Актуальность
Аллергический ринит (АР) представляет собой воспаление слизистой оболочки полости носа, опосредованное иммуноглобулином (Ig) Е и детерминированное воздействием аллергических антигенов у генетически предрасположенных пациентов. АР сопровождается определенными симптомами. Основными из них считаются обильная ринорея, зуд в носовой полости, частое чихание, заложенность носа. Иногда имеет место аносмия. Примерно 40% взрослой популяции страдают различными формами АР. У 15% больных АР ассоциируется с бронхиальной астмой (БА). У 55–85% пациентов с БА отмечаются симптомы АР [1].
Распространенность АР в педиатрической популяции достигает 5% среди детей в возрасте до трех лет, 8,5% – среди детей в возрасте 6–7 лет. У детей в возрасте 13–14 лет уровень заболеваемости составляет 14,6%, а у лиц в возрасте 20 лет и старше – 46% [2].
У иммунокомпрометированных пациентов с круглогодичным АР наблюдаются дефекты функционирования интерфероновой системы и другие нарушения адаптивной противовирусной защиты. Вирусные антигены способны запускать механизм развития аллергической реакции, сочетающейся с формированием Th2-зависимого иммунного ответа [2, 3].
Как известно, интерфероны 1-го типа (альфа/бета) играют определенную роль в подавлении аллергических реакций. Кроме того, у лиц с нарушениями секреции белков-интерферонов 1-го типа развиваются тяжелые аллергоатопические заболевания [4, 5].
Иммунологическую основу аллергических реакций составляет дисрегуляторный механизм активации CD4+ Th2-клеток. Фактор транскрипции GATA3 относится к представителям регуляторных белков, содержащим домен zinc finger («цинковый палец»), с помощью которого регулируется CD4+ Th2-комплекс и настраивается цитокиновый локус Th2 для быстрой активации, что характерно для аллергических реакций. Интерфероны 1-го типа альфа и бета разрушают петлю активации белка GATA3 и способствуют эпигенетическому подавлению Th2-специфической регуляторной области в гене GATA3. Интерфероны 1-го типа ингибируют Th2-клетки и блокируют экспрессию гена GATA3, что приводит к подавлению аллергической воспалительной реакции [6].
Аллерген-специфические IgE связываются с определенными рецепторами на мембранах базофилов и тучных клеток, выделяется медиатор воспаления гистамин, формирующий основную клиническую картину – заложенность носа (из-за дилятации сосудов), чихание и зуд. Однако ключевую роль в формировании иммунного ответа в полости носа играют CD4+-лимфоциты (Т-хелперы), которые вместе с эозинофилами, базофилами, фагоцитарными нейтрофилами обусловливают позднюю клиническую симптоматику АР и способствуют переходу острого АР в хронический [7].
Секреторный IgA играет важную роль в иммунологической защите полости носа и защищает слизистую оболочку от внедрения аллергенов, бактериальных и вирусных патогенов. Экспрессия интерферон-стимулированных генов также происходит в слизистой оболочке полости носа. Взаимосвязь АР и острых респираторных заболеваний (ОРЗ) вирусно-бактериальной этиологии не подвергается сомнению. Собственно вирусные и бактериальные патогены могут быть причинно-следственными аллергенами и вызывать персистирующее аллергическое воспаление: во время ОРЗ возрастает частота госпитализаций с АР и БА [3].
С учетом сказанного использование препаратов рекомбинантного интерферона альфа-2b в терапии АР патогенетически оправдано: благодаря биологическому механизму действия интерферона, являющегося плейотропным цитокином, не только подавляется вирусная репликация, усиливается клеточный иммунитет за счет активации NR-клеток и фагоцитов, но и оказывается общее антиаллергическое действие. Указанные лекарственные препараты должны обладать высокими адгезивными свойствами к слизистой оболочке носовой полости, достаточной длительностью фармакологического действия, высокой местной активностью и низким риском развития побочных и нежелательных явлений [8].
Всем перечисленным требованиям отвечает отечественный препарат рекомбинантного интерферона альфа-2b ВИФЕРОН®в комплексе с антиоксидантами. Препарат ВИФЕРОН® выпускается в следующих лекарственных формах: мазь, гель и ректальные суппозитории.
Препарат характеризуется выраженным антивирусным действием и высокой иммуномодулирующей активностью [9].
Лекарственная форма геля наиболее применима для носовой полости. Обладая гидрофильными свойствами, гель ВИФЕРОН® легко адсорбируется на муцинозной поверхности мерцательного эпителия слизистой оболочки носовой полости, усиливает свою диффузионную способность в преодолении эпителиальных барьеров слизистых оболочек, а собственно гелевая форма равномерно выделяет действующее вещество из своей субстанции в течение пяти часов, в связи с чем белок-интерферон в препарате ВИФЕРОН® гель сохраняет стабильность долгое время [10].
Цель – изучить эффективность иммуномодулирующей терапии при АР у детей.
Материал и методы
На протяжении 13 недель (с сентября по ноябрь 2023 г.) мы изучали эффективность терапевтического применения иммуномодулирующего препарата ВИФЕРОН® гель у 36 детей с диагнозом сезонного АР.
Исследовательскую когорту представляли 17 (47,2%) пациентов женского пола и 19 (52,8%) – мужского (рис. 1).
Возрастную группу от четырех до семи лет составили 9 (25,0%) человек, 8–12 лет – 12 (33,3%), 13–18 лет – 15 (41,7%) пациентов (рис. 2).
Все участники исследования были разделены на две группы. В первую (основную) группу вошли 23 пациента, у которых оценивали иммунологические и клинические показатели до и после терапии препаратом ВИФЕРОН® гель. Вторую (контрольную) группу составили 13 детей, которые получали стандартную терапию. У них также оценивали иммунологические показатели до и после лечения.
Препарат ВИФЕРОН® 36 000 МЕ/г гель применяли по следующей схеме: пациентам основной группы вводили гель два раза в день (полоска геля 0,5 см) в каждый носовой ход в течение 14 дней. Кроме препарата рекомбинантного интерферона альфа-2b с антиоксидантами другого специфического лечения пациенты не получали, за исключением сосудосуживающих симптоматических средств для купирования заложенности носа.
Пациенты контрольной группы получали специфическую антиаллергическую терапию антигистаминными препаратами, назальными сосудосуживающими средствами. Интерферонотерапию в этой группе не назначали.
В ходе исследования изучали субпопуляции лимфоцитов CD3+, CD4+, CD8+, CD19+ в качестве клеточного и гуморального звеньев иммунитета. Иммунофенотипирование лимфоцитов осуществлялось методом проточной цитометрии на проточном цитометре Bekson Dickenson на основе частиц, покрытых моноклональными антителами к CD3+, CD4+, CD8+, CD19+ (компания «Сорбент», Москва). Показатели антителообразования в отношении иммуноглобулинов различных типов (IgA, IgM, IgG) изучали методом радиальной диффузии по Манчини. Уровень циркулирующих иммунных комплексов (ЦИК) определяли нефелометрическим методом. Бактерицидную активность нейтрофилов, обладающих фагоцитарной активностью, оценивали с помощью НСТ-теста с нитросиним тетразолием [11, 12].
В процессе изучения параметра фагоцитарной активности наряду с абсолютными показателями биолюминесценции использовали индекс фагоцитарной активности (метод ИФА), позволяющий сопоставлять абсолютные значения, полученные в разных клеточных системах. Достоверность метода подтверждена микроскопическим методом оценки процента фагоцитоза (количество клеток, захвативших один объект фагоцитоза и более из 100 подсчитанных фагоцитов), фагоцитарного числа (количество объектов фагоцитоза, которое в среднем приходится на один из 100 подсчитанных фагоцитов) и фагоцитарного индекса (количество объектов фагоцитоза, которое приходится на один истинный фагоцит) [13].
Антимикробную активность лизоцима как фактора неспецифической резистентности определяли с помощью бактериальной петли в асептических условиях на основе взвеси микроорганизмов на бульоне Мюллера – Хинтона. Оптическая плотность приготовленной бактериальной взвеси при измерении на денситометре соответствовала 0,5 единицы по стандарту мутности МакФарланда, или 1,5 × 108 КОЕ/мл. Метод серийных разведений обеспечивал достоверность полученных результатов. Антимикробную активность лизоцима анализировали на стандартных штаммах Micrococcus lysodeikticus ATCC 4698, Staphylococcus aureus ATCC 29213, Streptococcus pneumoniae ATCC 49619 и Str. agalactiae ATCC 13813 [14].
Статистическую обработку полученных данных осуществляли с использованием программ Micrоsоft Excel 2023 и STATISTICA 10 (StatSоft Inc., США, лицензия № STAФ999K347156W). Тип распределения количественных признаков устанавливали с учетом параметра Р, определяющего достоверные сведения отличий, выделенных на основании характеристик Холмогорова – Смирнова, Вилкоксона. Вычисляли также значения показателя Р1, обеспечивающего достоверные сведения отличий по отношению к группе детей до и после лечения. Для признаков с нормальным распределением рассчитывали среднюю арифметическую (М) и стандартное отклонение (σ). Различия считались статистически значимыми при p ≤ 0,05.
Результаты и обсуждение
В результате проведенного исследования была доказана эффективность применения в комплексном лечении препарата ВИФЕРОН® гель. Данные анализа показателей клеточного звена иммунитета после лечения представлены в табл. 1.
После проведенной терапии у пациентов, получавших ВИФЕРОН® гель, отмечалось повышение уровня CD3+-лимфоцитов – 62,74 ± 0,75 против 36,97 ± 1,08, CD4+-лимфоцитов – 29,89 ± 0,16 против 17,91 ± 0,19. Значения CD8+ имели тенденцию к повышению, однако различие в показателях до и после терапии недостоверно. Снижение показателей CD19+ наблюдалось в группе детей, находившихся на базисной терапии после лечения.
В показателях CD3+ и CD4+ у детей, получавших стандартную терапию, достоверного различия не выявлено. Зафиксировано лишь небольшое повышение CD3+ после общепринятой терапии – 42,4 ± 0,28 против 39,09 ± 0,66 и повышение CD4+ – 20,4 ± 0,38 против 17,68 ± 0,48 (Р1 > 0,05; р ≤ 0,05).
Данные в отношении гуморального звена иммунитета представлены на рис. 3. В основной группе уровни IgA составили 0,39 ± 0,09 и 2,29 ± 0,25 г/л (Р1 > 0,05; р ≤ 0,05), в контрольной – 0,66 ± 0,27 и 1,75 ± 0,06 г/л до и после лечения соответственно (Р1 > 0,05; р ≤ 0,05).
Показатели IgМ незначительно увеличились в группах, где были дети после лечения.
Зарегистрировано также повышение уровня IgG после лечения – 5,11 ± 1,41 против 1,30 ± 0,13 (Р1 > 0,05; р ≤ 0,05).
Показатели функциональной активности фагоцитов, фагоцитарного индекса, НСТ-теста, ЦИК и антимикробной активности лизоцима в крови представлены в табл. 2. На фоне применения препарата ВИФЕРОН® гель наблюдалось достоверное повышение активности фагоцитоза – 60,27 ± 1,67 против 51,96 ± 0,53. Кроме того, отмечалось повышение фагоцитарного индекса: 5,08 ± 0,02 против 3,96 ± 0,06 (Р1 > 0,05: р ≤ 0,05).
Значения спонтанного НСТ-теста составили 6,12 ± 1,25 и 9,16 ± 1,05 (Р1 > 0,05; р ≤ 0,5), стимулированного НСТ-теста – 23,93 ± 1,36 и 35,94 ± 1,67 до и после лечения соответственно (Р1 > 0,05; р ≤ 0,05).
До лечения значение активности лизоцима составляло 29,74 ± 0,27, после терапии – 36,02 ± 0,03 (Р1 > 0,05; р ≤ 0,05).
Показатели ЦИК повысились незначительно.
У детей, находившихся на базисной терапии, не выявлено достоверных различий в иммунологических показателях (р ≥ 0,05).
Результатом проведенного лечения стало снижение выраженности симптомов АР, таких как выделения из носа, заложенность носа и чихание. Пациенты констатировали улучшение состояния на восьмой неделе терапии (рис. 4).
Побочных эффектов или нежелательных явлений и осложнений у пациентов основной группы на фоне интерферонотерапии не зафиксировано. У пациентов контрольной группы отмечались незначительные побочные явления при использовании традиционной терапии (сухость и жжение в носовой полости), которые не потребовали специфического или симптоматического лечения и купировались самостоятельно.
Заключение
Полученные результаты позволяют сделать вывод о высокой эффективности препарата рекомбинантного интерферона альфа-2b ВИФЕРОН® гель в комплексе с антиоксидантами при сезонном АР у детей. На восьмой неделе терапии у пациентов основной группы, применявших данный препарат, выраженность симптомов АР уменьшилась в среднем в 2,5 раза. Побочных и иных нежелательных эффектов не наблюдалось. Лечение пациенты переносили хорошо.
Стабилизация иммунограммы и достоверное улучшение иммунологических показателей свидетельствуют о высокой иммуномодулирующей активности рекомбинантного интерферона альфа-2b в терапии сезонного АР у детей разных возрастных групп.
Включение в комплексную терапию АР препарата ВИФЕРОН® гель в комбинации с антигистаминными средствами, глюкокортикостероидами и симптоматическими сосудосуживающими препаратами местного интраназального действия поможет на более качественном, научно обоснованном уровне решить проблему адекватного лечения и профилактики АР у детей.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.