количество статей
5088
Загрузка...
Интервью

Профессор И.Д. ЛОРАНСКАЯ: «Основная задача нашей академии – создать необходимые условия для подготовки врачей всех специальностей, освоения ими образовательных программ»

Медфорум
Эффективная фармакотерапия. 2020.Том 16. № 24. Гастроэнтерология
  • Аннотация
  • Статья
  • Ссылки
  • Комментарии
Об истории, деятельности и перспективах развития кафедры гастроэнтерологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования рассказывает заведующая кафедрой, декан терапевтического факультета, д.м.н., профессор Ирина Дмитриевна ЛОРАНСКАЯ.
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образовательные программы, подготовка врачей, врачевание, ургентные больные
Об истории, деятельности и перспективах развития кафедры гастроэнтерологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования рассказывает заведующая кафедрой, декан терапевтического факультета, д.м.н., профессор Ирина Дмитриевна ЛОРАНСКАЯ.
И.Д. Лоранская
И.Д. Лоранская

В этом году Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования (РМАНПО) – крупнейшему учебному и научному центру дополнительного профессионального образования кадров здравоохранения исполняется 90 лет. Ирина Дмитриевна, расскажите, пожалуйста, об истории возникновения РМАНПО.

– Действительно, 1 декабря 2020 г. РМАНПО отмечает 90-летний юбилей. Ее история началась 1 декабря 1930 г., когда, согласно решению Правительства РСФСР, был открыт Центральный институт усовершенствования врачей (ЦИУВ) – головное учреждение в государственной системе повышения квалификации врачей. Кафедры ЦИУВ функционировали на базе лечебно-профилактических и научных учреждений страны. В разные годы кафедры возглавляли ведущие ученые и клиницисты профессора А.А. Вишневский, М.С. Вовси, Б.Е. Вотчал, И.А. Кассирский, Н.Н. Бурденко, З.В. Ермольева, Г.Н. Сперанский, С.С. Юдин, В.Т. Талалаев и др. В 1941–1945 гг. жизнь института была подчинена требованиям военного времени. За годы войны ЦИУВ подготовил для фронта и тыла свыше 25 000 квалифицированных медицинских работников. В 1967 г. институт был удостоен высшей награды страны – ордена Ленина и получил название Центрального ордена Ленина института усовершенствования врачей (ЦОЛИУВ). В 1994 г. на базе ЦОЛИУВ была создана Российская медицинская академия последипломного образования (РМАПО). Начиная с 2016 г. в состав академии вошли четыре филиала: Пензенский и Новокузнецкий государственные институты усовершенствования врачей, Казанская и Иркутская государственные медицинские академии последипломного образования. По сути возник крупнейший учебный, методический и научный центр дополнительного профессионального образования кадров здравоохранения.

В настоящее время в состав РМАНПО входят пять факультетов, один академический центр, научно-исследовательский центр, клиника и другие структурные подразделения. В академии свыше 100 кафедр.

– Какие мероприятия приурочены к юбилею?

– РМАНПО и ее филиалы запланировали на этот год множество мероприятий, посвященных юбилею. К сожалению, ограничительные меры из-за пандемии коронавирусной инфекции не позволили провести многие из них в режиме офлайн. Однако практически все они состоялись дистанционно. Речь идет прежде всего о конгрессах, конференциях, круглых столах, вебинарах с международным участием. Перечень мероприятий впечатляющий: Третья Российская зимняя школа молодых ученых и врачей по фармакогенетике, фармакогеномике и персонализированной медицине, VI Конгресс «Вотчаловские чтения», международный онлайн-семинар «Трансляция доказательных медицинских знаний» (организаторы РМАНПО и Кокрейн Россия), XI научно-практическая конференция молодых ученых с международным участием «Трансляционная медицина: возможное и реальное», летняя онлайн-школа «Стань экспертом в персонализированной медицине». Особое место занимает конференция «Врачевание, милосердие, вера». Это уникальное событие в духовной и культурной жизни Москвы состоялось в рамках XXVIII Международных рождественских образовательных чтений. Кроме того, к 75-летию великой победы создана Лента памяти героев Великой Отечественной войны. Планируется проведение ряда научно-образовательных мероприятий по вопросам гастроэнтерологии, которые представляют интерес для медицинской общественности страны, ученых и клиницистов.

– Кафедра гастроэнтерологии занимает достойное место в ряду структурных подразделений академии. Расскажите об истории ее создания. С чего все начиналось?

– Кафедра гастроэнтерологии и диетотерапии была организована в 1962 г. Основателем и первым заведующим стал д.м.н., профессор Ф.К. Меньшиков. В 1971 г. после реорганизации произошло разделение кафедр. Тогда и была сформирована кафедра гастроэнтерологии. С 1971 по 1990 г. ее возглавлял д.м.н., профессор А.С. Белоусов, с 1990 по 2000 г. – профессора В.М. Успенский и В.Д. Водолагин.

– Ирина Дмитриевна, как начиналась ваша деятельность на кафедре? Какой была кафедра в то время?

– Вся моя профессиональная деятельность связана с академией и кафедрой гастроэнтерологии. После окончания вуза я пришла в клиническую ординатуру, затем обучалась в аспирантуре. Работала старшим лаборантом, ассистентом, доцентом. В 2001 г. после защиты докторской диссертации меня избрали на должность заведующей кафедрой гастроэнтерологии РМАНПО. Я благодарна сотрудникам кафедры – преподавателям с огромным опытом, замечательным клиницистам, которые были моими учителями с первого дня учебы в ординатуре, постоянно участвовали в моем профессиональном росте и доверили заведование кафедрой. Конечно, за прошедшие годы профессорско-преподавательский состав периодически менялся. Но это всегда был и остается сплоченный коллектив единомышленников, людей, преданных своей специальности – гастроэнтерологии, энтузиастов с огромным опытом работы, посвятивших свою жизнь повышению квалификации и профессиональной переподготовке врачей, обучению ординаторов и аспирантов. Многие наши ученики работают в клинических и научных центрах различных регионов РФ и стран СНГ. Они всегда с благодарностью вспоминают годы учебы, поддерживают тесную связь с кафедрой.

– Каковы приоритетные направления научной деятельности кафедры гастроэнтерологии?

– Научные исследования по разным направлениям на базе кафедры проводились всегда. Разработка, изучение и внедрение современных методов диагностики и лечения патологии органов пищеварения в клиническую практику были приоритетными направлениями кафедры. Первый заведующий кафедрой гастроэнтерологии и диетотерапии профессор Ф.К. Меньшиков занимался вопросами диетотерапии не только при заболеваниях органов пищеварения, но и при патологии органов кровообращения, почек, органов дыхания, инфекционных заболеваниях. Он изучал роль макро- и микронутриентов в диетотерапии. Им подготовлено много специалистов по лечебному питанию и гастроэнтерологии. Под руководством профессора А.С. Белоусова на кафедре активно велась работа по следующим направлениям: этиология, патогенез язвенной болезни; патогенетические и прогностические аспекты язвенных гастродуоденальных кровотечений; лечебное питание при заболеваниях органов пищеварения; внедрение радиотелеметрии, рН-метрии в гастроэнтерологическую практику. На кафедре была разработана методика применения масс-спектрометрии в гастроэнтерологии. Результаты этой работы позволили проводить непрерывные исследования процессов гидролиза, всасывания и состояния межуточного обмена при лечении язвенной болезни и заболеваний кишечника.

Впервые в нашей стране сотрудники кафедры под руководством профессора А.С. Белоусова совместно с физиологами, клиницистами и инженерами провели исследования функции пищеварения с помощью отечественной радиотелеметрической системы «Капсула». За разработку метода масс-спектрометрии получено три авторских свидетельства.

Специалистами кафедры была разработана методика электроимпульсной стимуляции анастомоза культи желудка, позволяющая предупреждать развитие тяжелых постгастрорезекционных расстройств. Еще одним направлением деятельности кафедры стало прогнозирование гастродуоденальных кровотечений у больных язвенной болезнью.

– Как осуществляется научная работа на кафедре сегодня?

– Мои учителя, преподаватели с большим опытом и стажем, всегда подчеркивали, что преподаватель в системе дополнительного профессионального образования не только опытный клиницист, активно работающий на клинической базе кафедры, но и ученый, занимающийся научно-исследовательской деятельностью. В настоящее время научно-исследовательская работа на кафедре выполняется по таким направлениям, как этиология, патогенез, диагностика и лечение функциональных и воспалительных заболеваний кишечника, диагностика и лечение заболеваний печени, билиарной системы и поджелудочной железы. Изучаются вопросы нарушений микробиоценоза кишечника при патологии органов пищеварения, особенности персонализированного подхода к лечению осложнений цирроза печени. На базе кафедры проводятся клинические исследования фармакологических препаратов для применения в гастроэнтерологии. Результаты научной работы, осуществляемой сотрудниками кафедры, внедряются в образовательный процесс.

Кроме того, сотрудники кафедры активно участвуют в работе отечественных и зарубежных съездов и конференций по гастроэнтерологии, что также повышает их педагогическое мастерство и авторитет среди слушателей.

– На каких клинических базах проводится лечебная работа кафедры?

– Наша кафедра имеет несколько баз практической подготовки обучающихся. Прежде всего это скоропомощная больница Департамента здравоохранения Москвы и ведомственные стационары. В связи с этим учебный план подготовки врачей и ординаторов реализуется полностью. Наши ученики имеют возможность приобретать практические навыки клинического обследования пациентов, осваивать лабораторные и инструментальные методы диагностики болезней органов пищеварения, проводить дифференциальную диагностику в условиях многопрофильных клиник, курировать ургентных больных с осложненными формами патологии органов пищеварения. Адекватная практическая подготовка позволяет успешно решать вопросы обучения медицинских кадров.

Ирина Дмитриевна, вы много лет посвятили образовательной деятельности. Что, на ваш взгляд, необходимо усовершенствовать в системе непрерывного профессионального образования врачей-гастроэнтерологов?

– Гастроэнтерология достаточно молодая специальность в нашей стране. В 1971 г. был издан приказ Минздрава СССР о создании гастроэнтерологических кабинетов, в 1972 г. – о формировании гастроэнтерологических стационаров. Наша специальность дополнительная. Базовыми для гастроэнтеролога являются терапия, педиатрия, общая врачебная практика (семейная медицина). Специальность гастроэнтеролога существует 49 лет. Это не такой большой период. Однако за последние десятилетия гастроэнтерология как наука шагнула далеко вперед. Появились современные информативные методы диагностики, эффективные подходы к лечению пациентов с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Во многом этому способствовали достижения исследований в области фундаментальных наук – генетики, иммунологии, патологической анатомии, патологической физиологии, биохимии.

На мой взгляд, особое внимание при подготовке специалистов-гастроэнтерологов на базе крупных клиник следует уделять теоретическим основам физиологии и патологии органов пищеварения, современным диагностическим и лечебным технологиям в рамках международных и российских рекомендаций, формированию клинического мышления. И это не идеал, это реальность.

Какими вы видите перспективы развития кафедры гастроэнтерологии?

– Кафедра гастроэнтерологии РМАНПО – составная часть крупнейшего учебного, научного и методического центра дополнительного профессионального образования кадров здравоохранения. Основная задача нашей академии – создать необходимые условия для подготовки врачей всех специальностей, освоения ими образовательных программ.

Подготовка квалифицированных специалистов-гастроэнтерологов в современных условиях должна быть многогранной. Формирование широкого профессионального кругозора, сохранение и развитие лучших традиций российской медицины, таких как практический опыт и клиническое мышление, тесный контакт с пациентом – основные составляющие процесса подготовки кадров. Кроме того, врачи должны приобретать новые практические навыки и знания о методах современной диагностики и лечебной тактике ведения больного. Необходимо постоянно совершенствовать педагогический процесс, оптимизировать кадры с учетом запросов текущего дня, внедрять дистанционные и симуляционные технологии в рамках непрерывного профессионального образования. Именно на это направлены усилия сотрудников нашей кафедры.

  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образовательные программы, подготовка врачей, врачевание, ургентные больные