Введение
Острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ) – самое частое заболевание, которое поражает людей независимо от возраста, пола, места проживания, социального статуса. Инфекция проникает в организм через верхние дыхательные пути. Входными воротами служит главным образом слизистая оболочка полости носа, рта и ротоглотки. Опасность представляют осложнения вирусной инфекции – бактериальное воспаление, хронические процессы, необратимые изменения слизистой оболочки полости носа и околоносовых пазух. Поэтому целесообразна не только терапия, но и своевременная профилактика ОРВИ [1].
По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый взрослый человек в среднем 2–4 раза в год болеет острыми респираторными заболеваниями, школьник – четыре-пять раз, ребенок дошкольного возраста – шесть раз. Ребенок первого года жизни переносит от двух до 12 эпизодов респираторной инфекции [2]. Сокращение кратности и тяжести эпизодов ОРВИ – актуальная задача современной медицины.
Острый ринофарингит считается наиболее распространенным проявлением респираторной инфекции [3]. На фоне вирусной нагрузки на верхние дыхательные пути нарушается постоянство микробиоты, снижается местная иммунная защита, а следовательно, активируются патогенные бактерии [4, 5]. Микробиота полости рта – совокупность представителей различных таксономических групп микроорганизмов, населяющих полость рта как своеобразную экологическую нишу организма человека, вступающих в биохимические, иммунологические и прочие взаимодействия с макроорганизмом и друг с другом [6].
Одни из самых серьезных проблем современной медицины – возросшая резистентность патогенных микробов к основным группам антибиотиков и тенденция к увеличению количества антибиотикорезистентных штаммов. Применение пробиотиков в клинической практике становится наиболее перспективным направлением в аспекте профилактики бактериальных инфекций, вызванных резистентными микробами [7–9].
Таким образом, своевременная профилактика острой респираторной инфекции, в том числе с применением пробиотиков, позволяет предупредить развитие тяжелых форм заболевания и бактериальных осложнений [10].
Сказанное обусловливает интерес практикующих специалистов к поиску новых эффективных лекарственных препаратов. Одним из них является препарат БактоБЛИС, содержащий штамм Streptococcus salivarius К12 (SsК12). SsК12 – представитель нормальной микрофлоры ротовой полости и ротоглотки. Это первая линия защиты организма от проникновения респираторных инфекций, формирующаяся у человека сразу после рождения и угнетающая рост болезнетворных представителей микрофлоры [11]. SsК12 препятствуют дальнейшему инфицированию слизистой оболочки болезнетворными бактериями и грибами рода Candida [12]. БактоБЛИС способствует поддержанию и укреплению местного иммунитета за счет влияния на микрофлору полости рта [13].
Цель – оценить переносимость, безопасность, клиническую эффективность и влияние на частоту развития и тяжесть течения респираторной инфекции профилактического применения препарата БактоБЛИС в течение трех месяцев у здоровых добровольцев.
Материал и методы
Дизайн проспективного наблюдательного исследования пробиотического средства БактоБЛИС предусматривал визиты пациентов в дни 0–1-й, 45-й ± 3, 90-й ± 3, 180-й ± 3. В исследование были включены 100 здоровых добровольцев в возрасте от 18 до 30 лет без воспалительной патологии со стороны лор-органов. Пациенты были разделены поровну на две группы – основную и контрольную. В основной группе препарат БактоБЛИС назначали ежедневно перед сном по одной таблетке в течение трех месяцев. Пациенты контрольной группы использовали обычный режим без назначения дополнительных препаратов.
Результаты
Визит 1 (0–1-й день). У всех пациентов были взяты мазки с задней стенки глотки. У некоторых участников исследования были выявлены патогенные микроорганизмы в клинически незначимом количестве (рис. 1). Рост патогенной микрофлоры не обнаружен у 4 пациентов основной и 5 пациентов контрольной группы.
Визит 2 (день 45-й ± 3). Согласно результатам опроса, 68 пациентов (39 в основной группе, 29 – в контрольной) за прошедшее время не имели клинических проявлений ОРВИ. Как показал анализ дневников самонаблюдения, ОРВИ перенесли 11 пациентов основной группы (двое дважды) и 21 пациент контрольной группы (пятеро дважды) (рис. 2). Антибактериальные препараты для лечения заболеваний, возникших во время исследования, принимали 1 пациент основной и 5 пациентов контрольной группы.
Визит 3 (день 90-й ± 3). Как показал опрос, у 43 пациентов (32 в основной, 11 в контрольной группе) за прошедшие три месяца не было клинических проявлений ОРВИ. На основании анализа дневников самонаблюдения установлено, что ОРВИ перенесли 18 пациентов основной группы (шестеро более одного раза) и 39 – контрольной (11 свыше одного раза) (рис. 3). Системную антибактериальную терапию заболевания, возникшего во время исследования, получали 2 пациента основной и 9 – контрольной группы. Результаты обследования на визите 3, а также сравнительная характеристика пациентов обеих групп на визитах 1 и 3 представлены на рис. 4–6.
Рост патогенной микрофлоры не выявлен у 9 пациентов основной и 2 – контрольной группы.
Визит 4 (через шесть месяцев). Как показал опрос, за прошедшие шесть месяцев клинических проявлений ОРВИ не выявлено у 34 пациентов (26 в основной и 8 в контрольной группе). На основании анализа дневников самонаблюдения установлено, что ОРВИ перенесли 24 пациента основной группы (шестеро более одного раза) и 42 – контрольной (15 более одного раза) (рис. 7). Системную антибактериальную терапию заболевания, возникшего во время исследования, получали 3 пациента основной и 12 – контрольной группы. Результаты обследования на визите 4 и сравнительная характеристика пациентов обеих групп представлены на рис. 8.
Рост патогенной микрофлоры не выявлен у 24 пациентов основной и 5 – контрольной группы.
Заключение
За три месяца наблюдения клинических проявлений ОРВИ не имели 43 пациента (32 в основной и 11 в контрольной группе). После анализа дневников самонаблюдения установлено, что ОРВИ перенесли 18 пациентов основной группы (шестеро более одного раза) и 39 – контрольной (11 более одного раза).
Антибактериальные препараты для терапии заболеваний, возникших во время исследования, принимали 3 пациента основной и 9 – контрольной группы.
При анализе посевов мазков из ротоглотки на визите 3 рост патогенной микрофлоры не выявлен у 9 пациентов основной и 2 – контрольной группы.
За шесть месяцев наблюдения клинических проявлений ОРВИ не имели 34 пациента (26 в основной и 8 в контрольной группе).
После анализа дневников самонаблюдения установлено, что ОРВИ перенесли 24 пациента основной группы (шестеро более одного раза) и 42 пациента – контрольной (15 более одного раза).
Антибактериальные препараты для терапии заболеваний, возникших во время исследования, принимали 3 пациента основной группы и 12 – контрольной.
При анализе посевов мазков из ротоглотки на визите 3 рост патогенной микрофлоры не выявлен у 24 пациентов основной и 5 – контрольной группы.
Выводы
На основании результатов проведенного исследования сделан вывод о профилактическом эффекте трехмесячной курсовой пробиотической терапии препаратом БактоБЛИС. Его применение ассоциируется с уменьшением патогенной микробной обсемененности слизистой оболочки ротоглотки за счет коррекции дисбиотических состояний, восстановлением микробиотического равновесия и улучшением местного иммунитета.
К визиту 4 (через шесть месяцев наблюдения) ОРВИ перенесли 24 (48%) пациента основной группы (шестеро более одного раза) и 42 (84%) – контрольной (15 более одного раза). Это подтверждает эффективность препарата БактоБЛИС как средства профилактики ОРВИ.
Кроме того, за указанный период системную антибактериальную терапию заболевания, возникшего во время исследования, получили 3 (6%) пациента основной и 12 (24%) – контрольной группы. Исходя из этого, можно сделать вывод, что БактоБЛИС снижает нагрузку антимикробными препаратами за счет профилактики развития бактериальных осложнений.
В результате наблюдения за пациентами в течение шести месяцев установлено, что БактоБЛИС имеет высокий профиль безопасности, хорошую переносимость, лишен побочных эффектов, токсического и местно-раздражающего действия при длительном применении, демонстрирует доказанную антимикробную активность в отношении патогенной и условно-патогенной микрофлоры.