Минздрав заподозрили в сговоре с крупнейшим поставщиком лекарств — такие выводы сделала Федеральная антимонопольная служба после проверки ведомства. Претензии также возникли к компании «Р-Фарм», одному из крупнейших дистрибуторов и производителей препаратов в России.
Министерство могло дать фирме преимущества при госзакупках лекарств, пояснил «Коммерсантъ FM» начальник управления по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев: «Это была внеплановая выездная проверка. Прежде чем выйти на такую внеплановую проверку, мы тщательно проверяем все те доводы, о которых нам говорит заявитель.
Мы подозревали и подозреваем Минздрав в том, что они заключили ряд антиконкурентных соглашений с коммерческими структурами.
Одна из наших версий заключается в том, что компания могла бы быть внесена в реестр недобросовестных поставщиков, но, тем не менее, она продолжала участвовать в государственных закупках. Мы считаем, что все остальные добросовестные участники рынка были ущемлены в своих правах».
По данным газеты «Ведомости», подозрения ФАС вызвали 19 контрактов между «Р-Фарм» и Минздравом — это соглашения о закупках препаратов более чем на 8 млрд руб. Сделки могли пройти с нарушениями, но «Р-Фарм» не попала в реестр недобросовестных поставщиков. Некоторые договоры с компанией Минздрав расторгал по соглашению сторон.
Это действительно может быть признаком сговора, пояснила специалист по госзакупкам, руководитель офиса организации Transparency International в Екатеринбурге Екатерина Петрова: «В реестр недобросовестных поставщиков можно внести организацию по двум основаниям — если она победила в конкурсе, но не заключили контракт, или по решению суда за нарушение условий его исполнения. Может быть "Р-Фарм" нарушила контракт — видимо, случилась некая просрочка по поставке, или были поставлены препараты недолжного качества. Заказчик в таком случае мог расторгнуть контракт в одностороннем порядке, но это не повлекло за собой последствий в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков. Именно поэтому Антимонопольная служба, скорее всего, сделала вывод о предоставлении преференций этой компании. Когда подрядчик нарушает условия контракта, в таком случае, конечно, нельзя обоюдно расторгать контракт без каких-либо штрафных санкций».
По данным ФАС, «Р-Фарм» мог получать от Минздрава преимущества по поставкам целой группы лекарств — это препараты против ВИЧ, туберкулеза, вирусов гепатита В и С, а также других серьезных заболеваний. Попадание в реестр недобросовестных контрагентов отрезало бы «Р-Фарм» от таких закупок на два года. По словам собеседника газеты «Ведомости», это могло создать проблемы — больные просто не получили бы нужные лекарства в срок.
Такие противоречия в системе госзакупок лекарств возникают регулярно. Необходимо корректировать закон, уверен директор НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Давид Мелик-Гусейнов.
«Увеличение количества подобных сюжетов заставляет задуматься о том, чтобы закон все-таки был более совершенным и учитывал интересы всех сторон.
Поставку и распространение лекарственных препаратов нельзя сравнить с процессом развоза картошки.
Лекарства, особенно из группы социально значимых заболеваний, — это товар критического спроса. Передавать полномочия по закупке, по развозу, по обеспечению ими непонятно кому нельзя ни в коем случае. Это риск того, что пациенты могут не получить необходимую терапию вовремя. Должен быть полноценный партнер, который соответствовала бы всем требованиям и критериям», — подчеркнул эксперт.
Минздрав опроверг все обвинения со стороны Антимонопольной службы. В пресс-релизе ведомства сообщается, что проверка ФАС прошла с нарушениями, и это дает повод для жалобы в Генпрокуратуру. «Р-Фарм», в свою очередь, не получала никаких запросов от надзорного органа, пояснили «Коммерсантъ FM» в компании. Там исключили получение преференций от Минздрава и любых госзаказчиков.