Актуальность
В любой медицинской специальности есть темы, интересующие узкий круг исследователей, и направления, вызывающие интерес у разных специалистов. К такой глобальной проблеме относится аллергия [1, 2]. Широкое распространение аллергических заболеваний, огромные финансовые затраты населения и резкое снижение качества жизни при обострении – темы, актуальные для врачей разных специальностей [3]. Аллергический ринит (АР), как круглогодичный (КАР), так сезонный (САР), входит в тройку самых распространенных аллергических болезней [4]. В последнее время говорят о персонифицированном подходе к каждому пациенту [5]. Любая терапия должна быть удобна в применении и обеспечивать быстрый контроль симптомов аллергии. Доступная стоимость лечения также является немаловажным фактором.
При САР используется комплексная терапия – элиминация аллергена, антигистаминные препараты как местного, так и системного действия, а также деконгестанты для восстановления носового дыхания [1, 2, 6]. Развитие респираторной инфекции на фоне аллергического заболевания требует применения эффективных лекарственных препаратов. Для профилактики полипрагмазии и удобства использования все большее распространение получают лекарственные средства, в состав которых входит несколько компонентов.
Комплексный препарат Фринозол содержит комбинацию агониста альфа-1-адренорецепторов (фенилэфрин) и блокатора гистаминовых H1-рецепторов второго поколения (цетиризин), что соответствует клиническим рекомендациям по лечению АР, которые предписывают использовать при АР деконгестант только в сочетании с неседативными антигистаминными препаратами. При этом большая часть таблетированных форм антигистаминных препаратов имеют седативный эффект, который возникает с различной частотой (например, для цетиризина – 9,63%) [7–9]. Деконгестанты быстро снимают заложенность носа, однако при их применении часто возникает привыкание, что приводит к медикаментозному риниту [10]. Пероральная антигипертензивная терапия обладает рядом нежелательных явлений, в том числе сонливостью и снижением концентрации внимания, так что их прием может ухудшать качество жизни пациентов [7–9]. Таким образом, применение Фринозола позволяет добиться уменьшения проницаемости капилляров и приостановить развитие аллергической реакции. В результате купируется отек слизистой оболочки полости носа, улучшается дренажная функция соустий придаточных пазух носа, восстанавливается мукоцилиарный клиренс. Кроме того, использование комплексного препарата Фринозол ассоциируется с быстрым достижением высоких концентраций лекарственных средств в слизистой оболочке полости носа, эффективным восстановлением носового дыхания, снижением риска полипрагмазии. Препарат удобен в применении. Цетиризин в форме спрея практически не обладает системным действием и соответственно не вызывает системных нежелательных явлений [11], а также в силу крайне низкой системной абсорбции передозировка Фринозолом практически невозможна [9].
Материал и методы
На клинических базах кафедры оториноларингологии Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова проведено сравнительное наблюдательное исследование по комплексному лечению пациентов с САР и клиническими проявлениями острой респираторной инфекции (ОРИ). Были сформированы две клинические группы по 30 пациентов. Критериями включения были наличие подтвержденного САР и симптомы заболевания ОРИ. Больные обеих групп были сопоставимы по полу, возрасту (табл. 1) и длительности заболевания. Пациенты предъявляли жалобы на заложенность носа, нарушение носового дыхания, слизистое отделяемое из носа, недомогание.
Исследование, длительность которого составляла семь суток, включало три визита:
Пациенты заполняли дневники самонаблюдения, отмечали прием назначенных препаратов и применение деконгестантов, заполняли опросники по визуальной аналоговой шкале (ВАШ). На первом и третьем визитах выполнялась передняя активная риноманометрия (ПАРМ). На всех визитах врачи по балльной системе оценивали гиперемию и отечность слизистой оболочки полости носа, наличие слизистого отделяемого.
Больные контрольной группы получали блокатор Н1-гистаминовых рецепторов цетиризин 10 мг по одной таблетке один раз в сутки в течение семи дней, пациенты основной группы – Фринозол по два впрыска два раза в сутки до семи дней. При необходимости пациентам обеих групп было разрешено использовать местно сосудосуживающие средства, изотонический солевой раствор, жаропонижающие средства.
Все больные подписали информированное согласие перед включением в клиническое исследование.
Результаты
Показатели ПАРМ. Данные ПАРМ до начала лечения свидетельствовали о высокой степени назальной обструкции в обеих группах. При обследовании после окончания курса лечения отмечался прирост суммарного носового потока, а также снижение суммарного носового сопротивления на вдохе, что свидетельствовало о восстановлении свободного носового дыхания (рис. 1 и 2). После лечения показатели ПАРМ достигли либо превысили значение нормы (> 600 сПа/мл) в обеих группах (табл. 2 и 3).
Таким образом, эффективность Фринозола и цетиризина у пациентов с САР и катаральными явлениями в снятии назальной обструкции сопоставима.
Показатели оценки симптомов по четырехбалльной шкале. Все пациенты предъявляли жалобы на заложенность носа и затруднение носового дыхания. Назальную обструкцию в день включения в клиническое исследование и начала терапии оценивали как высокую (3 балла) 22 пациента основной группы (Фринозол) и 19 пациентов контрольной группы (цетиризин).
Кроме того, пациенты обеих групп отмечали активное отделяемое из носа, характеризуя его как прозрачное, водянистое, слизистое. Больных беспокоил выраженный зуд в полости носа. Сочетание проявлений САР и недомогания при ОРИ значительно снижало качество жизни, нарушало сон и дневную работоспособность. Пациенты обращались за медицинской помощью с первых дней заболевания. В среднем за медицинской помощью обращались на 3 ± 1 день от начала болезни. Динамика основных жалоб на фоне лечения представлена на рис. 3 и 4.
Субъективное улучшение носового дыхания отмечали пациенты обеих групп, но у большинства пациентов основной группы выраженный эффект был достигнут быстрее (рис. 5).
Частоту и длительность применения деконгестантов анализировали на основании дневников пациентов. Поскольку в состав Фринозола входит фенилэфрин, дополнительного назначения сосудосуживающих препаратов не потребовалось, за исключением первого дня. Но их использование в этот день было минимальным. В контрольной группе указанные препараты применялись в среднем 2–4 дня. Таким образом, в основной группе удалось значительно снизить нагрузку на сосуды слизистой оболочки полости носа.
Пациенты отмечали активное отделяемое из носа (3 балла) – 20 больных в основной группе (Фринозол) и 15 больных в группе контроля (цетиризин). В обеих группах достаточно быстро уменьшалось активное отделяемое из полости носа, однако в основной группе пациенты отмечали улучшение в более ранние сроки. Данные представлены на рис. 6.
Благодаря антигистаминной терапии зуд в области носа купировался быстрее, у части пациентов уже на второй день лечения. В основной группе таких пациентов было больше (рис. 7).
На фоне проводимого лечения положительная динамика показателей самочувствия пациентов по ВАШ отмечалась в обеих группах, но в основной группе она была более выраженной в отношении всех симптомов уже ко второму визиту (р < 0,05). В контрольной группе явное улучшение отмечалось к третьему визиту (рис. 8).
Эффективность Фринозола и цетиризина у пациентов с САР и ОРИ сопоставима. Однако в группе Фринозола раньше регистрировались улучшение общего состояния и прекращение отдельных симптомов. В дальнейшем эффект от лечения в обеих группах был сопоставимым.
Все пациенты отмечали удобство применения препарата Фринозол. Дополнительное использование деконгестантов в основной группе было минимальным в первый день, тогда как в группе цетиризина эти препараты применялись в среднем 2–4 дня.
Обсуждение
Вопросы, связанные с широкой распространенносттью аллергического ринита, ежегодным сезонным характером заболевания, огромными финансовыми затратами населения и резким снижением качества жизни при обострении, остаются крайне актуальными для врачей разных специальностей [3]. В последнее время все более популярным становится индивидуальный подход к каждому пациенту [5]. При выборе терапии стоит опираться на удобство применения и быстроту эффекта препарата в купировании симптомов аллергии. Деконгестанты быстро купируют заложенность носа, однако при их применении часто возникает привыкание, что приводит к медикаментозному риниту [10]. Пероральная антигипертензивная терапия ассоциируется с возникновением ряда нежелательных явлений, в том числе сонливостью и потерей концентрации внимания, что может негативно влиять на качество жизни пациентов [7–9].
Комплексный препарат Фринозол содержит комбинацию агониста альфа-1-адренорецепторов (фенилэфрин) и блокатора гистаминовых H1-рецепторов 2-го поколения (цетиризин). Фенилэфрин за счет мягкого влияния на слизистую оболочку характеризуется меньшим риском привыкания. Цетиризин в форме спрея практически не обладает системным действием и соответственно не вызывает системных нежелательных явлений [11], а также в силу крайне низкой системной абсорбции передозировка Фринозолом практически невозможна [9].
Согласно данным проведеного нами исследования сравнительной эффективности и безопасности Фринозола и перорального антигистаминного препарата цетиризин, Фринозол не уступает цетиризину, оба препарата эффективно снимают симптомы аллергического ринита. Однако в группе Фринозола эффект наступал быстрее, такие симптомы, как выделение из носа, заложенность и зуд, купировались быстрее – уже ко второму визиту. Более того, благодаря наличию фенилэфрина в составе Фринозола пациенты реже применяли деконгестанты, что снижало нагрузку на слизистую оболочку носа.
Таким образом, на фоне применения Фринозола улучшается состояние пациентов за счет быстрого купирования аллергического воспаления и уменьшения отека слизистой оболочки полости носа.
Фринозол включен в клинические рекомендации по лечению больных с аллергическим ринитом [2, 7].
За период исследования препарата Фринозол нежелательных побочных явлений не зафиксировано.
Клинический случай
Больной Б. 36 лет обратился с жалобами на заложенность носа, затруднение носового дыхания, слизистое отделяемое из носа, зуд, общее недомогание. На фоне проявлений САР (цветение березы) появились симптомы простуды. Данные жалобы беспокоят два дня. В анамнезе – подтвержденный САР от 2017 г. (береза, ольха, гречиха). Объективно: слизистая оболочка полости носа гиперемирована, нижние носовые раковины отечны, прозрачное слизистое отделяемое. Остальные ЛОР-органы без острой патологии. При обследовании: в общем анализе крови признаков острого воспаления нет. По данным ПАРМ (рис. 9), затруднение носового дыхания. Диагноз: острый ринит. Сезонный аллергический ринит. Назначено лечение: Фринозол по два впрыска два раза в сутки до семи дней. При необходимости разрешено использовать дополнительно местно оксиметазолин, изотонический солевой раствор, при повышении температуры – жаропонижающие средства. Курс терапии выдержан. Дополнительного применения деконгестантов не потребовалось. Пациент отметил явное улучшение состояния к третьему дню лечения, полный регресс жалоб – к шестому дню. Риноскопическая картина на седьмые сутки соответствовала норме. Риноманометрия близка к норме.
Выводы