количество статей
6593
Загрузка...

Go Mobile назвал лидеров сегмента ePharma

Go Mobile | 30.04.2021

Digital-агентство Go Mobile представило отчет «Как аптеки выходят в Digital 2021» о развитии рынка e-pharma. Презентация прошла на мероприятии Go ePharma Meetup 2021.

Консалтинговое подразделение digital-агентства Go Mobile провело большое исследование: изучили российский рынок e-pharma в 2020 году и оценили сервис, digital-активы, ASO и продвижение онлайн-аптек. Digital-агентство Go Mobile поделились основными выводами исследования и представили лидеров среди онлайн-аптек в шести номинациях.

Победители рейтинга

По итогам исследования агентство Go Mobile объявило лидеров среди онлайн-аптек в шести номинациях:

1. Лучшая онлайн-аптека — Сбер Еаптека. 

Номинанты: Планета Здоровья, Здравсити, АСНА, Аптека.ру.

2. Лучшее приложение — АСНА. 

Номинанты: 36,7 Максавит, Сбер Еаптека, Здравсити, Аптека.ру.

3. Лучший сайт — Аптека.ру. 

Номинанты: Здравсити, 36,6, Апрель (Аптечный склад), АСНА.

4. Лучший сервис — Доктор Столетов. 

Номинанты: Будь здоров, 36,7 Максавит, Пилюли, Озерки.

5. Лучшее продвижение — Сбер Еаптека. 

Номинанты: Ригла, Планета Здоровья, Миницен, АСНА.

6. Лучшее ASO — Сбер Еаптека. 

 Номинанты: Озерки, Планета Здоровья, 36,7 Максавит, Живика.

В 2020 году были приняты изменения в законе, легализующие дистанционную продажу безрецептурных лекарственных препаратов. Для рынка e-pharma это означало:

1. Необходимость ускоренной диджитализации.

На фармацевтический онлайн-ритейл долгое время распространялся запрет на доставку продукции, поэтому digital-активы даже крупных игроков часто ограничивались неудобным сайтом, где с трудом можно было найти необходимый товар и заказать его доставку лишь в ближайшую аптеку.

Онлайн-аптекам было необходимо построить с нуля удобную экосистему и закрыть основные потребности пользователей: удобный поиск лекарственных препаратов, быстрый заказ, своевременная доставка и др.

2. Рост конкуренции.

С принятием закона конкуренция ужесточилась — на рынке появились новые сильные игроки. Помимо старых и новых аптек к рынку e-pharma активно пытаются присоединиться и маркетплейсы (Ozon, Яндекс.Маркет).

Поведение пользователей

Изменения на рынке e-pharma происходили на фоне пандемии коронавируса, которая сильно повлияла на покупательскую способность россиян. По данным Росстата, реальные доходы населения в 2020 году снизились на 3,7%. Однако несмотря на кризис продажи лекарственных препаратов растут — это связано с ростом цен, изменением структуры спроса и повышением доли госзакупок.


2021-04-30 16.12.55.jpg


В период карантинных мер спрос на дистанционную покупку лекарственных препаратов сильно вырос. Рост спроса доходил до 300% в июле, а его пик пришелся на март 2020 года и составил 376%.

За первые четыре месяца 2020 года около 12% населения оформили первые заказы в онлайн-аптеках. А доля россиян, готовых к дистанционной покупке лекарств, составила 70%. При этом в Москве доля достигает 78%, а в городах-миллионниках — 75%. Кроме того, 41% считает этот способ покупки приоритетным.

Digital-активы аптек

Самым развитым активом онлайн-аптек остается сайт — у большинства есть функции сортировки по цене и популярности, фильтрация по производителю, поиск по действующему веществу и симптомам. С другой стороны, на большей части сайтов отсутствуют:

  • голосовой поиск;
  • сортировка по наличию в ближайшей аптеке;
  • информация о способах оплаты в аптеках и пунктах самовывоза.

Приложения онлайн-аптек развиты хуже, чем сайты, — категории товаров там менее детализированы. При этом их функционала достаточно, чтобы сделать полноценный заказ.

Каналы продвижения

Рекламная активность на рынке e-pharma крайне низкая: на долю платных каналов приходится лишь 10% посещений десктопных версий сайтов. А доля трафика от рекламных объявлений в среднем составляет 0,6%.


2021-04-30 16.13.06.jpg


Онлайн-аптеки чаще всего продвигаются в Facebook, Instagram и сервисах для поиска лекарственных препаратов (10, 12 и 14 аптек из 22 соответственно).

Реже всего компании используют поисковые системы (0 из 22 — Google и 6 из 22 — Яндекс), myTarget (1 из 22), Apple Search Ads (2 из 22), CPA-сети (2 из 22), Facebook Audience Network (4 из 22) и Facebook Messenger (3 из 22).

Рекомендации

В 2020 году потребители получили первый опыт дистанционной покупки лекарств, поэтому для компаний сегмента e-pharma важно как можно быстрее укреплять позиции в digital.

На текущий момент digital-активы и возможности аптек все еще развиты слабо. Главная рекомендация прошлогоднего отчета Go Mobile остается актуальной и в 2021 году — аптекам необходимо создать экосистему вокруг пользователя и активно заниматься продвижением.

фото: freepik.com

  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ePharma