При формировании мозга в пренатальном периоде в коре происходит образование шести слоев нервных клеток.
В каждом слое образуются клетки особого типа, связанные между собой сетью уникальных контактов. Эти сети играют важную роль в обработке информации. После формирования всех слоев каждая клетка приобретает индивидуальность, которую можно определить методами генетического тестирования.
Исследование, проведенное учеными из Института наук о мозге Аллена в Сиэтле (Allen Institute for Brain Science) показало, что у детей с аутизмом отсутствуют ключевые генетические маркеры в нескольких слоях нейронов префронтальной коры. По мнению руководителя исследовательского проекта, Эрика Корчесне (Eric Courchesne, PhD), это свидетельствует о раннем нарушении формирования нервных слоев в коре головного мозга. Ученые показали, что ранние дефекты преимущественно проявляются в отдельных участках височной и лобной долей, различных у разных детей, что по крайней мере отчасти объясняет, почему проявления аутизма затрагивают различные функциональные системы у разных людей.
Лобная доля коры отвечает за высшие функции мозга, такие как сложные коммуникации и понимание социальных взаимодействий. Височная доля ассоциируется с речью. Нарушения, обнаруженные учеными, могут лежать в основе наиболее типичных симптомов аутизма. Для сравнения, визуальные центры не выявили никаких нарушений, что было бы неожиданно для аутизма.
Необходимо отметить, что ученым удалось проанализировать лишь весьма ограниченный участок мозга. Если сравнить всю поверхность коры с баскетбольным мячом, отличия были обнаружены лишь на участке, не превышающем диаметр простого карандаша. Микроструктура коры была исследована методом РНК-гибридизации in situ с панелью специфичных маркеров для каждого типа клеток и каждого слоя коры, включая гены, которые ранее были определены как связанные с риском аутизма. Результаты были получены для 11 детей с аутизмом и сравнены с результатами 11 детей без аутизма. Перечисленные изменения были отмечены у 10 из 11 детей первой группы и лишь у 1 ребенка из 11 участников второй группы.