количество статей
2668

Россияне игнорируют предписания врачей

Ведомости | 15.07.2016
Почти половина россиян, покупающих безрецептурные лекарства, игнорируют предписания врачей, если цена на выписанные теми препараты слишком высока, сообщила компания Nielsen. Исследование – опрос фармацевтов и посетителей аптек – она проводила в мае 2016 г. По сравнению с сентябрем 2015 г. доля таких покупателей выросла на 4 п. п.

Сократить расходы на лекарства стараются 49% российских покупателей, сообщает Nielsen. 63% спрашивают в аптеках более дешевые аналоги. Больше половины признаются, что стали приобретать российские препараты вместо импортных. Главной стратегией, к которой прибегает 91% респондентов-покупателей, остается выбор аптек с низкими ценами.

Причина этих изменений – рост цен на безрецептурные препараты, который за последние четыре месяца заметили 70% покупателей, говорится в исследовании. С начала 2016 г. цены на лекарства в российских аптеках выросли, по данным DSM Group, на 3,3% в рублях и на 6,9% в пересчете на доллары США. Коммерческий рынок лекарств сократился за пять месяцев этого года, согласно оценке DSM Group, на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. в рублевом выражении. В штуках – только на 1%. Средняя стоимость упаковки составила в мае 2016 г. около 148 руб., это на 6,2% больше, чем в мае 2015 г., гласит отчет DSM.

Врач должен прописывать в рецепте международное непатентованное название (МНН) лекарства, а не бренд, указывает исполнительный директор некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» Елена Неволина. Причем фармацевт в аптеке обязан предложить покупателю все аналоги этого лекарства и объяснить, почему одно стоит дороже другого. Но на практике так происходит не всегда, признает Неволина, и посетитель аптеки сам спрашивает лекарства подешевле. Она подтверждает: россияне все чаще выбирают аптеки-дискаунтеры и отдают предпочтение российским препаратам, эта тенденция наблюдается уже не первый год и пока нет предпосылок к изменению ситуации. Именно поэтому отечественные лекарства стали занимать более значительную часть рынка в натуральном выражении, подытоживает Неволина.

Аптечный рынок действительно движется в сторону дискаунтеров, кризис пока не закончился и средний чек по-прежнему падает, признает директор департамента маркетинга и рекламы группы компаний «Протек» Наталья Бурдина. По ее словам, в аптеках «Ригла», «Будь здоров!» и «Живика» (входят в «Протек») провизоры предлагают покупателям разные аналоги указанного в рецепте МНН, начиная от оригинального препарата и заканчивая брендированными и небрендированными дженериками. Выручка компании из-за стремления покупателя сэкономить страдает, констатирует Бурдина, но крупной аптечной сети вроде «Риглы» проще это пережить благодаря финансовой устойчивости и наличию больших контрактов с поставщиками.

Те же тенденции замечает «Эвалар» (производитель лекарств, развивает одноименную аптечную сеть). Потребитель уже давно стал экономить на безрецептурных лекарствах и биологически активных добавках, особенно если в них нет критической необходимости, говорит представитель компании. Кроме того, покупатель все чаще выбирает российские лекарства вместо импортных, в «Эваларе» есть целые категории продуктов, продажи которых растут именно благодаря попыткам людей экономить.
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Предписания врачей