количество статей
6840
Загрузка...
Интервью

Профессор И.Д. ЛОРАНСКАЯ: «Гастроэнтерология – одно из наиболее интересных и перспективных направлений в медицине»

Медфорум
Эффективная фармакотерапия. 2025.Том 21. № 2. Гастроэнтерология
  • Аннотация
  • Статья
  • Ссылки
Об актуальных проблемах профессиональной подготовки медицинских специалистов в России наш корреспондент поговорил с заслуженным врачом РФ, заведующей кафедрой гастроэнтерологии, деканом терапевтического факультета Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, д.м.н., профессором Ириной Дмитриевной ЛОРАНСКОЙ.
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гастроэнтерология, интервью, диетология, Лоранская
Об актуальных проблемах профессиональной подготовки медицинских специалистов в России наш корреспондент поговорил с заслуженным врачом РФ, заведующей кафедрой гастроэнтерологии, деканом терапевтического факультета Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, д.м.н., профессором Ириной Дмитриевной ЛОРАНСКОЙ.
Д.м.н., профессор И.Д. Лоранская
Д.м.н., профессор И.Д. Лоранская

– Ирина Дмитриевна, как вы поняли, что медицина – ваше призвание?

– Я выросла в семье медиков. Мои родители – выпускники Первого Московского медицинского института им. И.М. Сеченова (сейчас – Сеченовский Университет). В детстве я часто становилась невольным участником обсуждения медицинских вопросов, возникавших в ходе профессиональной деятельности родителей и их коллег. Уже тогда пришло понимание важности профессии врача, появилось желание узнать о медицине как можно больше. С тех пор я начала задумываться о будущей профессии. В старших классах школы пришла к окончательному выводу, что медицина – интереснейшая сфера деятельности, в которой можно не только реализовать интеллектуальный потенциал, но и приносить пользу людям. Пример моих родителей наглядно показал, что медицина предполагает не только клиническую практику, но и самые различные направления, в том числе организацию медицинской службы, фундаментальные науки, историю. Таким образом, мне стало понятно, что изучение медицины открывает широкие возможности для профессионального роста. Конечно, неоценимый вклад в мое профессиональное становление внесла мама, имевшая большой опыт работы в области гастроэнтерологии и диетологии.

– К медицинским специалистам предъявляются все более высокие профессиональные требования. Как вы оцениваете профессиональную подготовку медицинских специалистов в России?

– Как известно, в Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования (РМАНПО) мы работаем с врачами, ординаторами и аспирантами. В последнее десятилетие в системе отечественного медицинского образования произошел целый ряд реформ. Отмена интернатуры и введение ординатуры для получения узкой специальности, новых форм дополнительного образования значительно изменили процесс подготовки медицинских кадров. В условиях реализации реформ высшего медицинского образования сложно оценить конечный результат, но уже сейчас можно отметить ряд особенностей. В частности, сохраняется неутешительная тенденция: у выпускников, которые приходят в ординатуру по окончании вуза, нередко наблюдается недостаток основных базовых знаний, отсутствует опыт взаимоотношений как с пациентами, так и с медицинским персоналом клинических баз, где проходит практическая подготовка специалистов. Случается, что после поступления на бюджетное место ординатор сразу стремится поменять специальность, не учитывая, что, в соответствии с существующим законодательством, он должен заново проходить процедуру поступления в ординатуру.

Признаюсь, что с ностальгией вспоминаю обучающихся, которые приходили в ординатуру после окончания интернатуры. Они имели реальные представления о профессии, клинический опыт, а главное – четкие и осознанные цели по углубленной подготовке в рамках выбранной специальности.

Я много лет посвятила образовательной деятельности и мне непонятно, как выпускник медицинского вуза может несерьезно относиться к выбору специальности. На мой взгляд, это свидетельствует о низком уровне успеваемости во время обучения и мотивации, в том числе к участию в дополнительной научной деятельности, работе научных кружков на кафедрах. Как показывает практика, именно в процессе работы научных кружков на кафедрах у студентов формируются представления о будущей профессии, возникает обоснованная потребность в получении новых теоретических знаний и практических навыков. Важность осознанного подхода будущих врачей к выбору специальности не подвергается сомнению.

В РМАНПО для успешных ординаторов на втором году обучения появилась возможность пройти профессиональную переподготовку и освоить еще одну специальность, с учетом базовой, на внебюджетной основе. Кроме того, сейчас мы надеемся на успешную реализацию перспективного тренда – возможности проходить обучение в ординатуре и одновременно получать практическую подготовку в качестве врача-стажера.

В чем заключается специфика обучения в рамках последипломного образования?

– Дополнительное профессиональное образование (ДПО) медицинских работников направлено на совершенствование уже полученного образования, расширение знаний по специальности, повышение квалификации или переподготовку на новую специальность. На циклах повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавательский коллектив имеет дело со зрелыми квалифицированными специалистами, заинтересованными в получении новых научных знаний и практического опыта, а также в освоении смежных специальностей в медицине. По сути это работа с коллегами, в ходе которой обсуждается широкий круг профессиональных проблем и задач в целях профессионального развития. Безусловно, при подходах к учебному процессу в рамках системы последипломного образования необходимо учитывать специфику контингента обучающихся.

Работа в системе ДПО предполагает большую ответственность, поскольку современные врачи предъявляют высокие требования к содержанию образовательных программ, стремятся быть в курсе актуальной научной информации, инновационных диагностических и лечебных технологий. Преподавательская деятельность в системе медицинского последипломного образования не только ответственная, но и интересная работа. Она основана на постоянном обновлении научно-практической информации в сфере медицины, углублении теоретических знаний и участии в научно-исследовательской работе.

Расскажите, пожалуйста, об особенностях системы последипломного обучения в нашей стране.

– В нашей стране система подготовки и повышения квалификации врачей всегда была приоритетным направлением государственной политики в сфере образования. В 1930 г. в Москве был создан Центральный институт усовершенствования врачей (сейчас РМАНПО), который стал головным учебно-методическим центром в государственной системе усовершенствования врачей. В течение многих лет на базе института продолжалась интенсивная и плодотворная работа по последипломной подготовке медицинских кадров, организаторов здравоохранения.

В 1994 г. на базе Центрального института усовершенствования врачей была открыта Российская медицинская академия последипломного образования (РМАПО). В 2016 г. произошло объединение Московской академии РМАПО с четырьмя филиалами: Казанской государственной медицинской академией, Иркутской государственной медицинской академией последипломного образования, Новокузнецким государственным институтом усовершенствования врачей и Пензенским институтом усовершенствования врачей. Так была образована современная РМАНПО. Полномочия учредителя РМАНПО осуществляет Минздрав России.

Можно сказать, что в названии нашего учреждения отражен основной принцип профессионального медицинского образования – непрерывность обучения врачей на протяжении их трудовой деятельности с целью повышения профессиональной квалификации.

С моей точки зрения, стремление врача к участию в непрерывном образовании должно рассматриваться как проявление врачебного долга. Это касается всех категорий медицинских работников независимо от рангов и занимаемых должностей. Администрация учреждений здравоохранения должна понимать важность непрерывного обучения медицинских работников, планировать и всячески содействовать его проведению.

Следует отметить, что в реальной практике не всегда желаемое совпадает с действительным. До сих пор существуют коммерческие образовательные учреждения, которые ведут себя недобросовестно и выдают врачам документы о прохождении обучения на циклах повышения квалификации без реального обучения или предлагают программы профессиональной переподготовки полностью в заочной форме. Это недопустимо, поскольку обучение на циклах требует очного присутствия обучающегося и его активного участия. Освоить новые навыки, равно как и применить имеющиеся знания, можно только в ходе практической деятельности. Безусловно, вопросы качества дополнительных профессиональных программ на коммерческой основе требуют незамедлительного решения. Государственная дума РФ уже принимает соответствующие законодательные документы.

Как сегодня проводится оценка квалификации медицинских работников? Какие изменения порядка аккредитации и аттестации медицинских специалистов в России ожидаются в этом году?

– На сегодняшний день в системе российского здравоохранения оценка квалификации медицинских работников осуществляется с помощью периодической аккредитации специалистов. В 2025 г. в РФ заканчивается срок действия сертификатов всех медицинских специалистов. Документы для прохождения аккредитации специалистов необходимо подавать заранее в соответствующий аккредитационный центр.

Одним из ведущих центров по аккредитации медицинских и фармацевтических работников в РФ является Федеральный аккредитационный центр Минздрава России, сформированный на базе РМАНПО. В рамках Федерального аккредитационного центра РМАНПО процеду­ра аккредитации проводится заочно. Для этого медицинский специалист направляет необходимый пакет документов через свой личный кабинет на сайте Федерального регистра медицинских работников. В список этих документов входит удостоверение о прохождении повышения квалификации за пятилетний период. В соответствии с приказом Минздрава России от 28 октября 2022 г. № 709н «Об утверждении положения об аккредитации специалистов», за пять лет врачу достаточно пройти обучение в объеме 144 акад. часов. Это можно сделать в образовательном учреждении или следующим способом: не менее 72 часов получить по результатам прохождения циклов повышения квалификации, а оставшиеся 72 часа – по результатам участия в научно-практических мероприятиях, если они аккредитованы на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. Для периодической аккредитации необходимо также предоставление отчета о профессиональной деятельности за пять лет.

Вся необходимая информация о прохождении периодической аккредитации в Федеральном аккредитационном центре расположена на сайте РМАНПО на главной странице в разделе «Федеральный аккредитационный центр».

Кроме того, врачи могут освоить новую специальность в рамках циклов профессиональной переподготовки. Контингент специалистов образовательных программ циклов профессиональной переподготовки сформирован в соответствии с приказом Минздрава России от 2 мая 2023 г. № 206н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием». В соответствии с новыми требованиями расширен перечень специальностей, при которых можно пройти переподготовку на гастроэнтеролога. Среди них терапевты, педиатры, врачи общей практики, диетологи, нефрологи, эндокринологи и детские эндокринологи. По итогам прохождения цикла профессиональной переподготовки проводится первичная специализированная аккредитация, которая позволяет врачу получить разрешение на практическую деятельность. Первичная специализированная аккредитация – необходимая и важная процедура, которая включает тестирование, оценку практических навыков (для гастроэнтеролога – прохождение пяти станций в симуляционном центре), разбор ситуационных задач. Как правило, в образовательной программе цикла профессиональной подготовки предусматриваются учебные часы для переподготовки специалистов в рамках аккредитационно-симуляционного центра. Так, мультипрофильный аккредитационно-симуляционный центр РМАНПО приглашает специалистов для прохождения первичной специализированной аккредитации.

Первичная специализированная аккредитация предусмотрена и для ординаторов после окончания обучения. В этом году сохраняется прежний порядок аккредитации, так как приказ Минздрава России от 28 октября 2022 г. № 709н «Об утверждении положения об аккредитации специалистов» действует до 1 января 2029 г.

– Сегодня среди широкого круга общественности обсуждаются вопросы завершения перехода на оказание медицинской помощи гражданам РФ в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения. Как внедрение данной формы оказания медицинской помощи повлияет на подходы к лечению пациентов в России?

– Клинические рекомендации, разработанные научными сообществами, всегда являлись основой для качественного оказания медицинский помощи. В России с 1 января 2025 г. все медицинские организации обязаны перейти на оказание помощи гражданам в соответствии с клиническими рекомендациями. Переход медицинских организаций к оказанию медицинской помощи на основе клинических рекомендаций осуществлялся постепенно и не стал неожиданностью. Согласно постановлению Правительства РФ
от 17 ноября 2021 г. № 1968 (в редакции от 14 марта 2024 г.) «Об утверждении Правил поэтапного перехода медицинских организаций к оказанию медицинской помощи на основе клинических рекомендаций, разработанных и утвержденных в соответствии с частями 3, 4, 6–9 и 11 статьи 37 Федерального закона „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“», переход медицинских организаций к оказанию медицинской помощи на основе клинических рекомендаций осуществлялся поэтапно, но не позднее 1 января 2025 г. Таким образом, у медицинских учреждений и врачей было время подготовиться к полному внедрению клинических рекомендаций.

За прошедший период медицинскими профессиональными некоммерческими организациями были разработаны клинические рекомендации для лечения целого ряда заболеваний. На основе клинических рекомендаций разработаны стандарты и протоколы медицинской помощи, критерии оценки качества медицинской помощи.

Важно учитывать, что клинические рекомендации не являются нормативными правовыми актами. Это рекомендательный документ, содержащий структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации пациентов на основе принципов доказательной медицины. В реальной практике лечащий врач выбирает тактику ведения пациента в зависимости от особенностей заболевания, основываясь на клинических рекомендациях. При этом у специалистов остается возможность выбора методов диагностики и лечения в конкретных клинических ситуациях.

В тех случаях, когда определенное медицинское вмешательство невозможно в данном учреждении, пациент направляется в другие, имеющие такие возможности.

Клинические рекомендации не являются предметом государственного контроля и не влекут административной или уголовной ответственности. Они учитываются при формировании перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Иными словами, клинические рекомендации по-прежнему являются универсальным инструментом современного российского врача. Лечение по клиническим рекомендациям не исключает персонализированного подхода к пациенту. Применение порядков оказания медицинской помощи в соответствии с клиническими рекомендациями определяет доступность и качество медицинской помощи.

Что бы вы посоветовали будущим врачам, которые ищут свой путь в профессии?

– У меня за плечами 40-летний научно-практический опыт работы в области гастроэнтерологии и в системе последипломного образования. Более
20 лет я заведую кафедрой гастроэнтерологии и 14 лет являюсь деканом терапевтического факультета РМАНПО. Ежегодно участвую в приемной компании в ординатуру и аспирантуру, курирую ординаторов на кафедре гастроэнтерологии. Я всегда говорю абитуриентам, что гастроэнтерология – одно из наиболее интересных и перспективных направлений в медицине. Изучение гастроэнтерологии требует приобретения навыков клинического мышления, знаний основ фундаментальных дисциплин (иммунологии, генетики, патологической анатомии и физиологии), а также освоения навыков проведения большого объема диагностических процедур и лечебной тактики ведения пациентов. Современный гастроэнтеролог – чрезвычайно востребованный специалист в клинической практике, что связано с широким распространением заболеваний желудочно-кишечного тракта. Он активно сотрудничает с другими специалистами и является частью мультидисциплинарной команды врачей различного профиля.

Сегодня злокачественные новообразования органов пищеварения занимают лидирующие позиции в структуре онкологической заболеваемости. Поэтому от врачей-гастроэнтерологов требуется высокий уровень знаний о предраковых состояниях, современных методах эффективной профилактики, диагностики и лечения заболеваний органов пищеварения. На современном этапе врач должен владеть навыками выбора персонализированной терапии на основе знаний клинической фармакологии и фармакогенетики.

Мой совет не только будущим, но и практикующим врачам: непрерывно развиваться, не останавливаться на достигнутом. Врач должен постоянно обновлять и расширять свои знания, быть в курсе последних научных достижений и тенденций в медицине. Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что гастроэнтерология – динамично развивающаяся, перспективная и очень интересная специальность.

  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гастроэнтерология, интервью, диетология, Лоранская
ИНСТРУМЕНТЫ