Как известно, базовые цитостатики, используемые в лечении ряда онкологических заболеваний, характеризуются широким спектром токсических реакций, одним из серьезных проявлений которых является эметогенный эффект. В 2011 г. в России был зарегистрирован новый препарат палоносетрон. Палоносетрон обладает рядом преимуществ, которые определяют его особое положение среди блокаторов 5-НТ3-рецепторов. Высокая эффективность и удобство назначения (однократно при однодневной и один раз в два-три дня при многодневной химиотерапии) делают палоносетрон перспективным в профилактике острых и отсроченных эметогенных реакций.
Болезнь Гоше относится к группе лизосомных болезней накопления. В основе заболевания лежат мутации гена кислой бета-глюкозидазы, приводящие к снижению или полной утрате активности данного лизосомного фермента. Основные клинические проявления болезни Гоше типа I: спленомегалия, гепатомегалия, цитопения, поражение костно-суставной системы. Последнее в большинстве случаев определяет тяжесть течения заболевания и характеризуется выраженной гетерогенностью. Наиболее частой причиной болевого синдрома являются остеонекрозы, в частности асептические некрозы головок бедренных костей. Как следствие – формирование коксартрозов, приводящих к инвалидизации в молодом возрасте и требующих хирургического лечения – эндопротезирования тазобедренных суставов. Современное лечение болезни Гоше заключается в назначении пожизненной ферментозаместительной терапии рекомбинантной бета-глюкозидазой (имиглюцераза, Церезим®), характеризующейся отличной переносимостью и высокой клинической эффективностью. Своевременно назначенное лечение позволяет остановить прогрессирование заболевания и предотвратить поражение жизненно важных органов. Однако у взрослых пациентов заболевание зачастую диагностируется на стадии тяжелого поражения костно-суставной системы. В такой ситуации помимо ферментозаместительной терапии больные нуждаются в высококвалифицированной ортопедической помощи.
Регистр по лечению хронического миелоидного лейкоза (ХМЛ) – крупнейший мононозологический регистр, являющийся наблюдательной программой, содержащей данные о больных ХМЛ с целью оценки локальных подходов к диагностике и лечению в реальной клинической практике. К 1 февраля 2015 г. Регистр по лечению ХМЛ охватывал 91% населения РФ. Ежегодный прирост зарегистрированных случаев составляет по 13% в 2011–2013 гг. и 10% в 2014 г. от общего числа больных, включенных в Регистр по лечению ХМЛ. Число зарегистрированных больных достигает 6466 во всех статусах: живы 6043 (93%) пациента, умерло 373 (6,2%), нет данных о статусе 50 (0,8%) больных. Число умерших по годам составило: двое в 2011 г., 105 (1,6%) в 2012-м, 166 (2,8%) в 2013-м и 91 (1,4%) в 2014 г. Медиана возраста больных на момент диагностики ХМЛ составила 49,5 года (разброс от двух до 94 лет) – это наиболее социально активная часть населения. Наибольшее число случаев ХМЛ диагностируется в возрасте 50–69 лет – 50% от всех зарегистрированных больных. Достигнуты успехи в области диагностики ХМЛ: у 99% больных в рамках рутинной клинической практики проведены исследования, подтверждающие диагноз ХМЛ. Качество цитогенетического/молекулярного мониторинга остается на невысоком уровне – два и более исследования в год проводится только у 20–40% пациентов. В Регистре по лечению ХМЛ содержится информация о терапии ингибиторами тирозинкиназ (ИТК) у 5632 больных, что составляет 93% от общего числа больных ХМЛ в регистре. В качестве первой линии терапии преобладает лечение иматинибом – 88% случаев, в том числе в продвинутых фазах ХМЛ; 1,5% больных в клинической практике получают нилотиниб и дазатиниб. На вторую линию терапии ХМЛ, с неудачами предшествующего лечения, переведено 12% больных. В смене терапии нуждается 25–30% от общего числа больных, получающих ИТК в качестве первой линии в сниженных/повышенных дозах. При этом реальная потребность в смене ИТК для пациентов с непереносимостью проводимого лечения или его неудачами не соответствует возможности обеспечить всех нуждающихся в нем в полном объеме. Поэтому ключевыми вопросами лечения ХМЛ являются решение административных и научно-практических задач. Несомненно, следует продолжать работу по улучшению диагностики и лечения ХМЛ за счет обучения врачей. Это повысит качество мониторинга терапии и позволит своевременно принимать важные для жизни пациента решения (коррекция дозы или смена терапии).
О наиболее перспективных терапевтических подходах к лечению злокачественных новообразований, современных исследованиях в этой области и механизмах действия некоторых высокоэффективных препаратов рассказывает заведующая отделением химиотерапии Российского онкологического научного центра им. Н.Н. Блохина РАМН, доктор медицинских наук, профессор Вера Андреевна ГОРБУНОВА.
26.03.2015
Админов Админ
профессор, д.м.н Кардиология
Лечение инсомнии включает как назначение фармакологических средств, так и использование немедикаментозных методов. Начинать медикаментозное лечение предпочтительнее с растительных снотворных и гомеопатических средств и препаратов мелатонина. Среди немедикаментозных методов наиболее эффективными признаны методы психотерапии и поведенческой психокоррекции.
26.03.2015
Админов Админ
профессор, д.м.н Кардиология
Автором предложен алгоритм постановки диагноза и выбора метода лечения инсомнии, базирующийся на устоявшихся международных рекомендациях по лечению нарушений сна. Инсомния представляет собой гетерогенное клиническое состояние, отличающееся различной феноменологией (пре-, интра- и постсомнические расстройства), временными критериями и этиологическими факторами (первичная и вторичная). При диагностике и определении стратегии терапии следует учитывать клинические особенности пациентов, данные интроспективных шкал и результаты полисомнографического исследования. К неспецифическим методам лечения инсомнии относятся мероприятия по нормализации режима и гигиены сна, методы поведенческой терапии. Специфические методы подразумевают назначение лекарственной терапии.
25.03.2015
Админов Админ
профессор, д.м.н Кардиология
В статье анализируются наиболее известные физиологические и психологические концепции и модели сновидения. Все модели и концепции рассматриваются с точки зрения той функции, которой они наделяют либо фазу сна со сновидениями (физиологические модели), либо сами сновидения (психологические модели). Основными функциями сновидений признаются компенсаторно-восстановительная, информационная и сохранения состояния сна.
В статье рассматриваются строение, морфологические и нейрохимические связи гистаминергической системы головного мозга, которая играет ключевую роль в поддержании бодрствования. Кратко описываются биохимия оборота гистамина и характеристики гистаминовых рецепторов. Особое внимание уделено связи между гистаминовой и орексиновой (гипокретиновой) системами. Приводятся примеры влияния экспериментальной модуляции гистаминергической системы на цикл «сон – бодрствование». Сделан вывод о том, что орексиновые нейроны играют координирующую роль в поддержании бодрствования, воздействуя в первую очередь на гистаминовые нейроны. Обсуждаются возможности применения блокаторов центральных H₁-рецепторов гистамина для коррекции различных форм инсомнии.
Сомнология – наука о сне – в настоящее время активно развивается. К сожалению, врачи не всегда уделяют расстройствам сна достаточно внимания, между тем нарушение сна приводит к ухудшению физиологического и эмоционального состояния человека, существенно снижает качество его жизни. О совершенствовании медицинской помощи больным с нарушениями сна, о необходимости признания сомнологии самостоятельной специальностью, а также об истории отечественной сомнологии – в беседе с вице-президентом Национального общества по сомнологии и медицине сна, доцентом кафедры нервных болезней факультета послевузовского профессионального образования врачей, заведующим отделением медицины сна Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, к.м.н. Михаилом Гурьевичем ПОЛУЭКТОВЫМ.
25.03.2015
Админов Админ
профессор, д.м.н Кардиология