количество статей
5379
Загрузка...
Интервью

Лев Рудин: «Фониатры работают в рамках оториноларингологии, занимаясь проблемами голоса». 16 апреля – Международный день голоса

Беседовала Наталья Бухаровская
"ЭФФЕКТИВНАЯ ФАРМАКОТЕРАПИЯ. Пульмонология и оториноларингология" №2 2011
  • Аннотация
  • Статья
  • Ссылки
  • Комментарии
16 апреля будет отмечаться Международный день голоса. Фониатрия –  сравнительно молодая специализация. О том, чем занимаются отечественные фониатры, и о перспективах развития специализации рассказывает Президент Российской общественной академии голоса, Председатель Всероссийской коллегии фониатров и фонопедов,  кандидат медицинских наук, доцент Лев Борисович Рудин.   
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: голос, ассоциация фониатров, фонопеды
16 апреля будет отмечаться Международный день голоса. Фониатрия –  сравнительно молодая специализация. О том, чем занимаются отечественные фониатры, и о перспективах развития специализации рассказывает Президент Российской общественной академии голоса, Председатель Всероссийской коллегии фониатров и фонопедов,  кандидат медицинских наук, доцент Лев Борисович Рудин.   
К.м.н., доцент Л.Б. Рудин
К.м.н., доцент Л.Б. Рудин

– Лев Борисович, как  давно отмечается День голоса и почему именно 16 апреля?

– День голоса впервые был проведен в Бразилии в 1999 году как Национальный день голоса. C этого времени он стал ежегодным и проводится 16 апреля в Бразилии, США, Англии, странах Евросоюза, Аргентине и Португалии. Это событие объединяет как представителей медицины (оториноларингологов, фониатров, хирургов «голова – шея», логопедов), так и многих других людей, чья деятельность напрямую не связана с использованием голоса. Голос, наряду со слухом и зрением, является одним из основных механизмов эффективной коммуникации, поэтому в современном обществе голосовые проблемы оказывают значительное влияние на качество  жизни.

Основная задача Международного дня голоса – привлечь внимание людей к оценке состояния своего голоса, разъяснить влияние вредных привычек на голос, правила его гигиены, способы предотвращения заболеваний голосового аппарата. 

За рубежом к Международному дню голоса организуют научные симпозиумы, в СМИ проводят  всестороннюю просветительскую работу в области информирования людей о вреде курения, соблюдения гигиенических требований при голосообразовании  и т.д.

И в России проведение очень многих фониатрических мероприятий приходится именно на апрель. Наша Академия и Научно-клинический центр оториноларингологии тоже активизировали свою работу. Региональные центры, фониатры на местах организуют выездные бригады, проводят бесплатные профосмотры, выступают с лекциями, принимают участие в телевизионных программах, готовят статьи для газет и журналов. И надо признать, что с каждым годом проводится все больше  мероприятий по голосу, приуроченных именно к этому дню.

В современном обществе назрела необходимость измененить отношение к этой функции организма. Почему к голосу? Потому что фониатр или опытный ларинголог, которые вовремя обращают внимание на изменение голоса, могут в прямом смысле спасти человека от смерти. Следует помнить, что изменения качественных характеристик голоса и речи может быть сигналом серьезных заболеваний (нарушения мозгового кровообращения, опухолевого процесса и пр.). Если на это вовремя обратить внимание, то можно предупредить многие болезни. Голосовые изменения – это и проблема стойких ларингитов, не поддающихся лечению. Например, для рефлюксной болезни не характерен такой симптом, как изжога, зато бывает чувство кома в горле, скопление слизи. Микросимптоматика преходяща, а дисфония не проходит и может свидетельствовать о наличии заболевания ЖКТ. Таким образом, проведение Дня голоса включает в себя профилактические мероприятия и заставляет по-новому посмотреть на проблемы уже измененного голоса.

– Фониатрия – молодая специализация. Можно узнать подробнее, каковы цели и задачи Общества фониатров, чем занимаются специалисты этого профиля?

– Дело в  том, что фониатрия как

отдельная специальность из оториноларингологии не выделилась. То есть все мы работаем в рамках оториноларингологии, но кто-то больше занимается проблемами носа, мы же занимаемся проблемами голоса. Мы – это Всероссийская коллегия фониатров и фонопедов, которая стала преемницей Всероссийской ассоциации фониатров и фонопедов. Сейчас она в составе Российской общественной академии голоса – общероссийской общественной организации междисциплинарного характера, куда входят и вокальные и речевые педагоги, представители других смежных специальностей.  Подавляющее большинство фониатров и фонопедов состоят в Академии как в профессиональном союзе. Цель у сообщества одна – междисциплинарная интеграция специалистов, взаимообогащение междисциплинарными знаниями. А цель непосредственно фониатров –  это профилактика,  диагностика и лечение заболеваний голосового аппарата. Она – главная, и именно ей подчинены все остальные задачи, такие как разработка различных нормативных актов, рекомендаций, других документов, способов, методов, которые мы затем обсуждаем на конференциях, конгрессах и потом внедряем  в практику.

–  Как много сейчас фониатров в России?

– Очень мало. Состав коллегии фониатров и фонопедов все время колеблется, но вместе с фонопедами  нас порядка 110 человек. То есть фониатров в  стране, наверное, человек 90, и большинство из них состоят в коллегии. Тех, кто не состоит, человек 20. У нас достаточно узкий круг, поэтому все фониатры друг друга знают и активно работают в специальности. все состояли в Ассоциации фониатров и фонопедов, которую в свое время возглавлял профессор И.С. Василенко. Фониатры, которые не принимают участия в работе Академии и в профильных тематических мероприятиях, мало известны. Мы об их работе ничего не знаем. А если и знаем, то больше по отрицательным отзывам. Подавляющее большинство моих коллег сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге и еще в нескольких крупных городах, таких как Омск, Новосибирск, Екатеринбург. У нас есть фониатры, которые работают на несколько субъектов Федерации. В основном – один на край. Если врач ведет общий ЛОР-прием и еще сочетает с ним прием фониатрический, он тоже попадает в категорию специалистов-фониатров, при этом он может не работать в театре и других учреждениях культуры. Если не работать в учреждении культуры, т.е.  ежедневно не видеть вокалистов, драматических актеров, студентов соответствующих вузов, значит, это не фониатрия, а ларингология. Фониатром такого человека назвать сложно.  Можно пройти повышение квалификации по фониатрии, назвать себя фониатром, но от этого мало что изменится.

– Расскажите, пожалуйста, о Ваших пациентах. 

– Мы очень редко задумываемся о том, что с голосом может что-то происходить. Как правило, человек вспоминает о своем голосе только тогда, когда его теряет. Чаще это происходит с теми, кто не использует голосовой аппарат активно, профессионально. Однако в любом случае, если уж с голосом что-то произошло, качество жизни резко снижается, особенно у тех наших пациентов, кому приходится использовать голосовой аппарат активно. И тем более, если от этого зависит финансовое состояние, – например, у певцов или артистов драматического театра. Они, лишившись голоса, лишаются работы и заработка. А специфика голосовых расстройств такова, что трудоспособность утрачивается полностью. В период болезни наступает полная, но временная утрата нетрудоспособности. Другое дело, когда человек, скажем, работает за компьютером. Для него голосовые проблемы куда менее драматичны. Хотя сейчас не только актеры и певцы заинтересованно относятся к этой функции организма.  Для работодателя, например, приятный голос кандидата является несомненным плюсом. Тем более если работа связана с общением с людьми, ведением переговорного процесса. Сейчас очень активно такой контингент пытается получить дополнительные знания по технике речи, взять тренинги. Эти услуги давно востребованы у банкиров, руководителей, которые читают доклады, делают публичные отчеты. Если вы ведете переговорный процесс, то вам, во-первых, будет приятно слышать хороший, красивый голос и, во-вторых, качественную речь, которая должна быть нормативной. Если у говорящего речь прерывистая, голос напряженный и в нем чувствуется возбуждение, неуравновешенность, то это сразу передается собеседнику. Поэтому среди людей, которые вас окружают, есть те, с кем вам приятно и вы можете длительное время  общаться, и те, кого вы долго слушать не можете. От голосо-речевых качеств многое зависит. Наш слух, например, будет воспринимать хорошо поставленный голос певца, только если психика будет воспринимать его таковым. Если наша психика восприняла этот голос, мы его можем слушать бесконечно, он нам кажется льющимся, звонким, красивым. Мы не устаем от слушания этого певца, мы уходим вместе с ним в пение и говорим, что это хороший поставленный голос, что это хороший певец, умеющий донести смысл произведения. На самом деле все это воспринимает  наша психика через орган слуха, это психоакустический феномен. И если параметры в голосе правильные, качественное вибрато, определенные обертоны, то такой голос воспринимается нашей психикой как очень хороший и качественный. Отсюда следует, что фониатр должен быть постоянным доктором артиста, знать о нем все.

– В данный момент мы находимся в ансамбле имени А.В. Александрова. Каждый поющий артист бывает у Вас?

– Дело в том, что голос полностью зависит от внутреннего состояния человека и от состояния его психики, нервной системы, других органов и систем. Мы всегда можем определить в телефонном разговоре по голосу собеседника, что у него случилось – хорошее или плохое. Более того, определенные тембральные качества и характеристики, если их посмотреть через компьютерные акустические программы, можно использовать как детектор лжи. У Владимира Петровича Морозова есть работы, в которых по тембру голоса определяется степень  искренности и неискренности говорящего: по интонациям, по определенному тембральному составу можно определить, правду или неправду говорит человек. И в криминалистике существует целое направление по тембру голоса и речи. Мы же в большинстве случаев имеем дело с патологией гортани у работников учреждений культуры. Те из них, кто за голосовым аппаратом следит тщательно, как правило, избегают грубой патологии. А в основном проблемы голоса обусловлены функциональными расстройствами. И эти расстройства в 90% случаев связаны прежде всего с теми или иными состояниями организма, общим переутомлением, личными неурядицами, проблемами здоровья. И мы каждый раз разбираемся, почему возник, например, гипотонус голосовых связок – то, что в народе называется несмыканием. Дело в том, что голосовая мышца более вынослива, чем сердечная. В экспериментах при постоянной 6-часовой работе в голосовой мышце не наблюдалось биохимических сдвигов, которые говорили бы о ее утомлении. Она в принципе неутомима, как и сердечная мышца. Поэтому говорить об утомлении голосового аппарата можно только при совсем  неверной постановке голоса. Хотя это тоже субъективно, потому что нет объективных критериев, которые бы указывали на хорошую или плохую постановку голоса у певца. Чаще всего фониатру приходится разбираться в общих проблемах здоровья. В этом его работа сходна с работой семейного врача. Мы всех своих актеров знаем, можем предвидеть их реакции и оказывать им своевременную помощь.

– В этом году планируется проведение Междисциплинарого конгресса «Голос». Чем он будет отличаться от предыдущих?

– Российская общественная академия голоса традиционно раз в 2 года проводит свое главное научное мероприятие – Междисциплинарный конгресс «Голос». В первый раз он проводился в 2007 г., на нем и была организована Российская общественная академия голоса. В 2009 г. состоялся второй конгресс. И с 28 сентября по 1 октября 2011 г. мы проведем уже 3-й Международный междисциплинарный конгресс голоса. Он заявлен в этом году на двух языках: на русском и на английском. Тезисы мы тоже будем принимать на русском или на английском. Анонсирование этого конгресса идет в 36 странах мира. Мы хотим его сделать поистине международным, а не с международным участием. Конгресс будет проходить в здании ансамбля им. Александрова, нашего надежного партнера. Первый конгресс проходил тоже здесь. У нас тогда еще не было финансирования, и мы до сих пор благодарны им. Ансамблю Александрова за то, что с его помощью и участием мы смогли провести этот форум. Тогда в наше распоряжение на два дня было отдано все здание. И мы очень благодарны директору Ансамбля Леониду Ивановичу Малееву за проявленное к нам внимание, за то, что Ансамбль готов помочь в проведении столь крупного мероприятия.

Мы приглашаем всех желающих принять участие в 3-м конгрессе.

– Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития фониатрии?

– В настоящее время отечественная фониатрия переживает не лучшие времена. Связано это, прежде всего, с тем, что нормативные акты,  существовавшие в Советском Союзе, перестали действовать. После этого у нас стали активно расформировывать фониатрические центры, которые имели статус межобластных. Их осталось только два, и то  исключительно благодаря инициативе фониатров на местах. Поэтому сейчас наш НКЦ оториноларингологии этой проблемой занимается. Мы пытаемся через Минздравсоцразвития провести обоснование этой формы работы, необходимости оказания данных услуг. И параллельно пытаемся структурировать всю эту службу через Министерство культуры, а именно через ведомственные кабинеты. Надеемся, что  это направление окажется более перспективным.

– Лев Борисович, Вы сами пели, оканчивали параллельно медицинскую академию и музыкальное училище. Скажите, пожалуйста, почему Вы выбрали карьеру доктора, а не певца?

– Путь в фониатрию мне открыл мой вокальный педагог, который однажды  сказал: «Тебе сам бог велел быть фониатром! У тебя в совокупности два  образования. И этим грех не воспользоваться». Я задумался, а потом погрузился в фониатрию, что называется, с головой и… открыл для себя целый мир. И теперь, когда ко мне приходят пациенты и высказывают жалобы, которые обычным врачом воспринимаются неоднозначно, мне легко их  понять, потому что сам пел, сам имел проблемы с голосом и сам их пытался решать. Так этот путь и определился. Он оказался для меня очень интересным.

  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: голос, ассоциация фониатров, фонопеды

Мероприятия по теме