количество статей
2668
Теория

Система НМО как основа обеспечения качества медицинской помощи

Медфорум
"Медицинский форум" №1 | 2014
  • Аннотация
  • Статья
  • Ссылки
  • Комментарии
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: НМО, медицинская помощь
Ф.Н. Палеев, д.м.н., профессор, директор Московского областного научно-исследовательского клинического института (МОНИКИ) им. М.Ф. Владимирского
Ф.Н. Палеев, д.м.н., профессор, директор Московского областного научно-исследовательского клинического института (МОНИКИ) им. М.Ф. Владимирского
ФУВ МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского принимает активное участие в реализации программы НМО
ФУВ МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского принимает активное участие в реализации программы НМО
Сотрудники кафедры оториноларингологии ФУВ МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского
Сотрудники кафедры оториноларингологии ФУВ МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского
Рис.1 Участие МОНИКИ в НМО
Рис.1 Участие МОНИКИ в НМО
Рис.2 Формы обучения в рамках пилотного проекта по специальностям «Врач общей практики» и «Организация здравоохранения»
Рис.2 Формы обучения в рамках пилотного проекта по специальностям «Врач общей практики» и «Организация здравоохранения»

Государство достаточно четко определило свою позицию, заявив о необходимости непрерывного образования медработников: 7 мая 2012 г., на второй день после инаугурации, президент РФ В.В. Путин подписал важнейшие для отрасли указы (№ 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» и № 606 «О мерах по реализации демографической политики в РФ»). На заседании президиума Госсовета в июле 2013 г. В.В. Путин вернулся к теме повышения квалификации медицинских кадров, указав, что «медицина – это не сфера обслуживания в виде медицинских услуг, а искусство врачевания».

Непрерывное образование – это современная система взглядов на образовательную практику, которая провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую часть его жизни в любом возрасте.

Министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова неоднократно подчеркивала, что развитие здравоохранения невозможно без высококвалифицированных кадров и что «качество медицинской помощи напрямую зависит от квалификации медицинских работников», модернизация медицинского образования должна проходить с внедрением инновационных технологий – дистанционных, симуляционных, электронного обучения.

Не секрет, что в медицине нет такого карьерного роста, как, например, в армии. Фактически врач имеет возможность совершенствоваться только профессионально, расширяя свои возможности и получая достойную зарплату. В связи с этим сильно растет роль кадровой службы, которая должна брать на себя ответственность в том числе и за организацию процесса профессионального роста врача.

Весьма целесообразно осуществлять формирование аттестационных комиссий внутри лечебных учреждений, которые занимаются не только аттестацией врачей и определением их профессиональных навыков, основная их функция – направлять врача в плане профессионального роста и образования.

Содержание непрерывного медицинского образования (НМО) в России регламентируется статьей 82 ФЗ № 273, где указано, что «профессиональные программы медицинского и фармацевтического образования должны обеспечивать непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации работников», а также статьей 76 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья в РФ», где говорится о том, что некоммерческие организации (профессиональные сообщества) могут «принимать участие в разработке программ подготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников».

Сегодня в странах Евросоюза предъявляются единые требования к процессу повышения квалификации врачей: у врача должно 250 часов образовательной активности в течение 5 лет, соответственно, не менее 50 часов в год он должен посвятить образованию. Действует балльная система. Предусмотрено посещение семинаров, конференций, самостоятельное обучение по печатным и электронным учебным пособиям, обучение в симуляционных центрах, участие в мероприятиях по повышению качества медицинской помощи на рабочем месте. Основной контроль проведения НМО и его эффективности в Евросоюзе осуществляют профессиональные медицинские ассоциации вместе с государственными структурами. Одним из гарантов качественной работы этой системы является обязательное членство медицинских работников в профессиональных медицинских организациях.

Программа НМО сейчас широко внедряется в России. В рамках этой программы создан Координационный совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования согласно приказу МЗ РФ № 82 от 18.02.2013 г. В его составе 40 членов – представители Минздрава РФ, руководители профессиональных медицинских обществ по специальностям, представители медицинской науки и образования. Возглавляют проект заместитель министра здравоохранения И.Н. Каграманян и председатель Национальной медицинской палаты 
Л.М. Рошаль. Контроль за деятельностью совета осуществляет В.И. Скворцова.

Перед Координационным советом стоит задача модернизировать систему повышения квалификации российских врачей, сделать ее непрерывной, гибкой, отвечающей современным запросам практического здравоохранения, разработать нормативную базу НМО, требования к программам повышения квалификации, образовательным материалам и мероприятиям, порядок внедрения НМО на местах.

Факультет усовершенствования врачей МОНИКИ также включился в реализацию этой программы по двум специальностям: «врачи общей практики» и «организация здравоохранения и общественное здоровье» (рис. 1). С врачами факультет заключает договор об обучении на год. Есть две площадки: портал Координационного совета (sovetnmo.ru) и электронный деканат на платформе moodle (fuvmoniki.ru), через который осуществляется индивидуальное планирование для каждого слушателя на год и контролируется выполнение этого плана.

Мы переработали программы и создали два блока (рис. 2). Первый – очное обучение, являющееся неотъемлемой частью образовательного процесса. Второй – дистанционное обучение онлайн и офлайн, позволяющее контролировать работу врача на месте.

В рамках этой программы мы планируем приблизить процесс обучения к рутинной деятельности врача. В частности, речь идет о дистанционных консультациях врачей общей практики. В них также будут участвовать врачи узкой специализации, что позволит проводить обучение в рамках лечебного процесса.

У нас ежегодно выходят справочники о мероприятиях, которые будут проводиться в МОНИКИ и Минздраве Московской области. Со следующего года мы планируем этот сборник издавать по медицинским направлениям. Это позволит каждому специалисту формировать индивидуальный план посещения образовательных мероприятий и конференций.

Контроль качества обучения осуществляется через дистанционные тесты на платформе Moodle электронного деканата www.fuvmoniki.ru, тестирование на учебном портале проекта www.sovetnmo.ru, очные зачеты в рамках практических тренингов и мастер-классов под контролем Российской ассоциации врачей общей практики (ВОП). Применяются интерактивные обучающие технологии с имитацией работы ВОП в клинических учебных базах и симуляционном центре МОНИКИ.

В заключение хочу отметить роль профессиональных некоммерческих организаций в подготовке и контроле образовательного процесса. Необходимо ввести непрерывное образование в Московской области и накопительную балльную систему, развивать системы дистанционного образования и контроля знаний, расширять возможность симуляционных центров, которые позволят повысить «выживаемость» знаний у врачей. Очень важно заинтересовать и привлечь к научным исследованиям молодых специалистов, стимулируя их к этому.

В рамках этого направления 15 мая 2014 г. была проведена конференция, посвященная междисциплинарному взаимодействию молодых специалистов и ученых Московской области, которая была организована советом молодых ученых МОНИКИ.

В высоком уровне образования врачей заинтересованы все участники лечебного процесса. Если специалисты обладают современными знаниями, то пациентам гарантировано получение качественной медицинской помощи. При решении кадрового вопроса у организаторов здравоохранения есть стимул 
наладить эффективный с экономической точки зрения лечебный процесс. При этом врачи чувствуют большую защищенность, уверенность в себе, приобретают опыт и стремятся к профессиональному росту.

  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: НМО, медицинская помощь

Войдите в систему
Пароль
Запомнить меня на этом компьютере
Забыли пароль?