количество статей
6670
Загрузка...

Психосоциальные интервенции для снижения риска суицида и самоповреждений

| 17.03.2022 12:00:00

H.W. Yiu et al. в своём новом обзоре, опубликованном в журнале Psychiatry Research, попытались определить, какие психосоциальные интервенции наиболее эффективны для предотвращении суицидального и самоповреждающего поведения у пациентов, находящихся на стационарном лечении в больницах психиатрического профиля. В результате изучения мета-анализов и систематических обзоров значимых изменений в состоянии пациентов при том или ином виде психотерапии обнаружено не было. Исследований самоповреждений оказалось крайне мало для формулирования какого-либо вывода.

Суицидальное поведение и самоповреждения часто встречаются у лиц с психическими расстройствами и являются одной из основных причин госпитализаций в стационар соответствующего профиля. Риск такого поведения повышается после выписки из больницы. Взаимоотношение между суицидальным поведением и самоповреждениями достаточно сложное. Они часто встречаются одновременно. Так, человек может наносить себе повреждения с целью умереть. Однако, не всегда самоповреждения используются с целью суицида. Как правило, самоповреждения являются предикторами суицидального поведения.

В качестве терапии психических расстройств, сопровождающихся суицидальным поведением и нанесением самоповреждений, рекомендовано применение антидепрессантов. Однако, согласно систематическим обзорам, доказательства эффективности данной тактики малоубедительны. Помимо лекарственной терапии возможно применение когнитивно-поведенческой терапии, а именно тренинга навыков совладания с эмоциями и с межличностными проблемами. Но и этот метод при исследованиях обнаруживает лишь низкую или умеренную степень эффективности.

Согласно руководству National Institute of Health and Clinical Excellence (NICE), психотерапевтическая работа с пациентом, совершающим самоповреждения и суицидальное поведение, должна начаться в период госпитализации и осуществляться в сотрудничестве с медицинской помощью. Однако, исследований, направленных на изучение эффективности этой стратегии, мало. Возможно, это связано со сложностями организации психотерапии: необходимо, чтобы она была краткосрочной, ориентированной на определённую цель и осуществлялась в ограничительных условиях стационара психиатрического профиля.

В январе 2022 года в журнале Psychiatry Research было опубликовано исследование H.W. Yiu et al. Его целью было изучить на основе мета-анализов и систематических обзоров влияние психотерапевтических интервенций на суицидальное поведение, пониженное настроение, чувство безнадёжности у пациентов, госпитализированных с суицидальным поведением и самоповреждениями. В исследование включались мета-анализы и систематические обзоры с участниками в возрасте от 18 лет, которые лечились в психиатрическом стационаре и получали психосоциальную помощь для снижения влияния психологических и социальных факторов риска.

В итоге было отобрано 10 исследований. В них участвовало от 12 до 201 человек, средний возраст варьировался от 25 до 44 лет. Психосоциальные интервенции были направлены больше на суицидальное поведение, чем на самоповреждения.

В шести исследованиях изучалась эффективность когнитивно-поведенческой терапии для предотвращения суицидального поведения. Три из них использовали трансдиагностический протокол лечения эмоциональных расстройств. Интервенции были направлены на выявление автоматических мыслей и иррациональных верований, ведущих к суициду а также на определение способов их преодолеть. Формировался антикризисный план.

В двух исследованиях были использованы техники диалектико-поведенческой терапии, которые фокусировались на формировании навыков регуляции эмоций, межличностной эффективности, стратегиях совладания со стрессом. Также примерялись техники mindfulness и релаксационные методики. В одном исследовании применялось ведение дневника самонаблюдения. В нём фиксировались положительные события и эмоции за день. Длительность терапии составляла от 5 до 12 сессий в течение от 3 дней до 12 недель. Длительность сессий была 2 – 4 часа. В группе сравнения использовалось стандартное лечение, усиленное стандартное лечение, недирективные дискуссионные группы, ведение дневника питания, инсайт-ориентированная терапия.

Для измерения суицидального риска использовалась шкала суицидальных идей А. Бека (BSSI). В 7-ми исследованиях (353 участника) данную шкалу использовали после психотерапии, в 2-х исследованиях (115 участников) – в период последующего наблюдения. Статистически значимой разницы в эффективности снижения суицидального риска при использовании различных интервенций как после терапии, так и в период дальнейшего наблюдения, обнаружено не было.

Авторы проследили взаимосвязь суицидального риска с психосоциальными интервенциями при разной симптоматике: отношении депрессии 6 исследований (297 участников) не обнаружили разницы в снижении суицидальности между разными видами психотерапевтической помощи. Измерение риска проводилось после лечения. 4 исследования (69 участников) также не обнаружили разницы в снижении риска суицидальности при его измерении период дальнейшего наблюдения.

В отношении чувства безнадёжности авторы выявили следующее: 7 исследований (351 участник) не обнаружили различий в эффективности между видами психотерапии при измерении суицидальности после терапии. 4 исследования (112 участников), направленные на наблюдение в течение 3 – 6 месяцев, не обнаружили разницы в снижении суицидального риска.

Один мета-анализ, изучающий суицидальные попытки в течение 3 – 6 месяцев после лечения, не обнаружили значимых различий в эффективности между разными методами психосоциального воздействия.

Таким образом, в результате исследования не было обнаружено, что психосоциальные вмешательства имеют преимущества над альтернативными методами лечения, как после лечения, так и в период наблюдения. Многие из включённых в мета-анализы исследований не имели достаточное количество респондентов в выборке. Это свидетельствует об ограниченности доказательств в отношении вмешательств для лечения суицида в стационарных условиях.

Однако, на сегодняшний день имеются доказательства эффективности когнитивно-поведенческой и диалектико-поведенческий психотерапи в рамках суицидального и самоповреждающего поведений. Почему же они не продемонстрировали результата в данном случае? Авторы связывают это со сложностями психотерапии при стационарном лечении: острое состояние пациентов, невозможность уединиться для сессии, ограничительный режим отделения.

Крайне мало исследований эффективности методов для устранения самоповреждающего поведения. Как правило, в стационарах психиатрического профиля с этой целью используются методы физического ограничения, применяются седативные препараты. Поэтому необходимо провести исследование эффективности различных психотерапевтических методов. Подытоживая сказанное, авторы делают вывод о необходимости проведения адаптированных для стационарных условий исследований для адекватной оценки эффективности психосоциальных интервенций.

Перевод: Вирт К.О. / psyandneuro.ru
H.W. Yiu et al. A systematic review and meta-analysis of psychosocial interventions aiming to reduce risks of suicide and self-harm in psychiatric inpatients. Psychiatry Research.
Фото: freepik.com

  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: суицид, психосоциальные интервенции