«Лучше ошибаться вместе с Галеном и Авиценной, чем быть правым, поддерживая других», – в этих словах Микеланджело не только признает гениальность Авиценны, но и говорит о том огромном влиянии, которое в его время, спустя почти шесть веков после смерти Ибн Сины, труды ученого продолжали оказывать на умы передовых людей. Не случайно в «Божественной комедии», сюжет которой многие исследователи связывают с повестью Ибн Сины «Живой, сын Бодрствующего», Данте «встречает» Ибн Сину в кругу великих врачей: «Там Гиппократ, Гален и Авиценна» [1].
Многогранный энциклопедист, глубокий философ, выдающийся врач, государственный деятель, талантливый поэт, гениальный ученый – таким мы воспринимаем Ибн Сину до сих пор. Ученый сумел творчески проявить себя едва ли не во всех областях науки и культуры.
В скитаниях, многочисленных вольных и невольных путешествиях Ибн Сина накопил огромный материал для размышлений. Оживленные города с их ремесленными кварталами и пустыни с караванными путями, жизнь крестьянина и многолюдные базары и караван-сараи, дворец визиря и подземные тюрьмы – все это дало ему множество наблюдений, которые он умело использовал. Возможно, поэтому труды Ибн Сины поражают не только разнообразием литературных источников – творений мыслителей и исследователей Греции и Рима, Индии и Китая, но и обилием взятого из жизни материала, подвергнутого научной обработке [2].
Жизненный путь Ибн Сины
Абу Али ал Хусейн ибн Абдаллах ибн ал-Хасан ибн Али Ибн Сина, прославившийся в Европе под именем Авиценны, родился в 980 г. в небольшом селении Афшана близ Бухары [3]. «Отец мой, – писал Ибн Сина в своей биографии, – был из Балха и приехал оттуда в Бухару во дни (правления) Саманида Нух ибн Мансура и занялся там работой в диване – канцелярии. Ему предоставили управление Хармайсаном, центром одного из бюликов (районов) в окрестностях Бухары. Из Афшаны, одного из ближних селений, он взял себе в жены мою мать по имени Ситара (Звезда). Там же и родились сначала я, а затем мой брат». Последняя часть его имени, Ибн Сина, в Европе была искажена и произносилась как «Авенсина», а далее превратилась в Авиценну. «Сина» в переводе с дари означает «сверлильщик жемчужин».
Бухара – столица Саманидского государства в Х в. – была одним из богатейших городов Востока. Многочисленные кварталы ремесленников – гончаров, ткачей, строителей, кровельщиков, ювелиров – делали Бухару крупным торгово-ремесленным центром. Славились своими ремеслами и вели оживленную торговлю также Самарканд, Мерв, Гургандж (Ургенч), Герат, Бинкет (Ташкент). Караванная торговля связывала Бухару со многими странами. Знаменитая «Шелковая дорога» шла через Бухару – от Багдада до Пекина. Бухара также являлась значительным культурным центром. В ней были школы, знаменитая библиотека, много выдающихся построек, благоустроенных кварталов. Именно в Х в. в Бухаре достигла особого расцвета культурная жизнь. В то время это было место проживания поэтов и ученых, имена которых еще при жизни стали известны далеко за пределами их родины. В Бухаре бывали Рудаки, Дакики, Шахид Балхи и создатель «Шахнаме» Фирдоуси [4]. В этот период культурного и политического возрождения Центральной Азии началась деятельность гениального ученого, одного из крупнейших мыслителей и врачей Средневековья Абу Али Ибн Сины.
Выдающиеся способности мальчика рано заметил отец. После десяти лет подросток занимался с домашними учителями. Он усиленно изучал математику, физику, законоведение, логику, астрономию, философию, географию и многие другие предметы [5].
Обстановка в семье способствовала духовному развитию юноши. «Отец его любил наслаждаться пением мемфисских певцов и беседами с учеными и собирал их для этих бесед о нравах и событиях в Мемфисе в присутствии своих сыновей, что доставляло большое наслаждение Авиценне; последний не только слушал, но и хорошо запоминал все, о чем говорили. Часто на этих беседах речь шла о философии, архитектуре и вопросах искусства, и всему этому Авиценна учился у них» (Н. Масса, автор одной из биографий Ибн Сины).
Медициной Ибн Сина заинтересовался очень рано. «Затем я пристрастился к науке врачевания… – говорится в автобиографии. – А медицинская наука не из трудных наук, и, конечно, я преуспел в ней в кратчайшее время, так что известнейшие врачи того времени стали приходить ко мне за советом. Посещал я и больных, и в результате достигнутого мною опыта открылись передо мною такие врата исцеления, что это не поддается описанию. И при всем при этом я не переставал изучать и фикх (мусульманская доктрина о правилах поведения, т.е. юриспруденция) и участвовал в диспутах по нему. А было мне в это время шестнадцать лет».
В автобиографии Ибн Сина вспоминает: «Однажды он (эмир) заболел, и врачи не могли определить его болезнь». Так как имя молодого человека уже было хорошо известно приближенным эмира благодаря его начитанности, то они рассказали ему и посоветовали вызвать Ибн Сину. «…Я явился и участвовал вместе с ними в лечении его (эмира Нух ибн Мансура) и отличился на этой службе ему». Чем был болен эмир и как именно его лечил Ибн Сина, точно неизвестно. Известно лишь, что лечение помогло, и Нух ибн Мансур благополучно правил Бухарой еще год. Известно также, что в награду за излечение Ибн Сина получил доступ в знаменитое книгохранилище Саманидов [2].
К двадцати годам молодой Ибн Сина знал все, чем владела наука того времени. В 999 г. умер отец Ибн Сины Абдаллах ибн Хасан, и на плечи молодого ученого легла забота о семье. Но к семье бывших исмаилитов, которые традиционно принадлежали к шиитской ветви ислама, относились с подозрением. Положение Ибн Сины было непрочно и опасно, и он принял решение переехать в Гургандж, столицу Хорезма. Хорезмийский период – важнейший в жизни Ибн Сины. Если в Бухаре он завершил образование и начал самостоятельную творческую деятельность, то в годы пребывания в Гургандже окончательно сформировались его философские, естественно-научные и медицинские воззрения. Приехав в Хорезм молодым и подающим надежды философом и врачом, он покинул его зрелым мыслителем, ученым, имя которого было уже широко известно в государствах Востока.
Хорезм, куда Ибн Сина прибыл около 1000 г., переживал период экономического и культурного подъема. Хорезмшах Мамун II ибн Мамун покровительствовал наукам. При его дворе сформировалась группа выдающихся ученых Центральной Азии, входивших в маджлисы (или меджлисы), – собрание ученых, названное впоследствии Академией Мамуна. Признанным главой Академии Мамуна был гениальный хорезмийский ученый-энциклопедист Абу Рейхан Беруни, прославившийся трудами по математике, физике, астрономии, географии, геологии, фармакогнозии (фармацевтическая наука, изучающая лекарственное сырье растительного и животного происхождения и продукты переработки такого сырья), этнографии, филологии и истории. В состав академии входили такие выдающиеся ученые того времени, как математик, астроном и врач Абу Сахл Иса Яхья ал-Масихи, медик Абу-л-Хасан ибн Хаммар, математик Абу Наср Аррак, историк Ибн Мискавейх и др.
Годы пребывания в Гургандже оказались для Ибн Сины исключительно плодотворными. Здесь началась его педагогическая деятельность: ученый обучал многочисленных учеников медицине и философии. Здесь была заложена основа двух главных трудов его жизни: философской энциклопедии «Книга исцеления» и медицинской энциклопедии «Канон врачебной науки». Однако плодотворная работа в Гургандже была прервана в 1012 г. вмешательством султана Махмуда Газневи (998–1030). В письме к хорезмшаху он требовал, чтобы выдающиеся ученые были отправлены из Гурганджа к его двору, чтобы он «также имел честь воспользоваться их беседой».
Долгие годы, преследуемый Махмудом Газневи, Ибн Сина скитался из одного феодального княжества в другое. Он побывал в Гургане, Рее, Хамадане, Исфагане. С горечью говорит он о своей судьбе изгнанника в касыде – поэтическом произведении, написанном в Джкрджане (его ответ Махмуду). Она начинается словами: «Когда я стал велик, не хочет принять меня ни одна страна. Когда безмерно возросла моя цена, не нахожу я себе покупателя».
В Хамадане, куда Ибн Сина попал после Гургана и Рея – родины Рази, он пробыл почти шесть лет. Ему покровительствовал эмир Хамадана – буидский князь Шамс ад-Даула. По его настоянию Ибн Сина принял пост визиря и много времени уделял государственным делам.
Политика, которую пытался проводить Ибн Сина как визирь, и его влияние при дворе вызвали недовольство мусульманского духовенства и приближенных эмира. Одна дворцовая интрига едва не закончилась для Ибн Сины трагически. Войска правителя Хамадана, не получив обусловленной платы и обвиняя в этом Ибн Сину, подняли восстание. Повстанцы разгромили его дом и требовали лишить визиря жизни. Однако правитель Хамадана не выдал Ибн Сину, но все же вынужден был сместить его с должности. Ибн Сина 40 дней скрывался и вновь был назначен визирем, после того как опасно заболевший правитель вызвал Ибн Сину к себе, чтобы тот его вылечил.
Последние 13 лет жизни Ибн Сина провел в Исфагане в условиях, позволивших ему целиком отдаться работе. Творческая продуктивность характерна для любого периода жизни Ибн Сины, но особенно много сделал он в этот сравнительно спокойный промежуток своей жизни в Исфагане, окруженный заботой и почетом. Здесь он завершил труд «Канон врачебной науки», написал много работ по языкознанию, в том числе знаменитую «Книгу арабского языка» в десяти томах, труды по математике и философии [3, 5].
Легенда утверждает, что однажды, обратившись к Ибн Сине за разъяснением неясного для него вопроса, эмир, улыбнувшись, заметил: «Я обращаюсь к такому же эмиру, как я сам. Абу Али – повелитель ученых, как я – повелитель простых смертных…»
Жизнь его продолжалась 58 лет, а смерть его наступила в 428 г. По юлианскому летосчислению Ибн Сина скончался 18 июня 1037 г.
Творческое наследие Ибн Сины:
от философии до медицины
Всего Авиценна написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. Интересы ученого были широкими: медицина, философия, астрономия, механика, химия, геология, логика и поэзия [6].
Философия Ибн Сины – своеобразный итог развития философии народов Центральной Азии и Арабского Востока. Продолжая и развивая традиции восточного аристотелизма в области метафизики, гносеологии и логики и отчасти онтологические концепции неоплатонизма, Ибн Сина стремился связать основные положения своего учения с естественно-научными фактами, вернуть человечеству Аристотеля-натуралиста, противопоставить теологическим измышлениям знания о природе, разбудить творческую исследовательскую мысль [7].
В философии Ибн Сины заметную роль играло разграничение религии и науки, что явилось важным этапом в освобождении науки от власти религии. Существование Бога Ибн Сина признавал, но могущество его считал ограниченным. Бог не всемогущ, он обладает только способностью привести в действие возможное само по себе – частные явления в жизни независимы от божественного провидения. Материя не ведет начало от Бога, она не была создана им. Мир возник как эманация Бога, но не по его воле, а в силу независимой от Бога необходимости. Э. Ренан, французский историк религии, удачно определил отношение Ибн Сины к Богу: «Бог, будучи абсолютным единством, не может иметь непосредственного воздействия на мир. Он не вмешивается в течение отдельных вещей: будучи центром колеса, он позволяет периферии катиться по своему усмотрению» [8].
Большой заслугой Ибн Сины следует также считать обогащение им приемов и путей познания. Он различал четыре степени постижения: 1) постижение чувствами; 2) постижение воображением (здесь взгляды его совпадают со взглядами Аристотеля); 3) мыслительная оценочная способность (это постижение принадлежит лично Ибн Сине); 4) образование общих понятий, так называемых универсалий.
В области химии Авиценна открыл процесс перегонки эфирных масел. Умел добывать соляную, серную и азотную кислоты, гидроксиды калия и натрия.
В астрономии Авиценна критиковал представления Аристотеля о том, что звезды отражают свет от Солнца. Утверждая, что звезды светятся собственным светом, полагал, однако, что и планеты также светятся сами. Он внес значительный вклад в развитие теории вложенной (или запечатленной) силы – средневековой теории движения, согласно которой причиной движения брошенных тел является некоторая сила, позднее названная импетусом (лат. impetus – «толчок», «импульс»), вложенной в них внешним источником. По его мнению, «двигатель» (рука человека, тетива лука, праща и т.п.) сообщает движущемуся телу (камню, стреле) некоторое «стремление» аналогично тому, как огонь передает тепло воде. В роли двигателя может выступать также тяжесть. Ибн Сина в понимании предмета метафизики следовал Аристотелю. Ученый различал сущее – существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее – существующее благодаря себе. Ученый утверждал совечность мира Творцу [3].
Творение в вечности мыслитель объяснял с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности сотворенного мира. Ибн Сина также разработал свое собственное учение о темпераменте и характере человека. Согласно его учению, натура человека делится на четыре простых вида: горячая, холодная, влажная и сухая (что в современной психологии соответствует четырем типам темперамента). Эти натуры не являются стабильными, а изменяются под воздействием внутренних и внешних факторов, таких как метеорологические условия и смена времен года. Многие серьезные научные работы Ибн Сина писал в виде поэм, используя четверостишия. В частности, в такой форме написаны «Трактат о любви», «Трактат о птицах» и некоторые другие произведения. Есть среди его творчества и лирические стихотворные произведения – четверостишия, рубаи. В своих поэмах Ибн Сина большое внимание обращает на сохранение здоровья человека, уделяет внимание предотвращению болезней, дает советы, которые не утратили своего значения до наших дней. Он пишет о гигиене, еде, об обращении с больными и т.д.
Энциклопедический труд Ибн Сины «Книга исцеления» («Китаб аш-Шифа») посвящен логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике [9]. Основными медицинскими произведениями Ибн Сины являются «Канон врачебной науки» (или «Канон медицины» – «Китаб ал-Канун фит-тиб»), «Лекарственные средства», «Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок», «О пользе и вреде вина» (самый короткий трактат автора), «Трактат о пульсе» «Трактат о сексуальной силе», «Мероприятия для путешественников», «Трактат о уксусомеде» и «Кровеносные сосуды для кровопускания». Его «Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб») также является поэтическим изложением физиологии, заболеваний и лечения человека [10–12].
«Канон врачебной науки», один из главных медицинских трудов Ибн Сины, снискал ученому мировую известность и сохранился до наших времен. Это сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмыслены и переработаны в соответствии с достижениями медицины того времени. Две книги «Канона» из пяти посвящены описанию лекарственного сырья, лекарственных средств, способам их изготовления и употребления. Из 2600 лекарственных средств, описанных в «Каноне», 1400 — растительного происхождения. Необходимо подчеркнуть, что «Канон врачебной науки» в XII в. был переведен на латинский язык, около 30 раз переиздавался на нескольких европейских языках. До конца XVII в. оставался основным учебником для студентов и руководством для врачей [13–16].
Неоднозначная оценка трудов Ибн Сины его современниками
Подводя итоги изучению влияния деятельности Ибн Сины, Б.Э. Бертельс писал: «Авиценна – это незримый очаг подземного огня, питающий целую цепь огнедышащих вершин». В учебнике профессора Падуанского университета Феррари, изданном в 1471 г., Ибн Сина цитируется 3000 раз, Гален – 500, а Гиппократ – только 140 раз. Другие давали ему резко отрицательную оценку. Например, Авензоар (Ибн Зухр, 1070–1164) называл труды Ибн Сины «порчей бумаги», а Арнольд из Вилланоны (XIII–XIV вв.) именовал их «писаниной».
Один из излюбленных приемов – попытка доказать отсутствие в трудах Ибн Сины чего-либо нового и оригинального, изобразить его лишь как добросовестного комментатора древних. Не менее резкие суждения высказывает А. Кастильони, утверждая, что «наблюдения Ибн Сины для Востока, а также и для Запада стали примером схоластического догматизма, основанного, скорее, на разностороннем культурном развитии, упорстве и замечательном изложении, чем на глубоких знаниях, приобретенных собственным опытом».
Оценка творчества и трудов Ибн Сины спустя столетия
Наследие Ибн Сины было хорошо изучено как на Ближнем Востоке, так и в Европе. За последние 40 лет основные труды ученого были переведены и переизданы, опубликовано свыше 100 научных статей, посвященных анализу его работ, а также проведены десятки конференций [17]. Во всем мире высоко чтут память великого ученого и врача. В иранском Хамадане, где в последние годы своей жизни жил, а затем был похоронен Ибн Сина, действует музей с рукописями и богатым фондом экспонатов. Академия наук Узбекистана регулярно проводит различные мероприятия в память деятельности и научного наследия Авиценны. В его честь названы Таджикский государственный медицинский университет и горная вершина, ранее известная как пик Ленина. В Душанбе в честь Авиценны именуют площадь, где установлен памятник великому ученому (автор – азербайджанский скульптор Омар Эльдаров). Именем Ибн Сины названы улицы в Самарканде, Бухаре, Иерусалиме и Донецке. В Турции некоторые крупные медицинские учреждения носят имя Авиценны.
В честь Ибн Сины Карл Линней назвал род растений семейства акантовых – Авиценния. В его честь названы кратер на Луне и программа, созданная IBM для автоматического исследования кардиограмм и рентгеновских снимков молочной железы.
Неудивительно, что для своих книг и фильмов многие писатели и режиссеры выбирают главным персонажем такую личность, как Абу Али Ибн Сина. Наиболее известное произведение – книга Ноя Гордона «Ученик Авиценны», опубликованная в 1998 г. В 2013 г. немецкий режиссер Филипп Штельцль снял по этой книге фильм. К теме жизни ученого обратился и испанский писатель Э. Теодоро. Его роман называется «Рукопись Авиценны» и повествует об отдельных эпизодах жизни Ибн Сины.
В 1952 г. по инициативе международной общественности во всех странах отмечалось 1000-летие со дня рождения Ибн Сины по мусульманскому летосчислению. К юбилейной дате вышел в свет первый том «Канона врачебной науки», перевод которого выполнен Академией наук Узбекской ССР при участии Академии медицинских наук СССР. Большой международный конгресс состоялся в 1954 г. в Тегеране, который сопровождался открытием мавзолея и памятника. Среди участников этого конгресса были крупнейшие востоковеды, в том числе большая делегация советских ученых.
В 1980 г. отмечалось 1000-летие со дня рождения Ибн Сины по юлианскому летосчислению. К этой дате выпущено в свет второе издание «Канона врачебной науки», а Академией наук Таджикистана – десять томов произведений Ибн Сины.
На сегодняшний день функционирует Всемирный фонд Авиценны с филиалами в различных странах.
Тайны Ибн Сины, требующие изучения
Каждое новое поколение открывает в прошлом новые тайны. История научной мысли никогда не может дать законченную, неизменную картину, реально передающую действительный ход событий, и поэтому каждое новое поколение должно изучать ее заново.
Важно выяснить подлинные взаимоотношения Ибн Сины и древних авторов. В частности, надо уточнить, как именно повлияла на Ибн Сину медицина Востока. Следует отыскать истинные идейные корни взглядов Ибн Сины в культуре народов Востока, мировоззрении, трудах философов и ученых, особенно IX–XII вв. – периода наивысшего развития в Центральной Азии феодализма, периода, который в последнее время стали именовать центральноазиатским Ренессансом [2].
Для выяснения вклада Ибн Сины в медицину важно тщательно изучить труды его предшественников. Исторический подход нужен для того, чтобы понять, как медики осваивают наследие Ибн Сины. Ко времени появления его трудов в Европе медики многое забыли, далеко отстали от того уровня, на котором писал свои труды Ибн Сина. Он был намного ближе к истокам науки, к греческим классикам, к Аристотелю, и европейским медикам пришлось заново учиться, чтобы овладеть всем, что Ибн Сина заимствовал у Гиппократа и других медиков древности и что он добавил к классическому наследию.
Следует также выяснить, какое влияние оказали на Ибн Сину его непосредственные учителя, которые руководили его подготовкой к врачебной деятельности. Желательно, чтобы в том же плане были изучены дела и труды двух предшественников Ибн Сины – Абу Бакра ар-Рази и Али ибн Аббаса.
Медицинские труды Ибн Сины следует изучать, учитывая его общефилософские взгляды. Такие особенности концепции Ибн Сины, как материалистическая направленность взглядов, материалистическая трактовка процессов, происходящих в человеческом теле, как правило, игнорируют. Между тем в «Каноне врачебной науки» материалистическая направленность проявляется вполне отчетливо. Решительное отрицание астрологии – одно из доказательств этого.
Заключение
Многое из того, чему учил Ибн Сина, отмерло, заблуждения, которые он разделил со своим веком, отпали и разоблачены, но, подводя итоги его деятельности, следует помнить не о них, а о вкладе его в науку, о тех достижениях, открытиях и методах, значение которых бесспорно.
«Все, что было у него, – пишет А.А. Семенов в биографии Ибн Сины, – он раздал бедным, отпустил своих рабов на свободу и, как сообщают источники, умирая в полном сознании, прочитал стихи:
Мы умираем и с собой уносим лишь одно
Сознанье, что мы ничего не узнали».
Мавзолей Ибн Сины до сих пор служит местом паломничества. На надгробье – рубаи, приписываемое как Ибн Сине, так и Омару Хайяму:
От праха черного до небесных тел
Я тайны разгадал мудрейших слов и дел,
Коварства я избег, распутал все узлы,
Лишь узел смерти я распутать не сумел.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.