– Сергей Николаевич, чего вы и ваши коллеги, организаторы конференции, ждете от этого мероприятия?
– Мы ждем очень многого, ведь на эту ежегодную встречу приезжает не совсем обычная аудитория. Хотя речь пойдет о кардиологии, собственно кардиологов будет не очень много, в основном на конгресс соберутся представители смежных специальностей. Это и врачи скорой помощи, и специалисты из блоков реанимации и кардиореанимации, анестезиологи, врачи из сосудистых центров. Мы надеемся, что все они приедут и смогут пообщаться в спокойной обстановке, получат возможность обсудить и совместно решить проблемы, являющиеся общими для врачей всех этих специальностей. Собственно, именно с этой целью – в качестве площадки для обмена опытом между врачами разных специальностей – эта конференция и задумывалась с самого начала. У наших коллег из регионов будет возможность послушать мнения ведущих специалистов страны, получить новую информацию, которая затем может быть использована в повседневной работе.
– Это уже третья по счету конференция, увеличилось ли количество участников?
– Да, с каждым годом к нам приезжает все больше людей, мероприятие вызывает интерес в медицинской среде. В этом году мы ждем, что участников будет около 1000.
– Какие мероприятия, являющиеся частью программы предстоящей конференции, кажутся Вам наиболее интересными?
– В рамках конференции по неотложной кардиологии директор РКНПК академик Е.И. Чазов проведет заседание руководителей сосудистых центров. Оно будет посвящено проблеме взаимодействия службы скорой помощи и сосудистых центров.
К сожалению, на сегодняшний день между этими двумя службами нет преемственности, нет единого подхода к ведению пациентов с кардиопатологиями. Например, как должна проводиться тромболитическая терапия на догоспитальном этапе и как ее нужно продолжать в условиях стационара, что нужно делать после того, как скорая привезла пациента. Это не праздный вопрос: на сегодняшний день существуют разные подходы: можно, как я уже говорил, проводить тромболитическую терапию, можно коронарографию, стентирование… А может быть, необходима хирургическая операция на сосудах сердца. Именно для того, чтобы обсудить все эти моменты, и встречаются представители различных специальностей. Мы надеемся, что благодаря заседанию, которое проведет Евгений Иванович, удастся достичь преемственности в работе службы скорой помощи и сосудистых центров.
– А о чем еще пойдет речь на конференции?
– Как я уже говорил, конференция по неотложной кардиологии – это прежде всего площадка для обмена мнениями. Будут обсуждаться современные методики, целесообразность их применения. Например, мы поговорим о том, когда есть смысл использовать компьютерную томографию, когда – рентгеноэндоваскулярные установки или изотопные исследования. Во многом конференция устраивается для того, чтобы мы могли продемонстрировать имеющиеся у нас методики, рассказать, что уже делается и может быть сделано в регионах на таком же высоком уровне, как у нас в РКНПК.
– Уровень оказания кардиологической помощи в регионах сильно отличается от московского?
– Я бы не стал сравнивать. Если честно, в некоторых регионах уровень работы кардиологической службы выше, чем в столице, особенно если сравнить федеральные центры в регионах и московские городские больницы.
– В чем же проблема?
– В уровне подготовки специалистов. Обучить врача-хирурга за 2 года нереально. Для сравнения: в США сосудистый хирург учится 7–8 лет.
Сейчас по стране открыто множество сосудистых центров, в следующем году их станет еще больше, откроются новые. Но у нас нет достаточно квалифицированных специалистов, которые могли бы работать в этих центрах, оказывать кардиологическую помощь на надлежащем уровне. Мы в РКНПК пытаемся решить эту проблему, но сколько человек реально обучить в одном-единственном центре?..
Мы постоянно занимаемся подготовкой специалистов по разным программам. Это и первичная специализация, и ординатура по хирургии, и специализация на рабочем месте по отдельным направлениям. К счастью, такая работа ведется не только в нашем центре, многие федеральные центры занимаются подготовкой специалистов, но, увы, пока их меньше, чем нам бы хотелось.
– Какие проблемы, кроме вопросов подготовки специалистов, стоят перед отечественной кардиологией сегодня?
– Разумеется, проблема финансирования. Например, если бы было больше денег, можно было бы делать больше аортокоронарных шунтирований. На сегодняшний день в России делается гораздо меньше таких операций, чем в Европе, причем я говорю не о западноевропейских странах, а о тех, которые вошли в ЕС относительно недавно. Есть проблемы и с лекарственным обеспечением, и с обеспечением высокотехнологичными методиками. А в том, что касается радиоизотопных исследований в кардиологии, положение у нас просто катастрофическое. Таких центров, как у нас, где ведутся радиоизотопные исследования, на всю Россию, возможно, один-два. А это же вопрос диагностики острого инфаркта миокарда, тромбоэмболии и других кардиологических заболеваний, и в конечном счете – вопрос снижения смертности пациентов.
На сегодняшний день мы можем увидеть тромб, введя зонд в сосуд. И если убрать этот тромб быстро, то инфаркта миокарда у пациента не будет. Но чтобы эта методика сработала, зондирование нужно провести в течение первых трех часов, что опять-таки возвращает нас к вопросу преемственности между службой скорой помощи и сосудистыми центрами. В идеале процесс должен выглядеть так: возникает боль, приезжает скорая, начинает прямо на ходу проводить тромболитическую терапию, доставляет пациента в сосудистый центр, где и принимается решение о дальнейших действиях. Если лизис уже произошел, без аортокоронарного шунтирования в некоторых случаях можно и обойтись – достаточно ввести зонд и растворить тромб внутри артерии.
– А что, кроме пропаганды здорового образа жизни, может и должно делаться на государственном уровне для профилактики инфарктов и инсультов?
– Необходима диспансеризация, обязательное измерение уровня холестерина у мужчин в возрасте старше 20 лет. Если данный показатель повышен, пациент должен наблюдаться специалистом, если нет, то следующее исследование будет проведено через пять лет. Если холестерин повышен, и у пациента присутствуют другие факторы риска – артериальная гипертония, курение, – то риск развития инфаркта повышается еще больше. Но при своевременной диагностике и в этом случае можно принять меры, и, в итоге, снизить смертность от инфарктов миокарда, а также затраты на устранение последствий этого заболевания.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.