Комитет Государственной Думы по охране здоровья провел 21 ноября круглый стол на тему: «О концепции организации саморегулирования профессиональной медицинской деятельности в системе здравоохранения Российской Федерации».
Саморегулирование профессиональной медицинской деятельности в России обсуждается не первый год. Первые элементы самоорганизации врачей в нашей стране были заложены еще в 1993 году, когда был принят закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». 62-я статья этого закона устанавливала, что медицинские и фармацевтические работники имеют право на создание организаций и других общественных объединений, формируемых на добровольной основе.
В конце 90-х вопрос самоорганизации медицинских работников начал активно обсуждаться. В 2001 году президент Владимир Путин поддержал новую стратегию перехода от государственной к государственно-общественной модели развития и управления здравоохранением РФ. Но, несмотря на политическую поддержку, отсутствие механизмов реализации прав профессиональных ассоциаций не только не позволили организовать саморегулирование профессиональной деятельности, но даже просто самоорганизоваться.
До сих пор медицинская общественность в России разобщена, отсутствует единая профессиональная медицинская организация, нет координирующего национального органа, во многих регионах вообще нет профессиональных объединений врачей. В связи с этим вопрос объединения врачей в общественные организации очень актуален. По мнению организатора Круглого стола заместителя председателя комитета ГД по охране здоровья, члена Национальной медицинской палаты Сергея Дорофеева, процесс объединения медицинских работников должен быть отражен в законодательстве — только тогда появится механизм для общественно-государственного управления отраслью и передачи государством ряда своих функций профессиональным медицинским организациям.
«
Одним из факторов, замедляющих объединение врачей, — отметил Сергей Дорофеев, —
на наш взгляд, является то, что в рамках действующего в РФ законодательства врач не является субъектом права. Участником правоотношений в здравоохранении де-юро является медицинская организация, а врач наделен правами и обязанностями лишь как ее работник. Получается, что лечит пациента не конкретный человек, а юридическое лицо. И не врач, а медицинская организация отвечает за качество помощи, жизнь и здоровье пациента. Необходимо, чтобы сам врач был участником правоотношений оказания медпомощи пациенту. При этом за спиной его должна стоять мощная профессиональная организация».
В большинстве стран мира лечебной деятельностью управляет саморегулируемая организация. В зону ее ответственности входят допуск к профессии, обучение, повышение квалификации, выработка стандартов медицинской деятельности, урегулирование конфликтов, страхование случаев причинения вреда пациентам. Мало кто из экспертов в России отрицает сам факт необходимости такой организации, но ее форма, порядок создания, полномочия вызывают много споров.
«
С 1 января 2012 года, — говорит Дорофеев, —
вступил в силу закон «Об основах охраны здоровья граждан». В статья 29 было установлено, что организация охраны здоровья осуществляется в том числе путем управления деятельностью в сфере охраны здоровья на основе государственного регулирования, а также саморегулирования, осуществляемого в соответствии с федеральным законом. Но каким именно законом, не уточняется. Данным? будущим, который пока не принят? Еще каким-то?...
На взгляд многих участников круглого стола, самым целесообразным является создание единой профессиональной организации, основанной на региональных, так как именно территории наделены широкими полномочиями по организации здравоохранения. Такие организации могут создаваться, согласно статье 76 о профессиональных некоммерческих организациях ФЗ № 323 «Об охране здоровья граждан».
Участники Круглого стола единодушно отметили: если мы хотим, чтобы решения органов власти были своевременными, четкими, правильными, то профессиональные организации должны формироваться и включаться в работу.
«
Мы считаем, — сказал Сергей Дорофеев, —
что нужен специальный закон, отражающий всю специфику деятельности по охране здоровья граждан, предусматривающий саморегулирование профессиональной медицинской деятельности, медицинских работников, врачей. Основными положениями такого закона могли бы стать процедура допуска к специальности, сертификация, организация обеспечения непрерывного послевузовского образования, порядок разработки и утверждения клинических протоколов лечения, проведение независимой экспертизы и страхования рисков врачей при оказании медицинской помощи. При этом нам всем нужно договориться, как мы видим наше сообщество - на принципах обязательного или добровольного членства?».
О правильности выбранного пути говорил и временно исполняющий обязанности руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Михаил Мурашко, отметивший:
«
В целом мы поддерживаем процесс. Но надо понимать, что эффективность зависит от нескольких факторов. Например, очевидно, что не все территории одинаково успешно выполняют различные функции, в том числе и в сфере здравоохранения. Должна быть выработана система компенсирующих мер, чтобы государство могло контролировать переданные полномочия».
На круглом столе выступил и глава Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль. НМП уже сделал первые шаги в направлении саморегулирования: началась работа над пересмотром системы непрерывного последипломного образования, которая будет разработана и реализована профессиональными медицинскими ассоциациями. НМП работает над созданием независимой профессиональной экспертизы, системы страхования профессиональной ответственности, совместно с «Лигой защиты пациентов» создает комиссию по врачебным ошибкам.
«
Необходимость саморегулирования прописано в уставе НМП, — сказал Леонид Рошаль. —
Очень трудно двигаться по этому пути, очень много вопросов, нуждающихся в обсуждении: готов ли врач стать юридическим лицом, какая защита будет за спиной врача, будет ли построено саморегулирование на территориальных основах или нет, обязательное ли будет членство. Кстати, что касается последнего вопроса, то я уверен, что членство должно быть обязательным, как в Германии, где действует принцип: общество за всех и каждый за общество. На днях мы с Министром здравоохранения России Вероникой Скворцовой были у президента Владимира Путина, говорили, в том числе, и о вопросах саморегулирования. Он благожелательно отнесся, расписал на нашем письме поручения, так что будем работать».
В итоге участники Круглого стола пришли к мнению, что необходимо провести парламентские слушания на тему «Саморегулирование деятельности медицинских профессиональных некоммерческих организаций». Минздраву же рекомендовано разработать варианты и порядок передачи отдельных функций в сфере охраны здоровья медицинским профессиональным некоммерческим организациям, а также рассмотреть целесообразность разработки и принятия федерального закона о саморегулировании профессиональной медицинской деятельности или внесения изменений в ныне действующее законодательство.