Правительство намерено экономить на лекарствах. Пока это только идеи — но революционные: перерегистрировать все препараты или не платить за те, что не помогают.
«Ведомости» ознакомились с проектом доклада об эффективности расходов федерального бюджета на лекарства и об их оптимизации. Доклад, исполняя поручения президента и правительства, готовят Минфин, Минэкономразвития, другие (неназванные) заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, эксперты Высшей школы экономики и Академии госслужбы. Правительство доклад уже получило и 1 сентября должно внести его в администрацию президента.
Среди предложений: перерегистрировать все препараты; или ограничить госзакупки в основном жизненно необходимыми и важнейшими (ЖНВЛП); или ускорить введение референтных цен и исходить из них при расчетах с льготниками; или вовсе не платить за лекарства, которые не помогают.
Это революционные предложения, говорит заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков, и они разумны, если их единственная цель — экономия.
Эффект будет обратным — цены вырастут, уверен совладелец производителя и разработчика лекарств «Биокад» Дмитрий Морозов.
Зарегистрировать заново
Перерегистрация всех препаратов по нынешним правилам, считают авторы доклада, ограничит обращение устаревших и некачественных лекарств. 10-15 лет назад требования были примитивными: в 1990-е, например, было достаточно химико-фармацевтического анализа, вспоминает член экспертного совета Минздрава, сейчас они гораздо жестче и некоторым компаниям для регистрации придется представить данные клинических испытаний.
Перерегистрация вызовет коллапс системы — процесс займет лет 10, считает Морозов. Некоторые лекарства уйдут с рынка, в зоне риска — препараты, зарегистрированные больше 20 лет назад, предупреждает Глушков. Уйдут немногие, не согласен владелец «Р-фарма» Алексей Репик: большинство компаний представят нужные данные.
Ограничить закупки
Другой способ сэкономить, пишут авторы доклада, — ограничить госзакупки лекарств, не входящих в список ЖНВЛП (треть аптечных продаж в 2012 г., по данным DSM Group). ЖНВЛП не могут быть дороже зарегистрированной в Минздраве цены производителя плюс региональные оптовые и розничные надбавки.
Это станет административным барьером для компаний: без регистрации цены они не смогут участвовать в госзакупках, считает Морозов. Это может закрыть дорогу новым методам лечения, говорит Репик, но если список и регистрируемую цену пересматривать регулярно и по четким критериям, в предложении нет ничего плохого.
Сравнивать цены
Ускоренный переход на оплату лекарств для льготников исходя из референтных цен помог бы экономии, считают авторы доклада. Минздрав предлагал это сделать, но не ранее 2017 г. Ни Минздрав, ни авторы доклада не указывают, как референтные цены определять.
Сейчас льготники получают лекарство бесплатно или за полцены. Лучше, пишут в докладе, возмещать им расходы исходя из референтных цен, остальное пусть платят сами.
Льготники не готовы доплачивать, считает Морозов. Доля дорогих лекарств сократится, думает Глушков. Дешевые подорожают до референтных цен, полагает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк.
Не платить вовсе
Государство по соглашению с поставщиками могло бы платить только за лекарства, прием которых дал эффект. Образец таких соглашений еще предстоит разработать, указано в докладе.
Соглашения производителя и государства или страховщика о разделении рисков применяются в Западной Европе, говорит бывший топ-менеджер NovoNordisk Александр Быков, но касаются они только дорогостоящих лекарств. Для России это сложно выполнимо, считает Репик: тяжелые заболевания диагностируются поздно, часто пациента уже нельзя вылечить.