количество статей
6605
Загрузка...

Фармкомпании испугались маркировки лекарств RFID-метками

Ведомости | 25.05.2016
Российские фармпроизводители попросили первого вице-премьера Игоря Шувалова не внедрять RFID-маркировку (радиочастотный транспондер) на лекарства. Письмо с просьбой отправила Ассоциация российских фармацевтических производителей (АРФП; входят «Герофарм», Sanofi, «Сотекс», «Р-фарм» и др.) 24 мая 2016 г. Вместо RFID-меток ассоциация предлагает использовать метки DataMatrix на базе двухмерного штрихкода, говорится в письме, подписанном гендиректором АРФП Виктором Дмитриевым.

В секретариат Шувалова письмо еще не поступало, рассказал представитель администрации Шувалова, отказавшись от комментариев.

RFID-метки могут оказаться дорогими для фармкомпаний: потребуется дополнительное оснащение производства и складов, может вырасти себестоимость продукции, отмечается в письме. Кроме того, пишет Дмитриев, RFID-метки нельзя нанести на блистеры из фольги, в которые упаковано 80% лекарств, и на гелевые растворы. Также нет никаких исследований, как такие метки влияют на качество лекарств, беспокоится Дмитриев. Зато метки DataMatrix используются в Европе и для экспорта удобен именно этот вид маркировки, рассуждает он.

Недавно на совещании в Минпромторге обсуждали, что надо внедрять именно RFID-метки для лекарств, хотя раньше с Минздравом обсуждались двухмерные, рассказал «Ведомостям» Дмитриев. Это подтвердил участник совещания – топ-менеджер фармпроизводителя.

Шувалов на совещании в конце февраля 2016 г. обсуждал с Минфином необходимость маркировки лекарств, говорит федеральный чиновник. Но об обязательном внедрении именно RFID-меток речь не шла, утверждает он: скорее всего будет внедряться как раз двухмерная метка. Разработать и внедрить систему мониторинга лекарств с использованием маркировки в феврале 2015 г. Минздраву поручил президент России Владимир Путин. Минздрав подготовил проект поправок в закон «Об обращении лекарственных средств», он предполагал, что можно применять как двухмерный штрихкод, так и радиочастотную метку, говорил в конце 2015 г. «Ведомостям» представитель ведомства.

Для двухмерных кодов необходимо установить оборудование стоимостью около 7–8 млн руб. на производственную линию, подсчитал заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков. А для наклейки RFID-меток необходимо роботизировать линию, которая сейчас полуавтоматическая, рассказывает Глушков. Без учета трат на покупку самих меток только роботизация будет стоить около 15–20 млн руб. на линию, подсчитал он. RFID слишком дороги, это отразится на цене дешевых препаратов, опасается топ-менеджер другого крупного производителя.

RFID-метка обеспечивает защиту от контрафакта и дает возможность перезаписи информации, говорит представитель производителя микроэлектроники «Микрон» (контролируется АФК «Система»). Такую метку в отличие от DataMatrix можно считывать без прямой видимости – через коробку или на расстоянии, рассказал он. По его словам, одна RFID-метка может стоить 5–20 руб. в зависимости от сложности и дистанции считывания.

В Минфине запрос «Ведомостей» перенаправили в Минздрав; Минпромторг и Минздрав на запрос не ответили.
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: RFID