Несмотря на очевидный прогресс в совершенствовании медицинской помощи, лечение акромегалии остается сложной задачей. Об эффективных алгоритмах лечения больных с акромегалией шла речь на секционном заседании, посвященном мультидисциплинарным подходам в терапии заболевания, проходившем в рамках VI Московской конференции эндокринологов.
Наша страна практически целиком находится в зоне йодного дефицита разной степени выраженности. По данным экспертов, более 50 млн россиян страдают различными расстройствами, связанными с дефицитом йода. Значительная часть данных расстройств связана с недостаточностью йода в питании. Между тем Россия входит в число немногих стран, где до сих пор не решена проблема йододефицита. 

Какие законодательные препоны мешают внедрению массового йодирования соли в России? Что препятствует адекватному восприятию йодированной соли как ключевого средства профилактики заболеваний щитовидной железы, связанных с дефицитом йода? Эти и другие вопросы были в центре обсуждения участников круглого стола, состоявшегося под эгидой ЮНИСЕФ в России 26 апреля 2011 г. и приуроченного к первой глобальной министерской конференции по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям в Москве.
06.06.2011
Админов Админ
профессор, д.м.н Кардиология
Осложнения сахарного диабета (СД) остаются ключевой проблемой здравоохранения XXI века, поскольку являются наиболее частой причиной инвалидизации и летальности при СД. В течение нескольких десятилетий ученые продолжают изучать патогенез диабетических осложнений и разрабатывают лекарственные средства для их профилактики и лечения. 

Среди осложнений СД особое место занимает диабетическая нефропатия (ДН), которая является одной из главных причин терминальной хронической почечной недостаточности, требующей диализа или пересадки почки. Учитывая тот факт, что в Российской Федерации средняя частота ДН при СД 2 типа составляет 40,6% [6], лечение данного осложнения требует колоссальных материальных затрат.
В статье рассматриваются механизмы патогенетического лечения диабетической полинейропатии (ДПН), в частности, обсуждаются возможности применения нейротропных комплексов витаминов группы В. 

Приведены данные исследования эффективности препаратов Мильгамма® и Мильгамма композитум в лечении больных сахарным диабетом 1 и 2 типа с ДПН.
Препараты сульфонилмочевины применяются в качестве сахароснижающей терапии с конца 1950-х годов. Основной эффект этой группы препаратов – способность стимулировать секрецию инсулина через специфические рецепторы плазматической мембраны бета-клеток поджелудочной железы. Однако препараты первой генерации наряду с выраженным эффектом снижения уровня HbA1c продемонстрировали целый ряд недостатков: слабая селективность действия, негативное влияние на липидный обмен, увеличение массы тела, высокий риск развития гипогликемии. 

Препараты сульфонилмочевины второй генерации обладают более выраженным сахароснижающим эффектом и меньшим риском нежелательных явлений.  О выборе препарата сульфонилмочевины для лечения сахарного диабета и его осложнений мы беседуем с известным ученым, блестящим врачом-клиницистом, заведующим кафедрой эндокринологии и диабетологии МГМСУ, научным редактором нашего журнала профессором А.М. МКРТУМЯНОМ.
В статье рассматриваются механизмы антигипергликемического действия метформина – единственного препарата из группы бигуанидов, рекомендованного для лечения пациентов с сахарным диабетом 2 типа (СД 2). 

Приводятся данные исследования эффективности метформина в предотвращении развития СД 2 у пациентов с нарушенной толерантностью к глюкозе, а также обсуждаются преимущества новой формы метформина пролонгированного высвобождения Багомет® 850 мг и Багомет® 1000 мг.
06.06.2011
Админов Админ
профессор, д.м.н Кардиология
В настоящее время существуют три метода лечения болезни Грейвса: консервативный, хирургический и радиотерапевтический. Однако ни один из них нельзя назвать «золотым стандартом» лечения, а предпочтения эндокринологов весьма противоречивы. Недостатками медикаментозного лечения являются возможность развития побочных эффектов и высокая частота рецидива тиреотоксикоза после прекращения лечения. 

Хирургический метод лечения применяется при неэффективности или невозможности консервативного лечения больных, необходимым объемом оперативного вмешательства считается предельно субтотальная резекция щитовидной железы. Возможность применения радиоактивного йода в РФ, к сожалению, ограничена в связи с отсутствием специально оборудованных отделений, хотя это относительно безопасный, эффективный и неинвазивный метод лечения и в некоторых странах проводится в амбулаторном режиме.
Заместительная терапия гипотиреоза была и остается краеугольной проблемой тиреоидологии. В той или иной степени от нее зависят подходы к лечению большинства заболеваний щитовидной железы (ЩЖ), при этом не только самого гипотиреоза, но и других – болезни Грейвса, рака ЩЖ и пр. 

Именно отсутствие современных синтетических препаратов левотироксина (L-T4) и, что, возможно, еще более важно, современных методов оценки функции ЩЖ, в частности точного определения уровня ТТГ, предопределило в начале и середине прошлого века органосохраняющую концепцию хирургического лечения заболеваний ЩЖ. Многие другие подходы той эпохи, совершенно справедливые для своего времени, к сожалению, продолжили свою жизнь и сейчас, в совершенно другой технологической эпохе, превратившись в предрассудки.
06.06.2011
Админов Админ
профессор, д.м.н Кардиология
Все больший интерес врачей вызывают заболевания щитовидной железы. Гипотиреоз – это состояние, обусловленное дефицитом тиреоидных гормонов, который может быть вызван поражением самой железы, гипоталамо-гипофизарной системы, а также резистентностью тканей и органов к действию тиреоидных гормонов. 

Впервые гипотиреоз, причиной которого являлась атрофия щитовидной железы, описан В. Галлом в 1873 г. [9]. Немного позднее В. Орд предложил термин «микседема» (микс – «слизистый», едема – «отек») – слизистый отек кожи и подкожной клетчатки. В настоящее время этот термин используется для характеристики наиболее тяжелых форм заболевания. В статье рассматриваются вопросы клиники, диагностики и лечения гипотиреоза.
В этом году исполняется 90 лет со дня открытия инсулина Бантингом и Бестом. Событие было знаменательно тем, что удачный научный эксперимент за короткий срок – всего несколько месяцев – дал потрясающий результат в клинической практике. В январе 1922 г. в детской больнице Торонто впервые в клинической практике было проведено успешное лечение инсулином 14-летнего мальчика (Л. Томпсон), страдавшего тяжелой формой сахарного диабета (СД) 1 типа. Жизнь подростку удалось спасти. 

По-прежнему из существующих сахароснижающих препаратов инсулин – наиболее эффективный гипогликемический препарат. И что еще важно – по применению инсулина в лечении диабета накоплен самый большой клинический опыт. Инсулинотерапия жизненно необходима всем пациентам с сахарным диабетом 1 типа; у 30–40% пациентов c СД 2 типа, как убедительно продемонстрировали результаты UKPDS, только она позволяет достичь контроля гликемии. 

В отличие от других сахароснижающих препаратов не существует максимальной дозы инсулина, превышение которой не приводит к терапевтическому эффекту. На сегодняшний день пересматриваются многие традиционные представления о фармакотерапии СД 2. Принципиально важно, что показанием для инсулинотерапии стала не длительность заболевания, а невозможность достижения рекомендованного целевого контроля гликемии другими терапевтическими методами.