количество статей
2668
Теория

Публичность для биотехнологического бизнеса – обуза или инструмент развития?

"Hi+Med Высокие технологии в медицине" №1 (23) | 2014
  • Аннотация
  • Статья
  • Ссылки
  • Комментарии
Этой публикацией открывается новая рубрика для тех, кто хочет лучше ориентироваться в мире финансов, разбираться в способах расширения и развития своего бизнеса через привлечение капитала, в том числе от широкого круга инвесторов. Предлагаем вашему вниманию размышления о ситуации на сегодняшнем рынке двух человек, один из которых имеет финансовый опыт биржевого инвестора, а другой является сотрудником биотехнологической компании и, в силу полученного специального образования и опыта, хорошо представляет себе специфику данного бизнеса.
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: биотехнологии
Этой публикацией открывается новая рубрика для тех, кто хочет лучше ориентироваться в мире финансов, разбираться в способах расширения и развития своего бизнеса через привлечение капитала, в том числе от широкого круга инвесторов. Предлагаем вашему вниманию размышления о ситуации на сегодняшнем рынке двух человек, один из которых имеет финансовый опыт биржевого инвестора, а другой является сотрудником биотехнологической компании и, в силу полученного специального образования и опыта, хорошо представляет себе специфику данного бизнеса.

Для биотехкомпании частое явление – повышенная концентрация на чисто научной стороне процесса, желание полностью понять механизм действия регуляторной системы, биологический смысл процессов, досконально изучить молекулярный аппарат или физикохимические особенности процесса. Безусловно, это ключ к успеху, и двигаться иным путем наука не может. Однако бизнес – это не наука, а вернее, наука совершенно иная. Кредиты от банков и инвестиции в капитал от фондов – это совсем не гранты министерств или некоммерческих структур. Собственно, в этом случае тот, кто дал средства, не ждет отчетов о полученных научных результатах, даже успешных, а просто хочет получить доход не ниже, чем в среднем по рынку акций или по кредитному портфелю. Не нужны публикации в реферируемых журналах, зато нужны статьи в финансовых изданиях и даже желтых газетах. Не нужны новые фундаментальные открытия, если за ними не следует рост выручки и, желательно, прибыли.

С одной стороны, картина печальная и, наверное, даже отталкивающая. Но такова реальность. Люди рискуют своими деньгами и в случае неудачи не могут рассчитывать даже на то, что будут соавторами статей или патентов, так что можно понять озабоченность инвесторов финансовыми результатами. Тем более что часто именно розничные и институциональные инвесторы на публичном рынке акций могут дать на проекты те деньги – длинные деньги! – которые не дадут банки, охотно кредитующие под твердые залоги в виде недвижимости и совершенно не принимающие во внимание научный потенциал проектов и будущую стоимость разрабатываемых продуктов.

В этом кроется одна из ключевых успешных стратегий – умение отказаться от научного максимализма в пользу скорейшей монетизации получаемых результатов. Не надо дошлифовывать исследование и готовить для рынка «бриллиант» – на «огранку» чаще всего не хватает ни времени, ни средств. Гораздо лучше создать простой и понятный каждому человеку продукт, продажи которого начнут приносить живые деньги, а удовлетворенные и вдохновленные результатом инвесторы увеличат свои вложения. Именно таким образом – за счет своевременного старта продаж – привлекается двойной поток инвестиций в дальнейшее развитие и, что, наверное, еще более важно, создается репутация надежного и привлекательного эмитента.

Приведенный выше пример годится и для монопродуктовой компании, только начинающей свое развитие, и для имеющего более-менее длительную историю бизнеса, задумывающегося о расширении линейки и развитии новых направлений, под которые требуется привлечение капитала. Фондовый рынок в этом случае может стать действительно серьезным подспорьем, если не воспринимать его как одноразовый источник бесплатных денег или место легального отъема накоплений у честных граждан. На самом деле фондовый рынок представляет собой сочетание инструментов получения средств, рекламы, чаще всего бесплатной, маркетинга, тоже бесплатного, господдержки, улучшения управленческой структуры, увеличения прозрачности бизнеса для владельца и повышения его защищенности.

Прийти к такому пониманию бывает непросто, равно как и непросто бывает согласиться на сравнительно низкую первоначальную оценку рынком своего бизнеса, «выращенного и выкормленного» с нуля. Мы были свидетелями того, сколь многим это не удалось, и последствия этого были довольно печальны. Одновременно перед глазами у всех и истории успеха в результате адекватного распределения сил и расстановки приоритетов.

Конечно, очень не хотелось бы, чтобы читатели восприняли написанное как призыв отправиться на фондовый рынок со своими компаниями, трансформировать их в ОАО и немедленно размещать акции на бирже. Но будет здорово, если постепенно возникнет понимание тех возможностей и преимуществ, которые можно и нужно извлекать из публичного статуса компании, и это позволит выбрать правильный путь развития вашего бизнеса и ускорить его движение по этому пути. Последующие публикации, в том числе с разбором некоторых интересных и показательных историй, помогут нам в этом.

  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: биотехнологии

Войдите в систему
Пароль
Запомнить меня на этом компьютере
Забыли пароль?
Мероприятия по теме

ИНСТРУМЕНТЫ
PDF
Сохранить
комментарий
Письмо
Добавить в избранное
Аудио
Видео