замкнутый круг проблем руководство Беларуси создавало почти 20 лет, и разорвать его будет непросто. Ведь само по себе сокращение социальной ответственности государства и перевод на коммерческие рельсы социальной сферы без рыночных реформ, без свободы предпринимательства, без перестройки пенсионной, медицинской и страховой систем ведет к тому, что в категорию нуждающихся в господдержке малоимущих может попасть все большее число белорусов.
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Беларуссия, здравоохранение, страховая медицина, льготы, реформа здравоохранения, модернизация здравоохранения