количество статей
6349
Загрузка...
Интервью

Профессор М.А. ЛИВЗАН: «Свое столетие Омский государственный медицинский университет встречает в статусе одного из десяти лучших медицинских вузов России»

Медфорум
Эффективная фармакотерапия. 2020.Том 16. № 30. Гастроэнтерология
  • Аннотация
  • Статья
  • Ссылки
Свой вековой юбилей – столетие со дня основания – Омский государственный медицинский университет отмечает в непростое время, когда медицинское сообщество объединило усилия в борьбе с коронавирусной инфекцией. О прошлом и настоящем вуза, перспективных направлениях его деятельности рассказывает ректор Омского государственного медицинского университета, заведующая кафедрой факультетской терапии и гастроэнтерологии, главный внештатный специалист-терапевт Минздрава России по Сибирскому федеральному округу, д.м.н., профессор Мария Анатольевна ЛИВЗАН.
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: медицинский вуз, Омск, Ливзан
Свой вековой юбилей – столетие со дня основания – Омский государственный медицинский университет отмечает в непростое время, когда медицинское сообщество объединило усилия в борьбе с коронавирусной инфекцией. О прошлом и настоящем вуза, перспективных направлениях его деятельности рассказывает ректор Омского государственного медицинского университета, заведующая кафедрой факультетской терапии и гастроэнтерологии, главный внештатный специалист-терапевт Минздрава России по Сибирскому федеральному округу, д.м.н., профессор Мария Анатольевна ЛИВЗАН.
М.А. Ливзан
М.А. Ливзан

– Мария Анатольевна, прежде чем затронуть тему современной жизни Омского государственного медицинского университета, хотелось бы сделать своеобразный исторический экскурс в его прошлое. Скажите, с чего все начиналось?

– Инициатором идеи создания в Омске медицинского вуза и одним из основных организаторов ее воплощения в жизнь стал заведующий Сибирским отделом здравоохранения Павел Николаевич Обросов. На обширной территории Степного края, административным центром которого являлся Омск, в то время дефицит врачебных кадров составлял 76%. На одного врача в среднем приходилось 19 300 жителей (в городе – 4300, в уездах – 41 300), а территория одного врачебного участка составляла 20 000 квадратных верст с радиусом до 85 верст.

В июле 1920 г. совместными усилиями отделов здравоохранения и народного образования Сиб­ревкома было проведено специальное совещание, на котором рассматривался вопрос об увеличении числа высших учебных заведений в Омске. И 8 ноября 1920 г. при Сибирском ветеринарно-зоотехническом институте открылось медицинское отделение. В 1921 г. был создан Омский медицинский институт, который готовил врачей лечебного профиля. Осенью 1931 г. открылся факультет охраны материнства и младенчества (сегодня – педиатрический), в 1938 г. – санитарно-гигиенический (сейчас – медико-профилактический), в 1957 г. – стоматологический, а в 2002 г. – фармацевтический факультет.

Безусловно, история вуза неотделима от истории страны и тесно связана с развитием системы здравоохранения Омского Прииртышья. В годы войны в Сибирь были эвакуированы ведущие отечественные клиники. Студенты и сотрудники медицинского института находились на линии фронта, работали в госпиталях, обеспечивали медицинскую помощь и реабилитацию фронтовиков. И в послевоенное время, когда формировалась система медицинской помощи, и сейчас, решая задачи, определенные национальным проектом «Здравоохранение», сотрудники Омского медицинского университета всегда в первых рядах медицинской службы России.

В год столетия вузу вместе со всей страной, со всем миром снова пришлось выдержать серь­езное испытание, на этот раз пандемией COVID-19. Студенты и преподаватели вновь оказались на передовой, осуществляют подготовку и переподготовку специалистов, помогают коллегам в клиниках, участвуют в волонтерском движении.

– Какое место сегодня Омский государственный медицинский университет занимает среди медицинских вузов Сибирского региона?

– Свое столетие Омский государственный медицинский университет встречает в статусе одного из десяти лучших медицинских вузов России.

В ежегодных мониторингах наш вуз традиционно признается эффективным по показателям качества подготовки кадров, трудоустройства выпускников, по показателю «образовательная деятельность». В рейтинге востребованности вузов «Социальный навигатор» ОмГМУ – в числе лидеров среди медицинских вузов.

2019 г. университет вошел в шорт-лист наиболее высоко оцененных образовательных учреждений России. Впервые независимые эксперты включили ОмГМУ во всемирный рейтинг Юнирэнк (UNIRANK). В 2020 г. Омский государственный медицинский университет традиционно вошел в сотню лучших вузов России, заняв 88-е место в рейтинге ARES (Academic Ranking of World Universities – European Standards) с присвоением категории B, подкатегории BBB+ за надежное качество преподавания, научной деятельности и востребованности выпускников работодателями.

– Реальность такова, что спрос абитуриентов заметно смещается в сторону вузов-лидеров. Как прошла приемная кампания – 2020?

– На наш взгляд, очень достойно. По специалитету самый высокий конкурс традиционно был на стоматологическом факультете – 180 человек на место, на педиатрическом – 87, на лечебном – 83, на фармацевтическом на одно бюджетное место претендовали 70 человек, на медико-профилактическом – 24. Контрольные цифры приема выполнены на 100% – 111 бюджетных мест и 234 места целевого обучения. На внебюджетной основе по договорам об оказании платных образовательных услуг мы приняли еще 511 человек. В целом по специалитету в этом году к нам поступило 856 студентов. В колледже Омского государственного медицинского университета контрольные цифры приема также выполнены полностью – 225 обучающихся зачислены на первый курс, на внебюджетной основе – еще 442 человека. Так что на популярность вуза среди обучающихся жаловаться не приходится!

– Меняются ли абитуриенты? Чем, например, отличаются сегодняшние первокурсники от тех, которые пришли в вуз несколько лет назад? Каким вы видите процесс подготовки современного врача?

– Наши абитуриенты имеют самый высокий балл ЕГЭ среди вузов региона, и подавляющее большинство обучающихся вовлечено в научно-исследовательскую работу, ведь умение думать, анализировать, принимать решения – качества, необходимые врачу любой специальности. Прежде студент мог пользоваться только учебниками, а теперь в его распоряжении неограниченные информационные ресурсы.

Для нас важно, чтобы студентам было интересно и комфортно учиться. Как раньше передавали опыт? Будущий врач приходил в клинику, оказывался рядом с опытным коллегой, который показывал, рассказывал, помогал оттачивать навыки. Сейчас мало кто из врачей, несущих полную ответственность за жизнь пациента, доверит скальпель практиканту. Но стало ли обучение менее пациентоориентированным? Наоборот! Все навыки сегодня оттачиваются до автоматизма на симуляционном оборудовании, все ситуации проигрываются на тренажерах, что можно сравнить с подготовкой космонавтов.

Приобретая оборудование для симуляционного центра, мы ориентируемся не только на оснащенность клиник и медицинских организаций, но и на перспективу, чтобы студенты понимали, на каком оборудовании им предстоит работать. Недавно побывала в симуляционном классе у стоматологов – восьмой час вечера, а второкурсники не уходят, им интересно! Кроме того, у нас появился центр обучения бережливым технологиям, поскольку открылись бережливые поликлиники. Мы обучили преподавателей в сертифицированном центре Сибирского государственного медицинского университета, создали свой, оснастили оборудованием, и центр начал работать в юбилейном 2020 г.

Задача медицинского образования – шагать в ногу со временем и на полшага впереди. Не успеешь за современными тенденциями – твои выпускники будут менее востребованы на рынке труда. Надо делать все, чтобы они оставались в первых рядах. Так было всегда.

– Какие врачи сегодня востребованы? Насколько остро стоит вопрос кадрового дефицита в регионе?

– Укомплектованность врачами в Омской области и Омске, как и в Сибирском федеральном округе, несколько выше, чем в целом в Российской Федерации. Вместе с тем говорить о решении кадрового вопроса, безусловно, преждевременно. К наиболее востребованным специальностям относятся терапия, педиатрия, кардиология, онкология. Еще летом 2018 г. университет заключил соглашение с Министерством здравоохранения Омской области, Росздравнадзором Омской области, Фондом обязательного медицинского страхования, в соответствии с которым были созданы университетский проектный офис и центр по содействию трудоустройству выпускников. Благодаря совместным усилиям реализуется проект «Точный старт», направленный на привлечение сельских талантливых ребят для дальнейшего обучения в вузе и последующего трудоустройства в районах области, ежегодно увеличивается количество целевых мест для обучения по программам специалитета и клинической ординатуры.

– Насколько успешно осуществляется научно-исследовательская деятельность в университете? Какие направления наиболее приоритетны?

– В числе приоритетных направлений научных разработок – система управления качеством среды обитания и здоровьем населения для регионального уровня реализации, актуальные проблемы охраны репродуктивного здоровья и перинатальной патологии, разработка и клиническая апробация высоких технологий диагностики и лечения хирургических заболеваний. В сфере научно-исследовательской деятельности – механизмы развития, диагностические и прогностические критерии и пути коррекции функционально-метаболических и структурных повреждений при критических и терминальных состояниях, фундаментальные основы терапии дерматозов и сифилиса, молекулярно-клеточные основы мониторинга риска развития рака желудка и персонификация вторичной профилактики, молекулярно-генетические основы диагностики, персонификации прогноза и реабилитации больных с дис­плазией соединительной ткани, разработка методов персонификации лечения и профилактики стоматологических заболеваний, актуальные проблемы лекарствоведения в Сибирском регионе.

Важную роль в развитии научных исследований играет меж­отраслевое сотрудничество, прежде всего интеграция с научными организациями Академии наук. Наиболее активно ведется работа в рамках соглашений с Институтом проблем переработки углеводородов СО РАН по направлению «Разработка гермосорбентов избирательного действия», Научным центром здоровья детей РАН по направлению «Разработка федерального атласа „Здоровье детей“», Научным центром акушерства, гинекологии и перинатологии РАН по направлению «Профилактика перинатальной патологии» и рядом других ведущих научных организаций страны.

Научно-исследовательские работы проводятся и по госзаказу, и по грантам самого высокого уровня, включая президентские гранты для поддержки молодых ученых и гранты Российского фонда фундаментальных исследований. Расширяется сотрудничество с ведущими национальными исследовательскими медицинскими центрами – активно работаем с Национальным медицинским исследовательским центром профилактической медицины, Московским клиническим научно-практическим центром им. А.С. Логинова.

Активно ведем и расширяем международное сотрудничество. Совместно с Люксембургским центром системной биомедицины реализуем научный проект, посвященный системной биомедицине болезни Паркинсона. Совместно с Люксембургским университетом изучаем механизмы формирования хронической тазово-абдоминальной боли, с Перуджинским университетом – осуществляем разработки по снижению количества преждевременных родов и внедрению комбинированной стратегии ведения беременности. На завершающей стадии находятся договоры о сотрудничестве с Рурским университетом по изучению фундаментальных основ формирования хронической абдоминальной боли и с Университетом Люксембурга по исследованию кишечного микробиома.

– Как будет отмечаться столетие вуза? Какие мероприятия запланированы?

– Столетие – это уникальная дата для любого вуза, которую мы, конечно, хотели отметить торжественно. На юбилейную дату, 22 октября, было запланировано специальное расширенное заседание ученого совета и приурочено проведение Всероссийской научной конференции. К сожалению, пандемия внесла свои коррективы, и все значимые торжественные мероприятия пришлось перенести на май 2021 г. Однако весь 2020 г. проходит под знаком столетия нашего вуза. В ознаменование юбилея мы учредили звание «Почетный профессор ОмГМУ» и присудили его первым шести наиболее уважаемым лауреатам. Этой дате были посвящены многочисленные общественные и студенческие, волонтерские мероприятия. Уверена, когда эпидемическая ситуация улучшится, мы наверстаем все упущенное.

  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: медицинский вуз, Омск, Ливзан