количество статей
6653
Загрузка...
Теория

Крымский государственный медуниверситет готов встать в строй российского здравоохранения

КГМУ Т. Кантур
"Медицинский форум" №2 (2)
  • Аннотация
  • Статья
  • Ссылки
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Крым, медицинское образование
Ректор КГМУ, д.м.н., профессор,член-корреспондент национальной академии медицинских наук Украины, академик академии наук высшей школы Украины, академик международной академии интегративной антропологии, академик Польской академии медицинских наук А.А. БАБ
Ректор КГМУ, д.м.н., профессор,член-корреспондент национальной академии медицинских наук Украины, академик академии наук высшей школы Украины, академик международной академии интегративной антропологии, академик Польской академии медицинских наук А.А. БАБ
Главный корпус Крымского государственного медицинского университета 1889 г.
Главный корпус Крымского государственного медицинского университета 1889 г.
Занятие в клинике на томографе
Занятие в клинике на томографе
Спорткомплекс
Спорткомплекс
Занятия по хирургии в клинике университета
Занятия по хирургии в клинике университета
Лекция по лучевой диагностике доцента В.В. Опрышко в лекционном блоке
Лекция по лучевой диагностике доцента В.В. Опрышко в лекционном блоке
Занятия по гистологии ведет профессор Е.Ю. Шаповалова
Занятия по гистологии ведет профессор Е.Ю. Шаповалова
Министерство здравоохранения Российской Федерации Крымский государственный медицинский университет имени С.И. Георгиевского
Министерство здравоохранения Российской Федерации Крымский государственный медицинский университет имени С.И. Георгиевского
Иностранные студенты КГМУ
Иностранные студенты КГМУ
Проверка практических навыков
Проверка практических навыков

История создания Крымского государственного медицинского университета им. С.И. Георгиевского


Медицинское образование в Крыму имеет давнюю историю. Еще в 1794 г. императрица Екатерина II приняла решение об открытии в Симферополе Медико-хирургической академии. Но этому проекту не суждено было осуществиться.


Однако передовая общественность России не оставляла мысли о создании в Крыму медицинского учебного заведения. И с конца XIX века на частные сборы и пожертвования в Крыму возникает ряд научно-медицинских учреждений. Полуостров к тому времени уже стал всероссийским курортом.


В 1916 г. Таврические органы местного самоуправления и Таврическое губернское земство приступили к учреждению Таврического университета, в составе которого предполагался и медицинский факультет. Именно с открытия медицинского факультета в 1918 г. и начинается история Таврического университета. Для обучения на медицинском, причем самом популярном, факультете было принято 109 человек. За время существования факультета было выпущено 523 врача. При последовавшей в 1925 г. реорганизации университета в пединститут медицинский факультет был ликвидирован. Таким образом, высшее медицинское образование в Крыму просуществовало 7 лет.

Однако развитие Крыма как здравницы требовало подготовки специалистов-медиков, и в 1930 г. Народный комиссариат здравоохранения предложил открыть в Симферополе медицинский институт.


В начале 1931 г. был произведен первый набор – 100 студентов, а в августе принято еще 90. Затем, в течение четырех лет, наборы проводились в январе и в августе. Вновь организованному медицинскому институту было передано здание Таврического женского епархиального училища, построенное в конце XVIII века. Торжественное открытие Крымского мединститута, состоящего из одного лечебно-профилактического факультета, состоялось 1 апреля 1931 г., тогда же были прочитаны и первые лекции. Эта дата и считается днем рождения Крымского медицинского института.


В те трудные 30-е годы студенты вуза одновременно и учились, и строили свой институт. Ими были построены общежитие и спортзал, возведено прекрасное новое здание – корпус № 2 – по проекту крымского архитектора Б.И. Белозерского. Первоначально здесь размещался кабинет ректора, и здесь же жили семьи многих преподавателей института.


В феврале 1936 г. состоялся первый выпуск: 97 студентов получили диплом врача, а в июле было выпущено еще 94 врача. Большинство были направлены работать в города и районы Крыма.


В 1938 г. в вузе был создан новый факультет – педиатрический. Студенческий контингент вуза составлял уже около 1,5 тыс. человек. На 32 кафедрах работали 23 профессора, 16 доцентов, более 100 ассистентов и преподавателей.


22 июня 1941 г. началась война, но экзамены в мединституте все же состоялись. 240 выпускников были призваны в армию, одновременно с ними на фронт добровольцами ушли и многие преподаватели. В середине сентября 1941 г., когда фашисты приблизились к Крыму, институт стал готовиться к эвакуации. Уже 26 сентября почти все преподаватели и более 500 студентов старших курсов расселились в г. Армавире Краснодарского края и сразу приступили к занятиям. Однако враг подступил и к Армавиру, и вновь пришлось эвакуироваться. Скитания длились почти год: Джамбул, вновь Армавир, Орджоникидзе, Баку, Красноводск, Кзыл-Орда... Но учебный процесс не прекращался: с июня 1941 г. по июль 1944 г. институт выпустил 850 врачей.


Весной 1944 г. Крым был освобожден, и медвуз вернулся в Симферополь. За годы оккупации главный учебный корпус, клуб, спортзал, общежитие были разрушены. Нужно было возрождать к жизни родной институт. Ценой неимоверных усилий коллективом вуза в короткие сроки было сделано все, чтобы учебный год начался вовремя.


В 1951 г. директором института, впоследствии ректором, назначается доцент С.И. Георгиевский. С его приходом начался новый этап в развитии вуза. Предстояло укрепить материальную и учебную базу института, создать условия для развития медицинской науки, обустроить студенческую жизнь. В 50-е гг. широко развернулись строительные работы, в которых активно участвовали студенты. Был перестроен главный корпус, построены дом культуры, стадион, к корпусу № 2 пристроено крыло.


Самое серьезное внимание уделялось кадровому вопросу: постоянно пополнялся и качественно улучшался профессорско-преподавательский состав. В 1956 г. в институте работало 27 докторов и 116 кандидатов наук. Постепенно расширялась тематика научных работ, создавались условия для формирования и развития научных школ, росли клиническая и научно-исследовательская базы вуза. Увеличивалось и количество студентов: в институте обучалось уже около 2 тыс. человек.


С 1961 г. институт начинает подготовку врачей для стран Азии, Африки, Латинской Америки. С 1967 г. выпуски врачей-иностранцев проводились регулярно. Как показала жизнь, это было удивительно дальновидное решение, плодотворное для последующего развития вуза.


В 1970 г. институт становится вузом первой категории, что говорит о признании его заслуг в педагогической и научной деятельности.


В 1978 г. открываются стоматологический факультет и подготовительное отделение. 


В 1979 г. начал работу факультет усовершенствования врачей, позднее переименованный в факультет последипломного образования. Продолжает расти число кафедр – в конце 80-х их уже 58. Построены спортивный комплекс, учебный корпус 2-а, лекционный блок, общежития, жилой дом и пансионат для сотрудников, задействован реабилитационно-восстановительный центр.


Институт в это время входит в десятку ведущих медицинских вузов СССР и по праву признается одним из лучших. За заслуги в подготовке квалифицированных специалистов для народного здравоохранения и развитие медицинской науки Крымский медицинский институт в год 50-летия был удостоен высокой правительственной награды – ордена Трудового Красного Знамени.


В феврале 1989 г. впервые в истории института состоялись выборы ректора на альтернативной основе. Им стал профессор И.В. Богадельников. Новый ректор в трудных условиях распада СССР, сопровождаемых сложной экономической ситуацией и переходом к рыночным отношениям, реорганизует деятельность института: коллектив вуза осваивает коммерческую деятельность. В 1991 г. в институте обучалось свыше 3 тыс. студентов, из них почти 600 иностранцев из 54 стран. Их образованием заняты 540 преподавателей, в том числе 83 доктора и около 350 кандидатов наук.


Финансовые средства, получаемые от коммерческой деятельности, позволили вузу вести ремонтно-строительные работы, приобретать технику, компьютеризировать учебный процесс.


Достижения вуза в образовательной, научно-исследовательской работе и в подготовке медицинских кадров для зарубежных стран были оценены по достоинству: в июле 1995 г. вуз был аккредитован по IV (высшему) уровню.


8 декабря 1995 г. постановлением Кабинета министров Украины институту было присвоено имя С.И. Георгиевского, внесшего большой личный вклад в восстановление и развитие вуза, рост его авторитета в стране и за рубежом.


С сентября 1996 г. институт возглавляет профессор А.А. Бабанин. Предложенная им концепция развития стабилизировала экономическое положение вуза, позволила внедрить в систему обучения научные разработки и современные технологии. Успешное развитие всех сторон деятельности вуза получило высокую оценку правительства: 26 января 1998 г. институт преобразован в университет и с тех пор называется Крымский государственный медицинский университет им. С.И. Георгиевского.

Новый статус повлек дальнейшие преобразования учебной и материальной базы, что способствовало повышению качества образования и эффективности научных исследований. В конце 90-х гг. растут объемы ремонтно-строительных работ: капитально отремонтированы все учебные корпуса вуза, спорткомплекс, общежития, дом культуры, преобразилась вся территория университета, строятся котельные, закладывается собственная клиника.


КГМУ сегодня


Сегодня Крымский государственный медицинский университет (КГМУ) им. С.И. Георгиевского – это современное высшее учебное заведение, обеспечивающее академическое и профессиональное образование, научно-исследовательскую и лечебно-консультативную работу. В основу деятельности университета положена идея развития интеллектуального потенциала государства и обеспечения медицинской отрасли высококвалифицированными кадрами.


КГМУ имеет мощную материальную базу – 16 собственных корпусов площадью около 63 тыс. м2. В учебных корпусах на территории вуза расположены 27 кафедр, 13 лекционных аудиторий, рассчитанных на 3270 студентов, большой и малый актовые залы, библиотека, виварий, четыре музея.


Компьютерное обеспечение осуществляют свыше тысячи компьютеров, 25 компьютерных классов на 280 рабочих мест, два компьютерных тестовых центра, три электронных читальных зала, развивается корпоративная компьютерная сеть на территории университета. Модернизируется учебный процесс: лекции сопровождаются мультимедийными презентациями, на клинических кафедрах используются муляжи и фантомы, современное диагностическое и лечебное оборудование.


В вузе создан развитый спортивный комплекс – это три корпуса с семью спортивными залами, плавательным бассейном, стадионом, двумя спортивными площадками, манежем. На берегу Черного моря (Алуштинский район, с. Малореченское) расположена собственная оздоровительно-спортивная база для сотрудников и студентов университета.

В парковой зоне рядом с территорией КГМУ раскинулся студенческий городок с тремя высотными корпусами благоустроенных общежитий. Кроме того, еще один корпус расположен на территории вуза. Площадь общежитий – свыше 30 тыс. м2 на 2400 мест, благоустроенные комнаты рассчитаны на двоих-троих студентов. Инфраструктура общежитий отвечает всем потребностям студентов.


Собственная университетская клиника, построенная и оснащенная на заработанные вузом средства, введена в строй в 2005 г. Благодаря современному медицинскому оборудованию здесь проводятся разнообразные диагностические исследования, в уникальной иммунологической лаборатории осуществляется широкий спектр лабораторных исследований. В клинике работают поликлиническое, терапевтическое и хирургическое отделения. Этот учебно-научно-лечебный комплекс обеспечивает и учебный процесс для студентов старших курсов, и лечебно-консультативную помощь населению Крыма благодаря участию лучших специалистов университета.


Создавая условия для повышения квалификации в течение всей профессиональной деятельности врача, в вузе организована модель непрерывного медицинского образования. Она включает: довузовскую подготовку – подготовительное отделение, подготовительные курсы, медицинский колледж, четыре факультета по подготовке врачей-специалистов и фармацевтов и факультет последипломного образования, обеспечивающий дополнительное профессиональное образование – обучение интернов, ординаторов, аспирантов, докторантов, аттестацию и переобучение врачей.


В медицинском колледже среднее профессиональное образование осуществляется по специальностям «сестринское дело», «стоматология ортопедическая», «фармация». 
В университете высшее профессиональное образование предоставляется по специальностям «лечебное дело», «педиатрия», «стоматология», «фармация». В интернатуре и ординатуре обучение проводится по одной из 28 выбранных специальностей, на курсах повышения квалификации врачи обучаются по 30 специальностям.


В настоящее время в КГМУ обучается свыше 4,5 тыс. студентов, из них около 1,3 тыс. иностранных граждан из 50 стран мира. Обучение иностранных граждан проводится по двум специальностям – «лечебное дело» и «стоматология». С 1999 г. вуз развивает новую форму обучения – преподавание на английском языке. По количеству иностранных студентов и качеству образования КГМУ уверенно демонстрирует высокие показатели. О признании заслуг университета свидетельствует звание лауреата рейтинга высших учебных заведений Украины «София Киевская – 2004» за плодо­-творное развитие международных связей и подготовку высококвалифицированных кадров. Кроме того, с учетом огромного опыта обучения иностранных студентов, высокого уровня подготовки врачей-специалистов, мощной материальной и методической базы КГМУ в 2006 г. сертифицирован IES (Международной организацией по вопросам образования, Лондон) по высшему рейтинговому уровню АА как вуз, относящийся к наилучшим, известным и признанным во всем мире. Ежегодно организация IES проводит подтверждение уровня вуза, и КГМУ неизменно доказывает соответствие присвоенному уровню.


Учебный процесс и на теоретических, и на клинических кафедрах построен таким образом, что предоставляет студентам весь спектр теоретических и практических знаний, необходимых будущему врачу. Кроме того, самоподготовка студентов обеспечивается и на кафедрах, и в тестовом центре, программное обеспечение и контент которого разработаны специалистами университета.


Из 56 кафедр вуза 38 – клинические, расположенные в 54 лечебно-профилактических учреждениях Симферополя и Крыма. Учебный процесс построен на традиционной основе – работа у постели больного, с написанием истории болезни, с использованием диагностического и лечебного оборудования университета и отделений больниц, с обсуждением результатов лабораторных и инструментальных исследований, лечения пациентов. Огромное внимание уделяется вопросам оказания неотложной медицинской помощи, отработке практических навыков и умений. Для этого не только на кафедрах, но и в Центре практических навыков (на территории вуза) проводятся занятия на муляжах, манекенах и фантомах с целью приобретения студентами необходимых для врача умений и навыков. Высокий уровень образования обеспечивает мощный профессорско-преподавательский корпус – около 880 специалистов, среди которых 104 доктора наук и 410 кандидатов наук. Среди них: член-корреспондент Национальной академии медицинских наук Украины (ректор), восемь заслуженных деятелей науки и техники Украины и 12 заслуженных деятелей науки и техники АР Крым; 14 заслуженных врачей Украины и 37 заслуженных врачей АР Крым, три заслуженных работника народного образования Украины и 17 заслуженных работников образования АР Крым.


Как и в любом учреждении высшего образования, в КГМУ широко развернута научно-исследовательская работа. Она осуществляется практически на всех кафедрах и в Центральной научно-исследовательской лаборатории, которая включает лаборатории биотехнологии, экспериментальной медицины, экспериментальной патофизиологии, клинической иммунологии, микробиологии, морфологии с электронной микроскопией, физиологии и экологической медицины. Ежегодно выполняется 50–55 научных тем, в рамках которых осуществляется свыше 200 индивидуальных диссертационных и исследовательских работ. Ежегодно сотрудниками вуза защищается 5–7 докторских и до 40 кандидатских диссертаций.


Научные исследования ученых университета продолжают и развивают традиции, заложенные в научных школах вуза. Это школы разных направлений медицинской науки: биохимическая (основана известным ученым, членом-корреспондентом АН УССР Г.В. Троицким), микробиологическая (основана профессорами К.Д. Пяткиным, С.М. Щастным, В.Д. Штибенем, развита профессором Ю.С. Кривошеиным), морфологическая (создана выдающимися учеными Р.И. Гельвигом, В.В. Бобиным, Б.П. Хватовым), фармакологическая (создана профессорами С.Д. Соколовым, А.Д. Штейнбергом, М.С. Шварсалоном), эмбриологическая (связана с именами профессоров Б.П. Хватова, А.И. Брусиловского, Б.В. Троцен-ко), педиатрическая (организована профессором Н.И. Королевой), терапевтическая (основана профессорами Р.Е. Гинсбургом, В.И. Рахманом, А.Б. Шахназаровым, П.А. Теппером), хирургическая (создана профессорами мирового уровня В.Г. Потаповым, К.С. Керопианом, Е.И. Захаровым, В.Л. Лисницкой, М.Г. Назаревским, К.Д. Тоскиным, О.И. Блискуновым).


Научно-исследовательская деятельность специалистов КГМУ тесно связана с практическим здравоохранением и направлена на решение актуальных задач медицинской отрасли. В рамках совместной деятельности КГМУ с Министерством здравоохранения Крыма и учреждениями практического здравоохранения реализуются такие программы, как: профилактика и лечение сердечно-сосудистых и сосудисто-мозговых заболеваний, борьба с онкологическими заболеваниями, «Здоровье крымчан», «Противодействие эпидемии туберкулеза в Крыму», «Программа развития семейной медицины в Крыму», «Программа развития кардио- и нейрососудистой хирургии в Крыму», «Программа обеспечения профилактики ВИЧ-инфекции, помощи и лечения ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом». Главными внештатными специалистами Министерства здравоохранения Республики Крым и членами экспертных комиссий по специальностям являются 12 представителей профессорско-преподавательского состава КГМУ. Они координируют деятельность врачей по специальностям и обеспечивают повышение их квалификации, участвуют в направлении больных на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, в организации и проведении научно-практических конференций.


С уверенностью в завтрашнем дне


Новый этап в развитии КГМУ обусловлен новейшими историческими событиями – обретением Крымом статуса субъекта Российской Федерации, что ставит перед университетом новые задачи во всех аспектах его деятельности – учебной, научной, лечебной, финансово-хозяйственной. КГМУ уже с первых дней вызвал активную заинтересованность Министерства здравоохранения РФ, Министерства образования и науки РФ, медицинских вузов РФ. В университете побывали делегации различных уровней, провели немало встреч, конференций, консультаций, направленных на вхождение вуза в образовательное пространство РФ и систему здравоохранения РФ.


Помощь России очевидна. Выпускники КГМУ этого года получили дипломы Российской Федерации. Абитуриентам было предоставлено значительно большее количество бюджетных мест при поступлении в КГМУ. Если раньше для специальности «стоматология» предоставлялось 2–4 бюджетных места, то Россия выделила 70 бюджетных мест, а для специальности «фармация» – 50, хотя раньше их не было вовсе. Увеличено количество бюджетных мест для специальностей «лечебное дело» и «педиатрия». Вступительные экзамены состоялись с учетом специфики региона – по среднему баллу аттестата и результатам вступительных экзаменов, т.е. было проявлено понимание того, что жизненно важно для школьников Крыма.


Большую материальную помощь вузу оказал Красноярский ГМУ, методическую и организационную помощь предоставили Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, Кубанский ГМУ, Казанский ГМУ, Ростовский ГМУ, выслал учебные книги Иркутский ГМУ.


В настоящее время преподаватели вуза сформировали рабочие учебные программы и готовят всю учебно-методическую документацию по стандартам РФ нового поколения, администрация вуза подготовила локальные акты и приказы по организации учебного процесса в соответствии с требованиями РФ.


С воодушевлением была принята программа развития Крыма, которая в аспекте развития курортно-рекреационной зоны непосредственно замыкается на деятельность КГМУ. Именно в связи с этим вузом разработана концепция медицинского кластера в Крыму, направленного на реализацию этой программы.


КГМУ имеет достаточный потенциал, чтобы инициировать создание в Республике Крым медицинского инновационного образовательно-научно-лечебно-рекреационного кластера и стать стержнем его функционирования. Создание медицинского кластера актуально и востребовано в свете приоритетных задач правительства РФ: развитие рынка образовательных услуг, повышение качества и эффективности образования, реформирование и модернизация здравоохранения, развитие Крыма как региона медицинской реабилитации в составе санаторно-курортного комплекса РФ.


Кластерная инициатива и кластерная политика КГМУ базируются на принципе непрерывности образовательного процесса, единства научной и лечебной деятельности, тесного взаимодействия практического здравоохранения и медицинской науки. Целью кластерной стратегии является создание эффективной среды для генерации технологических инноваций, интеграции науки и образования, науки и инновационной медицины.


В соответствии с этим поставлены следующие задачи:

  1. создание условий для интеграции науки, образования, медицинской и рекреационной сферы Крыма;
  2. построение целостного научно-инновационного коридора от идеи до рынка, включающего в себя эффективные механизмы генерации, распространения и коммерциализации;
  3. подготовка специалистов высшей квалификации, способных адаптироваться к быстро меняющимся условиям профессиональной деятельности и постоянно развивающимся медицинским технологиям;
  4. коммерциализация результатов научных разработок, их внедрение в практическое здравоохранение.

В сферу деятельности медицинского инновационного кластера вовлекаются Министерство здравоохранения РК и Управление здравоохранения Севастопольской городской государственной администрации, Министерство экологии и природных ресурсов, Министерство курортов и туризма, Министерство образования и науки.


Медицинский кластер Крыма с учетом поставленных задач развития Крымского федерального округа по векторам направленности представлен четырьмя ядрами – образовательным, научным, лечебным и рекреационным.


Образовательное ядро кластера – непосредственная сфера деятельности КГМУ, направленная на обеспечение медицинской отрасли высококвалифицированными кадрами. Профессорско-преподавательский корпус КГМУ обеспечивает не только подготовку квалифицированных специалистов, но и непрерывность образования в продолжение всей профессиональной деятельности врача. Функционирование образовательной составляющей кластера подразумевает тесное взаимодействие КГМУ с Министерством образования и науки, Министерством здравоохранения, НИИ Крыма, ведущими вузами Крыма. Создаваемый инновационный кластер позволит постоянно следить за научными достижениями в области биомедицины, фармакологии и своевременно вносить изменения в образовательные программы с целью актуализации образовательного процесса. Вследствие этого будет совершенствоваться система непрерывного профессионального образования врачей, ориентированная на постоянное развитие лечебно-диагностических и курортных технологий, необходимых для высокого качества профессиональной деятельности. Решение задач образовательного ядра кластера приведет к повышению качества предоставляемых гражданам России медицинских и курортно-реабилитационных услуг, к снижению дефицита медицинских кадров в Крыму.


Помимо предоставления образовательных услуг для отечественных граждан уже свыше 50 лет КГМУ осуществляет подготовку медицинских кадров для многих стран мира. В этом направлении наработан бесценный организационный и методический опыт, получивший признание Международной организации по вопросам образования (IES, Лондон). Обучение на английском языке привлекло в КГМУ большое количество иностранных студентов, что определило экономическую стабильность, позволило расширить и укрепить рынок образовательных услуг и международный престиж вуза.


Именно с целью развития рынка образовательных услуг, что является приоритетным, перспективным и экономически обоснованным, в образовательное ядро медицинского кластера заложено такое инновационное направление, как создание Южного регионального центра по обучению иностранных граждан, где образовательные услуги будут оказываться последовательно: как на уровне подготовительного отделения, так и на уровне специалитета, а также дополнительного профессионального образования – ординатуры, аспирантуры, докторантуры. Опыт КГМУ в обучении иностранных граждан позволяет университету стать своего рода координатором по обучению иностранных студентов в медицинских вузах РФ, распространить свой опыт для расширения контингента студентов, желающих получить медицинское образование в России.


Научное ядро кластера предназначено для создания на территории Крыма единого научного пространства в области биомедицины с взаимодополняющими компетенциями, совместным развитием инфраструктуры науки, развитием принципов трансляционной медицины, охватывающей всю инновационную цепочку от лаборатории до клиники. Данные преобразования должны определить четкую взаимосвязь между состоянием здоровья населения Крыма, проводимыми научно-исследовательскими работами и предоставлением населению современных медицинских услуг.


Фактически в течение ближайших пяти лет КГМУ должен стать лидером в приоритетных областях медицины Крыма. Для этого планируется стать участником технологической платформы «Медицина будущего» и создать блок региональной технологической платформы «Медицина будущего в Крыму» – инновационное направление в развитии региональной медицины. В рамках организации работы технологической платформы будет обеспечено планирование научных медицинских исследований в зависимости от задач здравоохранения, развитие клеточных, молекулярных и генетических технологий, активное внедрение результатов научных исследований и разработок в медицинскую практику, а также целенаправленная подготовка специалистов, способных обеспечить внедрение научных достижений и дальнейшее их применение в практическом здравоохранении, в частности в курортно-рекреационной отрасли.


Имеющаяся научная и диагностическая база позволяет уже в ближайшее время создать в университете в рамках инновационного кластера центры доклинических исследований, биоинформатики, коллективного пользования дорогостоящим оборудованием для решения научных и диагностических задач.


Функционирование научного ядра медицинского кластера обеспечивает в первую очередь научный потенциал университета. В работу вовлекаются также министерства здравоохранения, курортов и туризма, экологии и природных ресурсов, образования и науки, специалисты научно-исследовательских институтов и других вузов Крыма. Участие последних определяется профилем их функционирования, например: природоохранное и курортное строительство, землеустройство, садоводство и продукты питания, экономическое обоснование и бизнес-планирование проектов, экоэнергетика, технологии устойчивого использования и сохранения биоресурсов и биоразнообразия, биофизические и биохимические исследования экологических факторов, а также методов исследования, диагностики и лечения, информатизация санаторно-курортных учреждений с целью мониторинга и управления деятельностью, создание информационных технологий и аппаратно-программных комплексов для коррекции функционального состояния пациентов и т.д.


Лечебное ядро кластера объединяет работу КГМУ, Министерства здравоохранения, Управления здравоохранения Севастопольской городской государственной администрации, Министерства образования и науки и призвано решать насущные задачи по реформированию и модернизации здравоохранения в Крымском регионе.


Разработка инновационных диагностических и лечебных методик концентрируется в университетской клинике и Центре доказательной медицины, внедрение инноваций осуществляется в больницах Крыма, Севастополя, Симферополя, в санаторно-курортных учреждениях Крыма. Результаты инновационной деятельности научного ядра кластера планомерно внедряются в лечебную деятельность практического здравоохранения.


Немаловажна в модернизации медицинской отрасли и совместная деятельность с ведущими зарубежными специалистами, университетами, клиниками, фармацевтическими фирмами с целью приближения отечественных стандартов к лучшим достижениям мировой медицинской науки и практики.


Рекреационное ядро кластера призвано решать поставленную Президентом РФ задачу развития Крыма как современной рекреационной зоны с предоставлением всего спектра медицинских услуг.


В настоящее время в Крыму функционирует 75 санаториев, 31 детский санаторий, 37 центров и комплексов, предоставляющих медицинские услуги (медицинские реабилитационные центры, лечебные оздоровительные центры, пансионаты с лечением, оздоровительные комплексы и т.д.) и 316 учреждений оздоровительного характера – всего на 142 580 санаторно-курортных мест. Потребность в специалистах среднего звена и врачах со специальной подготовкой чрезвычайно высока, обеспечить кадровый потенциал с учетом курортной специфики региона – задача Крымского медуниверситета.


Развитие рекреационной сферы Крыма возможно и эффективно при решении научно-методических и координирующих задач в отношении учреждений санаторно-курортного комплекса Крыма и инновационных центров реабилитационного и восстановительного лечения. В рамках развития этого направления целесообразно включение в структуру КГМУ двух научно-исследовательских институтов курортного и реабилитационного профиля: НИИ физических методов лечения и медицинской климатологии им. И.М. Сеченова (Ялта) и НИИ детской курортологии (Евпатория).


Функционирование рекреационной составляющей медицинского инновационного кластера в Крыму будет обеспечиваться совместной деятельностью специалистов КГМУ, Министерства здравоохранения, Министерства курортов и туризма, Министерства экологии и природных ресурсов, НИИ и вузов Крыма и приведет к повышению качества санаторно-курортных и реабилитационных услуг населению РФ.


Образовательное, научное, лечебное и рекреационное ядра медицинского инновационного кластера Крыма тесно взаимодействуют между собой, имеют общие цели и задачи. 
В целом создание такого кластера отвечает актуальной потребности развития общества, а функционирование его будет способствовать процветанию Республики Крым и Севастополя как субъектов Российской Федерации и выполнению федеральной целевой программы развития региона.


Подводя итог, следует отметить, что перед КГМУ стоят значимые, можно сказать, судьбоносные и для вуза, и для Крыма задачи, решение которых потребует переосмысления целей, перестройки и активизации всех сторон деятельности университета. Но главное заключается в том, что любые задачи по плечу, когда есть уверенность в завтрашнем дне – 
а это именно так, и коллектив вуза готов внести свой достойный вклад в дальнейшее развитие медицинского образования российского здравоохранения, подтвердив свой базис, потенциал и авторитет.

  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Крым, медицинское образование