С целью оценки воздействия пробиотиков на респираторные инфекции (РИ) был проведен систематический обзор рандомизированных контролируемых исследований (РКИ) с января 2010 года по январь 2020 года. Литературный поиск осуществляли в базах данных PubMed, Google Scholar, Embase, Scopus, Clinicaltrials.gov и International Clinical Trials Registry Platform.
Была рассмотрена эффективность пробиотиков в профилактике и / или лечении заболеваний, связанных с РИ, включая COVID-19.
Всего было проанализировано 27 клинических исследований, проведенных на популяции 9433 пациентов с РИ, и еще 10 продолжающихся клинических исследований влияния пробиотиков на течение коронавирусной инфекции 2019 (COVID-19).
В 9 исследованиях из 27 изучали комбинацию мультиштаммовых пробиотических бактерий, в 15 - моноштаммовые пробиотические бактерии, в 2 исследованиях была оценена эффективность пребиотиков, в одном – эффективность пробиотиков и пребиотиков. Также было изучено влияние пробиотиков (7 КИ) и пребиотических соединений (1 КИ) на эффективность вакцин. Наиболее часто применяли штаммы L. Rhamnosus и L.paracasei.
Частота применения пробиотиков в исследованиях на популяциях пациентов с РИ
Пробиотики влияют как на приобретенную, так и на врожденную иммунную систему и снижают тяжесть течения инфекций верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта (Khani et al., 2012). Пробиотики повышают уровень интерферонов I типа, количество и активность естественных киллеров (NK), Т-клеток и антигенпрезентирующих клеток, а также уровень специфических антител в легких (de Vrese et al., 2005). Штаммы пробиотиков регулируют динамический баланс между иммунорегуляторными и провоспалительными цитокинами. В исследованиях было показано, что пробиотики снижали титр вирусов, заболеваемость и продолжительность респираторных инфекций, а также повышали эффективность вакцин против гриппа и качество жизни. Противовирусные и иммуномодулирующие эффекты и способность пробиотиков стимулировать выработку интерферона являются основой рекомендаций их применения в качестве дополнительной профилактической меры в условиях пандемии COVID-19.
На основании полученных результатов, авторы полагают, что применение пробиотиков может оказать положительный эффект в снижении тяжести ОРДС, основного осложнения COVID-19. Некоторые пробиотические компоненты могут связываться с белками-шипами (S) и белками рецептора ACE2 и предотвращать проникновение вируса в организм хозяина (Anwar et al., 2020).
Точные механизмы действия пробиотиков при РИ пока не известны. По-видимому, их эффекты являются специфичными и зависят от видов и штаммов микроорганизмов. Допускается, что в целом пробиотики имеют схожий механизм действия, в связи с чем многие противовоспалительные эффекты в кишечнике могут быть экстраполированы на дыхательные пути (Prince, 2020). На основании обзора литературы авторы пришли к выводу, что положительный эффект пробиотиков и синбиотиков в качестве профилактического и дополнительного лечения пациентов с РИ является многообещающей стратегией, направленной на уменьшение тяжести симптомов респираторной инфекции, сокращение продолжительности заболевания, улучшение качества жизни. По мнению авторов, этот систематический обзор крупных многоцентровых клинических исследований с участием нескольких стран будет способствовать пониманию определения потенциального использования пробиотиков и / или пребиотиков в условиях пандемиии COVID-19. Этот обзор был подготовлен с целью всесторонней оценки эффективности пробиотиков в лечении и профилактике РИ, которые также могут быть эффективны и в отношении COVID-19. Большинство исследований пробиотиков ограничивается желудочно-кишечным трактом вследствие его важности и традиционного использования в этой области. Недавние РКИ, посвященные оценке использования пробиотиков в лечении РИ, были организованы благодаря широкому спектру применения пробиотиков и их потенциальной эффективности в контроле и терапии некоторых инфекций, включая инфекции, развивающиеся на фоне аллергического и атопического дерматита (Prince, 2020). В предыдущем обзоре исследований было показано, что влияние пробиотиков на распространенные ИВДП, в том числе вирусные инфекции, широко исследовали в РКИ, а также в многочисленных обзорах и мета-анализах (например, King et al., 2014, Prince, 2020, Shin et al., 2015). Этот систематический обзор был нацелен на анализ результатов клинических исследований эффективности пробиотиков в лечении РИ за последние 10 лет.
В 3 из 27 проанализированных клинических исследований было показано, что пробиотики не играют существенной роли в укреплении иммунной системы и улучшении защиты организма от болезней. Различия в ответах на лечение пробиотиками в разных исследованиях могут быть объяснены различиями в характеристиках пациентов (возраст, пол и образ жизни), заболеваемости ИВДП, недостаточной величиной выборки, сезонностью исследования, разными режимами дозирования, продолжительностью лечения и тяжестью заболевания, а также применением пробиотиков с одним или несколькими штаммами, разными способами введения и др., что требуют проведения дальнейших исследований. Точные механизмы действия пробиотиков при РИ пока не известны. По-видимому, эффекты пробиотиков являются специфичными и зависят от видов и штаммов микроорганизмов. Предполагается несколько механизмов действия пробиотиков, которые определются их свойствами и целевыми заболеваниями. Допускается, что в целом пробиотики имеют схожий механизм действия, в связи с чем многие противовоспалительные эффекты пробиотиков в кишечнике могут быть экстраполированы на дыхательные пути (Prince, 2020). Воспаление играет фундаментальную роль в патогенезе COVID-19; дисбаланс между провоспалительными и противовоспалительными цитокинами, приводящий к цитокиновому шторму, в настоящее время считается основным фактором прогрессирования инфекции COVID-19 (Hao et al., 2015), при которой нарушается гомеостатический баланс между клетками Treg (IL-10) и Th17 (IL-17). Эпителиальные клетки кишечника могут секретировать различные цитокины и отвечать на них посредством презентации CD1d в виде MHC-подобных молекул, продуцирующих противовоспалительный цитокин IL-10 после активации STAT3 (Hao et al., 2015).
Дендритные клетки (ДК), относящиеся к гетерогенному семейству иммунных клеток, являются одним из ключевых факторов в регулировании иммунных ответов, связывая врожденные и приобретенные иммунные ответы посредством точного распознавания патогенных и эндогенных воспалительных сигналов. Они подразделяются на плазмацитоидные ДК (pDC), миелоидные ДК (mDC) и дендритные клетки CD8. К редкой и важной подгруппе ДК относятся pDC, которые выполняют функцию «контрольной вышки» при вирусных инфекциях, производя большое количество интерферонов (ИФН) (Lythgoe and Middleton, 2020). В культуре макрофагов L. rhamnosus LC705 препятствует репликации вируса гриппа A и продукции вирусного белка, индуцируя активацию гена, связанного с интерфероном I типа (Lythgoe and Middleton, 2020). В некоторых исследованиях сообщали, что пробиотик L. lactis JCM5805 приводит к облегчению симптомов простуды и активирует pDC человека среди мононуклеарных клеток периферической крови, что особенно выражено в подгруппе здоровых добровольцев, изначально демонстрирующих низкую активность pDC (Rizzardini et al., 2012).
Во многих клинических исследованиях было показано, что пробиотики стимулируют ответ антител на вирусную вакцину.
Считается, что пробиотики могут модулировать кишечную микробиоту и стабилизировать полезную микробную популяцию, конкурируя с патогенными бактериями за питательные Точный механизм действия пробиотиков на иммунную систему до конца не изучен.вещества и места адгезии и продуцируя метаболиты.
На основании обзора литературы авторы пришли к выводу, что положительный эффект пробиотиков и синбиотиков в качестве профилактического и дополнительного лечения пациентов с РИ является многообещающей стратегией, направленной на уменьшение тяжести симптомов респираторной инфекции, сокращение продолжительности заболевания, улучшение качества жизни. Про мнению авторов, этот систематический обзор крупных многоцентровых клинических исследований с участием нескольких стран будет способствовать пониманию в определении потенциального использования пробиотиков и / или пребиотиков в условиях пандемиии COVID-19.