–Роман Евгеньевич, в прошлом году ваш университет отметил 70-летний юбилей. Расскажите, пожалуйста, об истории создания вуза.
– В августе 1943 года распоряжением Совета народных комиссаров был основан Московский медицинский институт Министерства здравоохранения РСФСР. В 1949 году в Рязани отмечалось 100-летие со дня рождения академика И.П. Павлова. Администрация города обратилась в Совет министров СССР с просьбой увековечить имя своего земляка и создать на рязанской земле медицинский вуз. Через год после этого события Московский медицинский институт из столицы перевели в Рязань и переименовали в Рязанский медицинский институт имени академика И.П. Павлова. Думаю, тот факт, что нобелевский лауреат является нашим земляком, и то, что мы носим его имя, поддерживает имиджевый и научный формат нашего университета.
– В какой последовательности открывались факультеты?
– Лечебный факультет был первым и долгое время единственным. Затем у нас открыли медико-профилактический факультет, позже – фармацевтический. Далее последовали стоматологический факультет, факультет обучения иностранных студентов, факультет клинической психологии. Одно время мы развивали гуманитарное направление, открыв факультет менеджмента, а также юридический и филологический факультеты. Сейчас по этим специальностям мы обучение не ведем.
В 2012 году был организован филиал вуза на базе Ефремовского медицинского колледжа Тульской области с более чем 500 учащимися. Присоединение филиала позволило нам лицензировать специальность среднего профессионального образования. Это новое направление, но уже в этом году мы набрали в 2 раза больше студентов, чем год назад. В том же году мы открыли педиатрический факультет.
Сейчас открываем магистратуру по специальности «Организация здравоохранения» для тех, кто хотел бы руководить ЛПУ различного уровня. Так что буквально за последние четыре года у нас появилось три новых факультета. В дальнейшем мы планируем организацию сетевых программ, взаимодействие не только с российскими, но и с зарубежными вузами. Мы хотим ввести программы двойных дипломов на этом направлении. Надеемся, что все это удастся осуществить в кратчайшие сроки.
– В 2012 году вы открыли музей истории вуза. Расскажите, пожалуйста, о нем.
– Сделать это планировали давно. Еще при Дмитрии Романовиче Раките, который до меня руководил университетом, начали готовить экспонаты для размещения в музее. В этом участвовали и сотрудники вуза, и дети сотрудников. Музей открылся 1 сентября 2012 года. Сейчас подготовлена экспозиция, рассказывающая об истории РязГМУс момента его организации до наших дней. Еще есть небольшой уголок гражданско-патриотического воспитания. Но вскоре все изменится: мы работаем над концепцией целого музейного комплекса, в который будут интегрированы музеи кафедр психиатрии, патологической анатомии, нормальной анатомии, кафедры ангиологии, сосудистой и оперативной хирургии. В целом получится довольно большой музей, который территориально не будет находиться в одном месте, но, что главное, даст посетителям солидный объем информации о нас и поможет профессиональной ориентации молодежи.
Уже сейчас к нашему музею проявляют интерес не только сотрудники университета и студенты, но и те ребята, которые только планируют поступать в РязГМУ. Приезжают школьники из районов области, приходят студенты других рязанских вузов. Посещение музея стало традиционным мероприятием Дня открытых дверей, который проводится в нашем университете.
– Каков кадровый потенциал университета?
– У нас работает более 500 докторов и кандидатов наук. В этом отношении вуз соответствует всем лицензионным требованиям. Мы как-то хотели создать галерею портретов знаменитых ученых нашего университета, но затем немного притормозили. Мы подумали, что было бы неправильно выделить знаменитых ученых, но забыть о ком-то, не имеющем звания профессора, но выполняющем научную работу на высоком уровне. Поэтому мы и не сделали подобной экспозиции. Но, тем не менее, планируем ввести звание почетного профессора РязГМУ. Кстати, мне бы хотелось упомянуть о тех ректорах, которые работали в университете до меня. Благодаря им у нас имеется прекрасная база: 16 корпусов, большие учебные площади, 5 общежитий: в этом отношении мы одни из первых среди рязанских вузов.
У нас прекрасные отношения с практическим здравоохранением. Несмотря на то, что РязГМУ не имеет собственной клинической больницы, нас везде принимают. И, по большому счету, у университета не возникает жесткой необходимости иметь отдельные клинические подразделения: мы можем быть добрыми партнерами и гостями. В этом нас поддерживает министр здравоохранения Рязанской области Лариса Николаевна Тюрина.
Наши выпускники – тоже наш потенциал. Они занимают руководящие должности в федеральных региональных государственных органах и учреждениях системы здравоохранения разных регионов страны и на своем уровне продвигают бренд университета по всему миру.
– Каков международный статус вашего университета?
– О том, известен ли РязГМУ в мире, свидетельствует простой показатель – едут ли к нам абитуриенты из ближнего и дальнего зарубежья. Сейчас мы обучаем около тысячи иностранных студентов с Ближнего Востока, из Центральной и Северной Африки, Латинской Америки, некоторых европейских стран и, конечно, постсоветского пространства. В отдельные времена иностранных учащихся у нас было и больше. Но сейчас мы решили пока остановиться на этой цифре, хотя в дальнейшем не исключаем перспективы роста. Знаете, когда мы в этом году построили бассейн, то думали сначала украсить его спортивными лозунгами. Но позже появилась идея вывесить флаги тех стран, из которых к нам приехали на учебу студенты. Оказалось, что их порядка 56. Из каких-то стран приезжает много людей, из каких-то – всего один человек. Но все они здесь хорошо живут.
Говорю это не для красного словца. У нас очень толерантный город, мы с уважением относимся к иностранным студентам. Проводим в университете дни национальной кухни, дни национального костюма – так ребята могут вспомнить родной дом. У некоторых он находится за много тысяч километров отсюда. Недавно ко мне на операцию пришли две студентки из Намибии. Я спросил, сколько им лететь до Москвы. Оказалось, двое суток. Сейчас они уже на пятом курсе.
Кстати, некоторые иностранные студенты остаются после окончания вуза в России и получают вид на жительство с перспективой гражданства. А те, кто поедет домой, вместе с дипломом о высшем образовании сохранят особое отношение к русской культуре и Российскому государству. И в этом мы тоже видим свою миссию. Развитие международного направления – большая и интересная задача.
– Поддерживаете ли вы партнерские отношения с зарубежными вузами?
– Уже два года у нас существует программа академической мобильности. Сейчас студенты едут в основном в европейские вузы. Но вскоре мы расширим спектр направлений. Недавно, например, проректор по научной, инновационной и воспитательной работе профессор Валерий Анатольевич Кирюшин с деловым визитом посетил Хайфонский университет медицины и фармации во Вьетнаме. По итогам встречи было составлено соглашение о долговременном академическом и научном сотрудничестве между вузами.
Хотелось бы, чтобы наши студенты познакомились с системами здравоохранения и образования других стран. Очень важно, чтобы будущий доктор имел широкий кругозор. Я хотел бы, чтобы ребята почерпнули что-то для себя, сформировали свой собственный опыт. Уверен, что это не нарушит их приверженности отечественной медицинской школе.
Современный врач должен знать иностранные языки. И мы стимулируем к этому студентов. Ввели факультативные курсы, программу дополнительного профессионального образования – готовим переводчиков в сфере профессиональных коммуникаций.
На что еще хотелось бы обратить внимание? Мы поддерживаем командировки студентов не только в пределах России, но и за границу. Существуют программы академической мобильности по разным направлениям учебной и научно-исследовательской деятельности. Все дороги открыты, если быть активным. Еще одно важное направление – интеграция в международное образовательное пространство немыслима без доступа к современным электронным ресурсам. В этом году мы подключили базу данных Scopus. Можно пользоваться Кокрановской библиотекой, MedLine и другими сервисами, находить там самую современную информацию. Мы создаем единый образовательный континуум, который поможет студенту получить знания, сгенерировать идею, выполнить работу и в перспективе поехать на стажировку в ведущие мировые центры для того, чтобы продолжать работу на более высоком уровне. В любом случае я надеюсь, наши ученики будут возвращаться и работать в России.
– Какие еще инновационные технологии вы применяете в образовании?
– У нас работает центр симуляционного обучения. Врач должен обладать не только знаниями, но и практическими навыками. Именно поэтому мы уделяем большое внимание практическим занятиям. Симуляционный центр, оснащенный современными тренажерами, симуляторами и фантомами (некоторые из них находятся на профильных кафедрах), имеет сетевую структуру и расположен в нескольких местах. А в медико-профилактическом корпусе мы собрали более современные машины, в том числе для факультета дополнительного профессионального образования (для интернов, ординаторов). При этом центр развивается – мы постоянно приобретаем новые тренажеры.
Дистанционное образование, которое считалось инновационным в 2011 году, в 2013 уже вошло в новый закон об образовании. Сейчас мы начинаем развивать сетевые программы. Это новшество тоже впервые было отражено в законе, и мы будем работать в данном направлении. В свое время новым направлением было внедрение мультимедийных технологий в лекционный процесс.
Что такое классическая лекция? Это устное изложение преподавателем учебного материала. Лекцию читают. Я, например, никогда не читал текст лекции, а стремился вести диалог с аудиторией, но с точки зрения классического подхода лекцию надо именно читать.
Сейчас во всех аудиториях есть микрофоны, мультимедийные системы, с помощью которых можно наглядно представить материал. Ведь классика классикой, но наглядность существенно повышает уровень образовательного процесса. Однако истинная инновационность состоит не в этом. Сам материал лекции должен быть инновационным. Лекция, которую читают из года в год, не должна быть пятилетней давности. Современная медицина динамично развивается. По насыщенности информационными поводами и обновляемости информационных ресурсов она не уступает, условно говоря, обновлениям современных мобильных устройств. Мы стараемся, чтобы наши преподаватели отслеживали эти изменения.
Именно инновационные идеи задают направление развития, помогают избежать стагнации. Например, работа малых инновационных предприятий, которая в августе 2009 года, когда только вступил в силу № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», была новинкой в медицинских вузах, а сейчас становится рутинной. Значит, пришла пора искать другие пути. Если наступает затишье, это плохо. Значит, мы успокоились и почиваем на лаврах. А этого сегодня не может себе позволить ни одна образовательная организация. Ведь требования к выпускникам постоянно повышаются. Требования к вузам растут, и это правильно. Значит, руководитель образовательного учреждения вместе с коллективом должны брать новые рубежи, искать вершины, к которым надо стремиться. Именно это является основным залогом инновационного развития.
– Как университет заботится о качестве предлагаемых услуг? Сертифицирован ли вуз на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2008?
– Университет сертифицирован с 2008 года. Сейчас мы проводим и внешние, и внутренние аудиты. Конечно, это очень важный момент контроля качества. Если мы стартовали с разработки технологических процессов, то сейчас можем обратить внимание аудиторов на актуальную обновляемость программ. Эту работу проводят кафедры, мы также осуществляем внешний контроль. А еще обязательно собираем отзывы студентов, выпускников, отслеживаем, на что надо обратить внимание потребителей, что нужно совершенствовать и делать лучше. Контроль качества проводится на всех этапах. И я бы отметил два момента. Во-первых, наши выпускники не состоят на бирже труда. Во-вторых, конкурс среди абитуриентов растет. Это объективные показатели. Значит, вузу доверяют. Значит, он имеет достаточный рейтинг, доверие со стороны потребителей.
– Сегодня университет осуществляет обучение специалистов по программе «Фармация». Поддерживаете ли вы связи с фармпредприятиями, на которых в дальнейшем будут трудиться выпускники вуза?
– Конечно, наши выпускники работают в аптеках и фармацевтических компаниях в качестве менеджеров. Но мы сейчас думаем не об этом. Сегодня меняется отношение к фармпромышленности. Ее развитие названо в числе национальных приоритетов. Мы готовим технологов и химиков, востребованных в фармацевтической промышленности. В Рязанской области введен в строй фармкластер, которому нужны наши специалисты. Это очень важное и интересное направление. Надеюсь, что в ближайшее время конкурс на фармацевтический факультет будет расти. Ничего не имею против продвижения и продажи лекарств: все профессии нужны, все профессии важны. Но все-таки мне бы хотелось, чтобы наши выпускники находили себя именно в производстве. Там они нужнее. Определенные наработки в этом направлении имеются, наших выпускников приглашают на практику и на работу. Но сотрудничество осуществляется пока не в полном объеме.
– В 2011 году вы получили грант для государственной поддержки молодых российских ученых, занимающихся изучением механизмов атеросклероза. Какая работа в этом направлении была проведена за 3 года?
– В этом году уже мой ученик выиграл грант президента РФ. Так что работа продолжилась – по этому направлению защищено несколько кандидатских диссертаций, одна докторская. Самое главное – наши результаты мы применяем на практике. В отделении сосудистой хирургии мы внедрили наш алгоритм профилактики рестеноза и видим реальное улучшение результатов лечения пациентов. Мы будем и дальше активно развивать это направление – подаем сейчас заявки на гранты РФФИ и Российского научного фонда. Это очень важно, поскольку все финансирование науки, по сути, становится грантовым. Надеюсь, что мы не будем останавливаться на достигнутом. Но тот грант стал пионерским, он очень помог формированию определенного направления и в деятельности кафедры, и в научной деятельности вуза.
– На базе вашего университета работает Центральный научно-исследовательский комплекс с виварием. Какие исследования проводятся на его базе?
– Центральная научно-исследовательская лаборатория – это, по сути, инструментальный центр выполнения всех научно-исследовательских работ. Там сконцентрировано самое современное оборудование. Практически любое исследование идет там, и грантовые программы, и хоздоговорные. И студенты часто выполняют в ЦНИЛ свои работы. Одно из направлений хотелось бы особо выделить – генную диагностику. Предрасположенность к заболеваниям, механизм их формирования, профилактика осложнений – все это изучается в ЦНИЛ. Мы продолжаем приобретать приборы, современные лабораторные комплексы. Надеюсь, что и в этом году ЦНИЛ тоже что-нибудь получит, и мы расширим спектр возможных научных направлений. В виварии работают операционные для лабораторных животных. В студенческих кружках по хирургическим направлениям формирование навыков начинается с операций на лабораторных животных. Это старая традиция русской медицинской школы, и она у нас поддерживается. Сейчас мы также ведем в виварии несколько экспериментальных научных работ. Одно время в науке был определенный вакуум, когда экспериментальных работ почти не было. Но теперь мы снова возвращаемся к этому интересному и перспективному формату.
– Имеется ли у специалистов РязГМУ международный сертификат GCP о надлежащей клинической практике?
– В подавляющем большинстве случаев. У нас очень активно выполняются клинические исследования, и любая уважающая себя компания, включая центр в программу исследований, обязательно проведет тренинг и выдаст сертификат. Поэтому таких сертификатов накапливается несколько. Мы, кстати, проводили через такие тренинги не только тех, кто участвует в клинических исследованиях, но и тех, кто преподает, чтобы они могли рассказывать об этом студентам. Думаю, что для них это значимый шаг в профессиональном развитии.
– Какие бы вы отметили достижения, награды вашего вуза?
– Особенно стоит выделить благодарность Министерства здравоохранения РФ, которую мы получили в связи с 70-летием вуза. Бесспорным достижением является и то, что два года подряд мы становимся победителями Международного фестиваля искусств студентов-медиков и медицинских работников и обладателями кубка Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России. Два года назад мы выиграли его в Твери, затем подтвердили это звание в Красноярске в упорной борьбе. Это одна из важных наград. Она говорит об определенной атмосфере в университете и о том, что мы способствуем творческому развитию личности врача. Выделить чью-то награду не хотелось бы – другие тоже достойны. Вот, например, множество дипломов наши студенты привезли с нескольких олимпиад по стоматологии, проходивших в Москве. Стоматологический факультет точно сказал бы, что они этим гордятся, ведь там несколько первых мест. Собственно, это и есть внешний контроль качества подготовки, объективная оценка вуза.
– Какие места занимает РязГМУ в рейтингах медицинских вузов?
– Мы были и в десятке, и в пятерке. Честно говоря, я очень спокойно к этому отношусь. И прислушиваюсь к мнению ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего, который упоминал о некоторых несправедливых нюансах рейтинговых систем. Мне лично сейчас гораздо интереснее тема контроля качества. Вуз должен прежде всего этим заниматься. Мы сейчас осуществляем объективный и масштабный контроль и развитие по направлениям, которые, как мы считаем, в этом нуждаются. Иного пути не будет. А те, кто составляет рейтинги… Что же, это их работа.
– Ваш вуз позиционируется как вуз здорового образа жизни. Что под этим подразумевается?
– У нас есть вся инфраструктура для того, чтобы ребята могли заниматься спортом. Здоровый образ жизни подразумевает доступность этих объектов, а также отказ от вредных привычек, употребления алкоголя и курения. Это и здоровое питание: у нас есть диетические столы в столовой; планируем отказаться от продажи чипсов. Эта комплексная программа направлена на формирование здорового образа жизни у студента, а значит, в перспективе у врача. Мы надеемся, что сможем подготовить не только хороших специалистов, но и здоровых людей.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.