количество статей
6422

Оцифрованная медицина

http://community.sk.ru/ | 31.10.2013
Интервью с Олегом Стефановичем Медведевым, доктором медицинских наук, заведующим кафедрой фармакологии МГУ, основателем и первым деканом факультета фундаментальной медицины МГУ, членом жюри сколковского конкурса-отбора мобильных диагностических устройств Skolkovo MD, участником форума "Открытые инновации".

Олег Стефанович, синергия IT технологий и медицины открывает новые возможности для системы здравоохранения. Каковы, на Ваш взгляд, позиции и перспективы России в этом глобальном процессе, который становится одним из основных драйверов инноваций в медицине?

Олег Медведев-со смартфоном.jpg-550x0.jpgОлег Медведев: В развитом мире начали интенсивно заниматься цифровой медициной около 15 лет назад. На сегодняшний день уже зарегистрировано и активно используется на рынке медицинских девайсов более 200 устройств для мониторинга самых разных показателей здоровья человека. И вообще, понятие mHealth (мобильное здравоохранение) уже очень широко используется, это направление бурно развивается. Прогнозируется, что в ближайшие годы объем этого вида медицинских услуг увеличится примерно раз в десять. Причем, развитие этого сегмента медицинских услуг активно поддерживается ВОЗ, Всемирным банком, ООН. Этим глобальным организациям особенно важно добиться успеха в странах с низким доходом на душу населения, где доступ к медицинским услугам для значительной части населения ограничен. Однако, даже в таких странах у абсолютного большинства есть мобильные телефоны..

Я думаю, что Россия, пусть и с небольшим отставанием от лидеров рынка цифровой медицины, все же вписывается в круг стран, способных развивать эти технологии. Это стало возможным, в частности, благодаря потенциалу IT отрасли, особенно конкурентным позициям на рынке ПО. Выигрывая в этом сегменте, мы можем претендовать на аутсорсинг для ведущих мировых компаний, разрабатывающих «железо» для мониторинга здоровья. То, что сейчас происходит в России в этом сегменте, я бы назвал бурный старт, и в этом контексте не могу не отметить и значение того, что делается в "Сколково". Вообще, все государственные институты развития сейчас активно поддерживают это направление. Конечно, очень критично в этом вопросе и отношение государства в лице Минздрава России. И, как известно, Минздрав включил развитие мобильной диагностики в «Концепцию развития здравоохранения в России на период до 2020г.». А это очень важно. Например, если ранее приобретение в регионах, скажем, мобильных диагностических устройств за бюджетные средства могло быть расценено как нецелевое расходование средств, то теперь такая возможность появляется. И мы видим, как такие проекты развиваются в медицинских системах Красноярска, Ярославля. В деятельность активно подключается Курчатовский научный центр. В этом же направлении работают NOKIA, SAMSUNG, они создали лаборатории, в том числе и в России, которые занимаются разработкой датчиков и мониторов.

Какие из российских проектов Вам лично кажутся интересными?

На конкурсах я видел много интересных проектов, в частности, направленных на создание приборов для мониторинга состояния здоровья. Россия уже имеет здесь свои оригинальные разработки: такие, например, как био-радары, которые на расстоянии могут регистрировать параметры дыхания, частоту сердцебиения. Это передовые вещи, и это важный вклад в мировую тенденцию развития мобильного здравоохранения. Сколковские стартапы, такие как «Ассоциация FRUCT», «Ангиоскан», другие компании демонстрируют примеры современного подхода. В целом, наша телемедицина успешна, есть хорошие проекты в области детской телемедицины, которыми занимается Игорь Шилкин, который работает в МЧС теперь; перспективные проекты у Михаила Натензона в «Национальном телемедицинском агентстве». Наша телемедицина успешна.

Олег Медведев.jpg-550x0.jpg

«Цифровая больница» и «цифровой доктор» также будут в фокусе «Открытых инноваций», как развиваются эти направления?


Мобильное здравоохранение – только часть оцифрованной медицины. Мир идет по пути отказа от бумажных носителей информаций в медицине. Речь идет, прежде всего, об истории болезни. Начать внедрять цифровую больницу непросто, надо обучать сотрудников, надо иметь удобные медицинские информационные системы, которыми легко пользоваться. Но когда это будет внедрено, положительный эффект не заставит себя долго ждать. Принципиальное отличие от предыдущих практик в том, что такую информацию можно быстро обрабатывать. Что очень важно для руководителей здравоохранения, потому что можно получать обоснованные решения по приоритетам в развитии и финансировании. Пока вся эта информация на бумаге, делать такой анализ быстро просто нереально. Улучшение управления системой подразумевает и включение пациентов в этот процесс, то, что называется empowerment of patients. Очень важно, чтобы пациент стал активным партнером врача, а не пассивным исполнителем его назначений.

Вы затронули очень интересную тему активности, дисциплинированности и самоконтроля пациента. Нельзя ли чуть подробнее остановиться на этом?

Конечно, дело в том, что при системе самоконтроля с помощью цифровой медицины пациент начинает больше тратить внимания и времени на поддержание своего здоровья. А уже доподлинно известно, что когда люди начинают активно осуществлять мониторинг того или иного параметра своего здоровья, который является фактором риска у них, то они в 2-2.5 раза реже попадают в больницу. Поэтому вся система здравоохранения выигрывает, когда люди количественно что-то знают о себе больше, чем просто записи в электронной истории болезни. Таким образом, в направлении «цифровой больницы» есть очень много аспектов, которые дают преимущества для всей системы здравоохранения, для самого врача и главное - для пациентов.

Олег Медведев-2.jpg-550x0.jpg

Как быстро, на Ваш взгляд, у нас в стране будет развиваться цифровая медицина?


Говоря о темпах и сроках развития, хотел бы привести один хороший пример. Дания, небольшая европейская страна, где сейчас каждый житель страны хотя бы раз в месяц (в среднем) получает медицинскую услугу от местной системы здравоохранения с помощью электронных каналов связи. Но опыт Дании показывает, что им понадобилось 16 лет от момента начала внедрения программы до достижения 90% охвата населения этой системой. В связи с тем, что надо менять и подход работников здравоохранения и менять отношение к этому самих пациентов, это не происходит мгновенно. Нельзя ожидать, что мы сегодня поставили хорошую электронную систему и завтра мы получим результат, здесь не должно быть шапкозакидательства, двигаться в этом направлении необходимо, но это должно быть равномерное, поступательное движения, и займет оно 10-15 лет при достаточном финансировании.
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Сколково, информационные технологии, IT для здравоохранения, здравоохранение, мобильное здравоохранение