Свободно циркулирующие в крови опухолевые клетки опасны даже поодиночке. Естественно, забор считанных миллилитров крови не всегда позволяет найти их. (Здесь и ниже иллюстрации L.A. Cicero.)
Существующие диагностические технологии выявляют раковые клетки в крови слишком поздно, в то время как борьба с ними эффективнее всего на ранней стадии заболевания. Поиск опухолевых клеток непосредственно в кровотоке пациента обещает решить эту жизненно важную проблему.
Сплошь и рядом случается, что даже после видимого излечения от болезни, вполне достижимого при выявлении рака на ранних стадиях, одиночная онкоклетка, попавшая в кровь, может быть перенесена ею в любой другой орган или ткань и пустить там корни, угрожая рецидивом.
Эти свободно циркулирующие опухолевые клетки, разумеется, не секрет для врачей: после успешной антираковой терапии у пациента берут кровь и при помощи специальных антител пытаются выявить «семена» потенциальной опухоли следующего поколения. Методика вполне работоспособна, но с одним условием: количество свободно циркулирующих опухолевых клеток в крови должно быть весьма велико. Между тем именно в такие моменты рак обычно уже успел закрепиться где-то ещё, то есть самый выгодный для борьбы с ним момент упущен: ранняя стадия развития заболевания на новом месте уже закончилась. Как же быть?
Группа инженеров, учёных и врачей из Стэнфордского университета (США) разрабатывает мини-микроскоп, способный неинвазивно обнаруживать такие клетки раньше, чем это возможно сейчас. Разумеется, это даёт куда больший шанс предпринять в их отношении превентивные действия и нанести упреждающий удар по второй волне рака в организме.
Проект стал результатом совместных усилий инженера Олафа Солгаарда (Olav Solgaard), хирурга Джеффри Гартнера (Geoffrey Gurtner) и онколога Майкла Кларка (Michael Clarke). Их метод построен не на анализе отдельной пробы крови, взятой у пациента, а на потоковой цитометрии in vivo. Иначе говоря, клетки фиксируются прямо в организме при помощи лазера.
Для этого в кровоток пациента впрыскивается безвредный краситель, под действием которого у свободно циркулирующих опухолевых клеток — и только у них — появляется флюоресценция. Врачу же для диагностики нужен лишь микроскоп размером с ручку, который фокусирует маломощный лазер (по сути, мало чем отличающийся от банальной лазерной указки) на кровеносном сосуде, проходящем немногим ниже поверхности кожи пациента. Благодаря когерентному свету лазера, играющего роль подсветки для флюоресцирующей опухолевой клетки, след от подсвечиваемого объекта легко заметен.
Наблюдая за кровотоком в крупном сосуде, врач сможет проанализировать такое количество крови, которое в десятки и сотни раз превышает то, что забирают для поиска раковых клеток сегодня. Хочется верить, что искомая опухолевая клетка при таком подходе не сможет спрятаться.
На случай, если угол освещения будет неудачным, микроскоп оснащён счётчиком окрашенных клеток, ведущим автоматический учёт.
Сейчас авторы разработки испытывают методику на мышах, и больные животные легко выявляются на любой стадии недуга. На очереди (и, как говорят, очень скорой) тестирование микроскопа с автоматическим поиском раковых клеток на людях. А пока ведутся клинические испытания уже сертифицированного зелёного красителя для подсветки клеток в кровеносных сосудах пациентов, прошедших курс лечения от рака груди.
Разработчики ожидают от своей техники «резкого скачка в эффективности обнаружения рака на ранних стадиях», надеясь, что её внедрение решительно облегчит лечение онкологических больных. Присоединяемся к их чаяниям!
Подготовлено по материалам
Стэнфордского университета.