Введение
Инфекция, обусловленная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), – одна из важнейших медико-социальных проблем современного здравоохранения [1]. Количество ВИЧ-инфицированных как в России, так и в мире увеличивается [2]. Клинические проявления ВИЧ-инфекции на разных стадиях различны. Нередко наблюдаемое при этом поражение кожи и слизистых оболочек может иметь диагностическое и прогностическое значение [3, 4].
К. Вольф и соавт. полагают, что поражение иммунной системы кожи ВИЧ лежит в основе большинства кожных болезней у ВИЧ-инфицированных [5].
Для оценки влияния кожных заболеваний на качество жизни используются специально разработанные дерматологические индексы [6, 7].
Целью исследования стали выявление особенностей течения и частоты встречаемости кожных болезней при ВИЧ-инфекции и оценка влияния антиретровирусной терапии (АРТ) на клинические проявления заболеваний кожи и качество жизни больных.
Материал и методы
За 2016 и 2017 гг. на базе инфекционной клинической больницы № 2 г. Москвы было обследовано 380 ВИЧ-инфицированных. Патология кожи и слизистых оболочек выявлена у 328 (86,3%) пациентов (187 (57%) мужчин, 141 (43%) женщина). Возраст больных: до 30 лет – 123 (37,5%), от 30 до 40 лет – 139 (42,4%), до 50 лет – 59 (17,9%), старше 50 лет – 7 (2,1%). АРТ получали 176 (53,7%) пациентов.
Проведены исследования:
Кроме того, влияние кожных заболеваний на качество жизни ВИЧ-инфицированных оценивали с помощью ДИКЖ (дерматологический индекс качества жизни). ДИКЖ использовали для сравнения различной дерматологической патологии (не ассоциированной с ВИЧ-инфекцией) на фоне применения (неприменения) АРТ.
Как известно, для оценки степени негативного влияния кожного заболевания на разные аспекты жизни пациента используется вопросник из десяти пунктов (каждый вопрос – от 0 до 3 баллов). ДИКЖ рассчитывается суммированием баллов по каждому вопросу. Сумма 0 баллов означает отсутствие влияния на качество жизни больного. По мере приближения показателя к отметке 30 баллов негативное влияние заболевания на качество жизни усиливается.
Все дерматологические заболевания подразделяются на две группы:
Пациенты обеих групп были разделены на подгруппы в зависимости от уровня CD4+-лимфоцитов:
При статистическом анализе использовали программу SPSS Statistics 17.0.
Результаты и их обсуждение
Зависимость распространенности ВИЧ-ассоциированных кожных заболеваний от уровня CD4+-лимфоцитов представлена на рис. 1. Частота встречаемости кожной патологии у ВИЧ-инфицированных статистически значимо увеличивалась по мере снижения содержания CD4+-лимфоцитов и суммарно превышала общее количество больных в подгруппах, что свидетельствовало о наличии нескольких кожных заболеваний у одного ВИЧ-инфицированного. Так, если в первой подгруппе на одного пациента приходилось 0,84 кожного заболевания, то в четвертой подгруппе этот показатель составлял 2,6 (p ≤ 0,01). При этом в отличие от первой подгруппы в четвертой Herpes simplex, Herpes zoster, контагиозный моллюск и пиодермии регистрировались в несколько раз чаще (в 8,25, 13, 4,9 и 9,3 раза соответственно).
Частота встречаемости ВИЧ-неассоциированной кожной патологии в подгруппах в зависимости от уровня CD4+-лимфоцитов представлена на рис. 2. Анализ кожных заболеваний в подгруппах показал, что не ассоциированная с ВИЧ-инфекцией патология достоверно не различалась в подгруппах и не зависела от количества CD4+-лимфоцитов.
Для сравнения заболеваний кожи различного генеза и их взаимосвязи с уровнем CD4+-лимфоцитов использовали ДИКЖ. Изменения влияния кожной патологии, не ассоциированной с ВИЧ-инфекцией, на качество жизни больных приведены на рис. 3.
При оценке ДИКЖ в группе ВИЧ-неассоциированной патологии кожи установлена прямая зависимость между уровнем CD4+-лимфоцитов и качеством жизни больных. При этом в случае снижения концентрации CD4+-лимфоцитов усугублялось течение дерматологической патологии, а следовательно, ухудшалось качество жизни больных.
У пациентов оценивали влияние АРТ на течение кожных заболеваний. Пациенты с ВИЧ-неассоциированной кожной патологией были разделены на подгруппы в зависимости от назначения/неназначения АРТ или отсутствия эффекта от проводимой терапии (увеличение вирусной нагрузки в анализах крови) (рис. 4). По мере уменьшения уровня CD4+-лимфоцитов ДИКЖ у больных с ВИЧ-неассоциированной патологией кожи в отсутствие АРТ или эффекта от проводимой терапии несколько увеличился. Таким образом, в группе ВИЧ-неассоциированной патологии кожи АРТ оказывала выраженный положительный эффект на течение заболевания.
Выводы
На основании полученных результатов были сделаны следующие выводы.