Например, процедура установления инвалидности стала более прозрачной, внедрены новые критерии ее установления, для детей увеличены сроки, на которые устанавливается инвалидность, упрощена процедура внесения изменений в индивидуальную программу реабилитации.
Однако, несмотря на принятые меры, работает система МСЭ пока недостаточно эффективно: ей не хватает правового регулирования, контроля и межведомственного взаимодействия.
«Тема социально значимая. На начало 2019 года численность инвалидов в стране составила 12 млн человек. Почти треть из них - 3,5 млн человек — это граждане трудоспособного возраста, еще 672 тысячи – дети-инвалиды. Для этих людей доступность и качество медико-социальной экспертизы имеет первостепенное значение. Поэтому Минтруд должен обеспечить надлежащий контроль и правовое регулирование в этой сфере, однако, как показала наша проверка*, пока этого не происходит», - заявила на Коллегии аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.
Так, Минтруд до сих пор не утвердил классификации и критерии установления инвалидности детям. В результате используются общие критерии без учета детской специфики заболеваний. Кроме того, для определения профинвалидности система МСЭ по-прежнему использует временные критерии, которые были установлены в 2001 году. «Минтруду необходимо оперативно принять все документы, предусмотренные «дорожной картой» по совершенствованию медико-социальной экспертизы, и совместно с регионами и профессиональным сообществом организовать систему трудовой реабилитации инвалидов с учетом минимизации времени на их интеграцию в общество», - считает аудитор.
Не установлены единые требования к организации деятельности учреждений МСЭ. В зависимости от уровня заболеваемости в регионах создаются бюро и экспертные составы смешанного, общего или специализированного профиля. Однако нормативные акты не раскрывают эти термины, не устанавливают перечень специалистов бюро и экспертных советов. В результате структура учреждений МСЭ в регионах существенно различается, что влияет на качество предоставляемых услуг. «Например, в Московской области не созданы специализированные бюро для освидетельствования лиц до 18 лет и для больных туберкулезом. В результате дети и взрослые, больные туберкулезом, ВИЧ инфекцией – все проходят освидетельствование в одном бюро. Это создает для людей, и так уже имеющих проблемы со здоровьем, дополнительные риски заражения социально-опасными заболеваниями», - привела пример Светлана Орлова.
Одна из наиболее острых проблем МСЭ – дефицит кадров, особенно врачей. Причина все та же - правовая неурегулированность. Врачи, работающие в системе МСЭ, хоть и приравнены к медицинским работникам, фактически находятся с ними в неравных условиях. Например, они не могут досрочно выйти на пенсию, на них не распространяется сокращенная продолжительность рабочего дня. В результате этот нормативно-правовой пробел негативно сказывается на кадровом составе бюро и экспертных групп. Так, только в Московской области с начала 2019 года из-за неукомплектованности кадрами были временно закрыты 31 бюро из 73. «В результате нагрузка на врачей существенно возрастает, очереди растут, а доступность и качество услуг снижаются. В таких условиях процесс принятия решения об установлении инвалидности зачастую сводится всего к одному экспертному мнению. Соответственно говорить о разработке качественных индивидуальных программ реабилитации достаточно сложно», - отметила Светлана Орлова.
О низком качестве проведения медико-социальной экспертизы наглядно говорит статистика. В 2018 году число граждан, не согласных с решением МСЭ, выросло на 7,8% - до 52,4 тыс. человек. Решение по 12,2% из них было пересмотрено. По регионам этот показатель достигает отметки 20% и больше. Пиковое значение Счетная палата отметила в Мурманской области, где изменено решение по 48,6% обращений. «За этими цифрами стоят неудовлетворенные, обиженные люди. Поэтому необходимо разрабатывать более объективные механизмы установления инвалидности», - подчеркнула Светлана Орлова.
Еще одна проблемная тема – трудная доступность услуги медико-санитарной экспертизы для инвалидов. Нередки случаи, когда учреждения МСЭ располагаются на втором этаже, не имеют пандуса или подъемника на входе. Размещенное в главных бюро регионов оборудование недоступно для граждан из отдаленных районов. Например, в Ставропольском крае расстояние от г. Нефтекумск до главного бюро более 300 километров. «В таких условиях исполнение в 2018 году показателя госпрограммы «Доступная среда» «Доля граждан, удовлетворенных качеством предоставления государственной услуги по МСЭ…» на уровне 90% выглядит неубедительно. Минтруду необходимо провести объективную оценку данного показателя, принимая во внимание всеобщий охват регионов, определить причины принятия неправильных решений и наметить пути их устранения», - констатировала аудитор.
В ходе проверки Счетная палата также обратила внимание на техническое оснащение учреждений МСЭ. На 1 января 2019 года все они были обеспечены специальным диагностическим оборудованием общей стоимостью более 2 млрд рублей. Вот только необходимость приобретения отдельных видов оборудования вызывает сомнения: во-первых, оно практически не востребовано, а во-вторых, и так имеется во всех поликлиниках.
Не в полной мере используется такой важнейший инструмент совершенствования системы МСЭ, как межведомственное электронное взаимодействие. Например, в учреждения медико-социальной экспертизы практически не поступает информация об исполнении индивидуальных программ реабилитации. «Это может негативно отразиться на качестве переосвидетельствования инвалида и не позволит оценить реабилитационный эффект», - подчеркнула аудитор.
Минтруд с выводами Счетной палаты в целом согласен. «У нас очень много задач и очень много проблем. Мы благодарны коллегам из Счетной палаты. Считаем, что это был свежий, новый взгляд. Будем работать в этом направлении, в том числе в части более эффективного использования оборудования», - заявил заместитель министра труда и социальной защиты Всеволод Вуколов, который присутствовал на Коллегии.
Справочная информация:
* «Проверка эффективности использования средств федерального бюджета, направленных в 2016-2018 годах и истекшем периоде 2019 года на реализацию мероприятий по совершенствованию государственной системы медико-социальной экспертизы»
Источник: imc-foundation.ru
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.