количество статей
6422
Интервью

Профессор В.В. ЗАХАРОВ: «В любом возрасте можно иметь хорошую память и ясный интеллект»

Медфорум
Эффективная фармакотерапия. 2020. Том 16. № 29. Неврология и психиатрия
  • Аннотация
  • Статья
  • Ссылки
Что такое когнитивные нарушения? Какова их распространенность? Как помочь пациентам с нарушенным когнитивным статусом? На эти и другие вопросы нашего корреспондента отвечает д.м.н., профессор кафедры нервных болезней лечебного факультета Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова Владимир Владимирович ЗАХАРОВ.
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: память, ясный интеллект, когнитивные расстройства, нервная деятельность, мемантин
Что такое когнитивные нарушения? Какова их распространенность? Как помочь пациентам с нарушенным когнитивным статусом? На эти и другие вопросы нашего корреспондента отвечает д.м.н., профессор кафедры нервных болезней лечебного факультета Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова Владимир Владимирович ЗАХАРОВ.
В.В. Захаров
В.В. Захаров

– Владимир Владимирович, вы являетесь специалистом в области неврологии, диагностики и лечения когнитивных расстройств, развивающихся на фоне соматических и неврологических болезней. Что такое когнитивные нарушения и как они классифицируются?

– Когнитивные нарушения – это расстройство памяти, внимания и мышления, снижение умственной работоспособности. Они очень часто встречаются при заболеваниях головного мозга, соматических расстройствах, пограничной психической патологии. Их распространенность неуклонно растет. Прежде всего это обусловлено увеличением продолжительности жизни. Когнитивные расстройства могут отмечаться у пациентов любого возраста, но чаще у пожилых. Социальная изоляция, в которой сегодня оказались многие пожилые люди из-за пандемии новой коронавирусной инфекции, еще один очень серьезный фактор риска когнитивных расстройств, значение которого нам еще предстоит оценить.

– Насколько часто в вашей практике встречаются пациенты с выраженными когнитивными расстройствами?

– К сожалению, достаточно часто, практически ежедневно. И одна из причин – низкая информированность населения. Забывчивость пожилого человека считается чуть ли не нормой. Тревогу родственники начинают бить, только когда пожилой человек перестает себя обслуживать или начинает неадекватно себя вести. Конечно, и на тяжелой стадии больному можно помочь. Но лучше ставить диагноз раньше, когда эффективна не только симптоматическая, но и патогенетическая терапия. Но дело не только в родственниках. Многие врачи также игнорируют проблему когнитивных расстройств, ведь когнитивные нарушения не угрожают жизни, не влияют на работу внутренних органов. Когда же пациент утрачивает способность к мышлению и какой-либо продуктивной деятельности, тогда становится понятно, что на самом деле важно для человека.

– С какими основными заболеваниями, негативно влияющими на высшую нервную деятельность, связаны нарушения мышления и памяти?

– Две самые распространенные причины когнитивных нарушений – болезнь Альцгеймера и цереброваскулярная патология. И та и другая очень частые, почти обязательные спутники долголетия. Морфологические признаки данных заболеваний обнаруживаются у подавляющего большинства пожилых людей. К счастью, не все имеют клинические проявления – наш мозг создан с очень большим запасом. Но чем дольше человек живет, тем больше накапливается патологических изменений и, следовательно, увеличивается вероятность клинической манифестации. Поэтому проблема профилактики когнитивных нарушений актуальна для всех, кто хочет жить долго.

– Какие современные методики исследования функций запоминания, воспроизведения, анализа и синтеза информации применяют для диагностики когнитивных и мнестических нарушений?

– Когнитивные нарушения диагностируются сегодня так же, как и сто лет назад, с помощью нейропсихологических тестов. Но это не означает, что диагностические методики устарели. Напротив, это говорит об их высокой чувствительности и специфичности – для установления факта когнитивного снижения не нужно ничего, кроме карандаша и бумаги. Технологичные методики необходимы для установления причины когнитивных нарушений, например болезни Альцгеймера.

– Что такое нейропсихологическое тестирование?

– Это специальные методики. Пациента просят запомнить слова, нарисовать геометрическую фигуру, объяснить значение пословицы и т.д. Неврологи и психиатры должны использовать элементы нейропсихологического исследования в своей практике – без этого невозможно оценить состояние головного мозга пациента. Но самая информативная диагностическая методика, пусть она не покажется примитивной, предполагает простой вопрос «Не стала ли Ваша память хуже, чем раньше?» Если пациент отвечает положительно (да, стала, меня это беспокоит), он как минимум входит в группу риска по когнитивным нарушениям или уже имеет их. Если пациент слабоумен, спрашивать нужно родственников.

– Связаны ли особенности развития и протекания нарушений памяти с возрастом?

– Возраст – фактор риска когнитивных нарушений, но не причина. В любом возрасте можно иметь хорошую память и ясный интеллект. Врач должен исходить из того, что возраст – не объяснение забывчивости. Требования к когнитивным функциям пожилых и старых людей не должны отличаться от требований к когнитивным функциям молодых людей. Иначе мы не будем видеть ранних стадий церебральных заболеваний.

– От каких факторов зависит подход к лечению пациентов с нарушениями когнитивного статуса?

– Алгоритм лечения зависит от причины, то есть от заболевания, и от тяжести симптома, то есть от стадии заболевания. Обычно используют немедикаментозные и медикаментозные методы. Немедикаментозные – оптимизация образа жизни и тренировка памяти и внимания. Такие методы наиболее эффективны на ранних стадиях, до развития деменции. У слабоумных пациентов тренировать память очень сложно: у них снижена мотивация, характерен негативизм. Но на поздних стадиях используют другие немедикаментозные методики, например терапию воспоминаниями. Пациенту показывают его старые фотографии, включают музыку его молодости, водят по тем местам, где он бывал в юные годы. Это благоприятно отражается на настроении, способствует нормализации поведения. Медикаментозная терапия тоже зависит от стадии. При деменции эффективны ацетилхолинергические препараты и мемантин. При легких когнитивных нарушениях, не достигших стадии деменции, используют нейропротективные препараты.

  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: память, ясный интеллект, когнитивные расстройства, нервная деятельность, мемантин
ИНСТРУМЕНТЫ