количество статей
6682
Загрузка...

ТРЕНДЫ РОССИЙСКОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА

Московские аптеки | 28.08.2013

Страны Евросоюза растут чуть медленнее, драйвером рынка являются быстрорастущие страны БРИК. Китай находится впереди, он растет в среднем на 15–18%. Средний рост в России по прогнозам Н. IMS Health до 2016 г. составит 10–13%. Инвестиционная привлекательность быстрорастущих рынков растет на фоне снижения позиций зрелых рынков.

В 2006 г. в рейтинге стран по объему рынка Россия стояла на 14-м месте, к 2016 г. уже войдет в десятку. На первом месте — США, с объемом 60% от мирового рынка, что является очень хорошим показателем. Китай, который пока находится на третьем месте, в 2016 г. переместится на второе, опережая Японию и др. страны. Интересно, что Бразилия также смещает в рейтинге страны с устойчивой экономикой.

Если рассматривать затраты на лекарства на душу населения в различных странах в евро (в ценах производителя), то по результатам 2011 г. в России эта цифра составила около 100 евро на душу населения. Это не говорит о том, что россияне меньше болеют и потребляют меньше лекарств. Речь идет о разной структуре лекарственного обеспечения, финансирования и самих препаратов. Если говорить о цифрах 500–800 евро, данная статистика относится к странам, где обеспечение лекарственными препаратами производится за счет средств страховых компаний либо государства. В России в большей мере обеспечение происходит за счет средств потребителя.

В 2012 г. рост рынка составил 10%. Это несколько меньше, чем в позапрошлом году, но все-таки рынок растет двузначными темпами. Рост в сегменте розничного рынка составил 11%. Рост в госпитальном сегменте — 14%, что является результатом происходящих реформ. Если рассматривать упаковки, в больничном сегменте наблюдается 13% роста.

Список TOP-10 корпораций практически не изменился по сравнению с прошлым годом. Происходит некая ротация внутри, но по сути это все те же мультинациональные компании, среди которых представлен российский производитель — компания «Фармстандарт». В госпитальном сегменте появилось больше российских компаний, а среди торговых наименований лидирует хлорид натрия.

Чем же вызван и обусловлен рост российского рынка? Одним из факторов роста является инфляция. На фармацевтическом рынке инфляция всегда ниже, т.к. аптечный бизнес является социально ответственным. На сегодняшний день, по итогам 2012 г., в целом инфляция на фармрынке составила 6%. Если отдельно рассматривать больничный и розничный сегменты, можно увидеть, что в коммерческом сегменте инфляция составила 7%, а в больничном — 4%. Вклад в инфляцию выше у препаратов, которые не входят в перечень ЖНВЛП. Но инфляция наблюдается как в розничном, так и в больничном сегменте.

Если говорить о структуре российского рынка, 64% составляют рецептурные препараты. На сегодняшний день большая часть препаратов отпускается без рецепта. Регулирование отпуска по рецептам носит сложный характер, связанный со многими факторами, как объективными, так и субъективными, начиная с нехватки бланков и заканчивая большими очередями и неумением врачей выписывать препараты по МНН. Доля ЖНВЛП составляет 49%. Рынок импортных препаратов — 79%, и 73% рынка обеспечиваются средствами потребителей. Это драйвер роста, который и дальше будет поднимать российский рынок.

Общая характеристика фармацевтического рынка 2000–2012 гг. говорит о том, что количество торговых наименований выросло с 3731 до 5547, количество МНН — с 1515 до 2760. Условное количество молекул на российском фармрынке увеличилось, что говорит о расширении доступности лекарственных препаратов.

Если рассматривать объемы продаж на фармрынке в денежном выражении, то по итогам прошлого года можно сделать вывод, что доля отечественных препаратов в 2012 г. составила 21%, импортных — 79%. Объем продаж в натуральном выражении составил 55% у отечественных препаратов и 45% — у импортных. Сразу замечу, что подсчитывать долю отечественных или импортных препаратов всегда очень сложно, т.к. многие иностранные компании локализовались.

Доля отечественных производителей стабильна. Эта ситуация наблюдается в течение нескольких лет. Но опять же, компания Н. IMS Health объясняет это сложностью подсчетов. Скорее всего, доля отечественных компаний несколько выше с учетом локализации – см. табл.

Табл. Отечественные производители на фармрынке, %

Присутствие отечественного производителя на фармрынке

%

Доля

21

Розничный рынок

22

Госпитальный сектор

24

Сегмент ДЛО

10

ОНЛС

13

Программа «7 нозологий»

10

ТОР-10 российских производителей (итоги 2012 г.)

№ пп.

Название компании

1.

«Фармстандарт» ОАО

2.

«Stada-Нижфарм»

3.

«Сервье» ЗАО

4.

«Верофарм» ОАО

5.

«Валента Фармацевтика» ОАО

6.

«Акрихин» ОАО

7.

«Фарм-Центр» ЗАО

8.

«Озон» ООО

9.

«Материа Медика» НПФ

10.

«Биотек» ГК

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ФАРМРЫНКА

Драйверами будут являться опережающий рост цен на препараты НЕ из списка ЖНВЛС, расширение программы ДЛО, программа модернизации здравоохранения (стандарты лечения), внедрение лекарственного страхования. При этом существуют факторы, которые будут тормозить развитие рынка. Среди них: медленный рост экономики, ценообразования на препараты из списка ЖНВЛС, политика сдерживания затрат в бюджетном сегменте, постоянно меняющиеся бизнес-среда и законодательная база.

По материалам конференции «Государственное регулирование и российская фармпромышленность 2013: продолжение диалога»

  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: фармакология, фармакологический рынок