количество статей
2668

Синдром отмены топических кортикостероидов многих больных вынуждает отказываться от лечения

Медфорум | 29.04.2015
У большинства больных атопическим дерматитом развивается синдром отмены при прекращении применения топических кортикостероидов.

Топические кортикостероиды (ТКС) широко применяются для лечения многих заболеваний кожи, в том числе, атопического дерматита. Резкая отмена после длительного лечения этими препаратами может сопровождаться развитием тахифилаксии, из-за чего некоторые больные атопическим дерматитом неохотно пользуются ТКС.

При проведении анкетирования 1812 больных атопическим дерматитом, которым было показано назначение ТКС, обнаружилось, что 918 из них использовали назначенные препараты и 92,3% этих больных испытывали синдром отмены. При этом, у 63,9% респондентов развились более тяжелые проявления заболевания, чем до начала терапии. Тяжесть нового обострения достоверно коррелировала с продолжительностью использования ТКС (р<0,001). Несмотря на тяжесть появившихся симптомов нового обострения заболевания, многие больные отказывались применять ТКС вновь.

Тем не менее, несмотря на риск развития синдрома отмены, ТКС остаются препаратами выбора для лечения большинства хронических заболеваний кожи. Поэтому для предотвращения ухудшения заболевания на фоне отмены данных препаратов следует проявлять осторожность и прекращать использование ТКС постепенно.

Takahashi-Ando N, Jones MA, Fujisawa S, Hama R. Patient-reported outcomes after discontinuation of long-term topical corticosteroid treatment for atopic dermatitis: a targeted cross-sectional survey. Drug Healthc Patient Saf. 2015 Apr 7;7:57-62.
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: кортикостероиды, атопический дерматит