Соматоформные расстройства (СФР) – повторяющееся возникновение физических симптомов, заставляющих предположить соматическое заболевание, которое не подтверждается данными медицинского обследования.
Мария Игоревна ДУБРОВСКАЯ, д.м.н., профессор кафедры госпитальной педиатрии № 1 педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова, отметила, что частота СФР в России у взрослых составляет 40–68%, у детей – 25–40%5. Неврозы диагностируются у 1/4 больных соматическими заболеваниями, 1/3 больных, получающих медицинскую помощь, страдают первично от эмоциональных расстройств.
Выделяют несколько вариантов развития психосоматических заболеваний:
- ситуационный (первично-психогенный этиологический фактор);
- личностный (измененный вид психологического реагирования со становлением хронизированного эмоционального напряжения);
- психопатологический (при генотипических особенностях центрального аппарата эмоций);
- церебральный (при органическом, резидуально-органическом заболевании мозга);
- соматический (при дефектности регуляторных и исполнительных механизмов висцеральных систем различного происхождения).
Профессор М.И. Дубровская подчеркнула важность факторов риска возникновения СФР у детей. Особую роль играют психосоциальные факторы риска: неполная семья (16,6%), психоэмоциональные нагрузки (21%), посещение детских учреждений (25%), наличие сестер и братьев (37,5%). Велико значение и таких факторов риска, как патология воспитания (59,7%), нарушение системы «мать – дитя» (60%)6.
Разные стили воспитания (традиционный, детоцентрический, демократический) сказываются на психосоматическом здоровье ребенка.
Эмоциональное напряжение, постоянная неудовлетворенность, противоречивые чувства к близким вызывают у ребенка желание хотя бы на время подавить отрицательные эмоции, испытать чувство удовольствия. Это легко достигается патологическими привычными действиями, и, как следствие, формируются вредные привычки: сосание пальца, кусание ногтей (онихофагия), онанизм (мастурбация), болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы (трихотилломания), ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация)6. Они обеспечивают успокоение, засыпание, стимуляцию и стабилизацию базального эмоционального фона, психофизического тонуса. По наличию вышеописанных симптомов можно судить о невротизации ребенка.
По мнению докладчика, одно из наиболее частых проявлений психосоматической патологии – СФР ЖКТ. Соматоформные расстройства пищеварительной системы проявляются в виде нарушений аппетита (снижение или повышение), аэрофагии (икота, не связанная с приемом пищи), тошноты, рвоты, болей в животе, синдрома раздраженного кишечника, психогенной гиперальгезии (разлитой гиперестезии с ятрогенной фиксацией больного) и вегетативной пельвиопатии (жалобы на нестерпимую боль внизу живота с требованием срочной операции)7.
Тошнота – неприятное, болезненное субъективное ощущение, предшествующее рвоте или сопутствующее ей.
При патологии ЖКТ тошнота является следствием повышения интрадуоденального давления и характерна для заболеваний двенадцатиперстной кишки (дуоденит, гастродуоденит, язвенная болезнь). Однако тошнота соматоформного генеза не связана с погрешностями диеты, усиливается при ухудшении физического и психического состояния больных. У детей тошнота, так же как и рвота, может стать следствием крайней степени неприятия и страха. Синдром повторяющихся рвот (эмотивная рвота) встречается у детей 2–5 лет и характеризуется различной частотой (один раз в год или один раз в месяц), не зависит от приема пищи, не поддается диетотерапии. Приступы рвоты мало отражаются на общем самочувствии ребенка, могут сопровождаться повышением температуры тела, артериального давления, тахикардией, появлением болей в животе, головными болями, учащенной дефекацией. В анамнезе у детей с эмотивной рвотой может быть психотравмирующий фактор, непосредственно связанный с пищей.
Профессор М.И. Дубровская коснулась проблемы руминации у детей разных возрастов. Повторяющийся заброс пищи (непереваренной или частично переваренной) в просвет пищевода и ротовую полость без тошноты и позывов к рвоте возникает почти сразу после еды и продолжается в течение 1–2 часов. В раннем детском возрасте это является четким отражением нарушения связи «мать – дитя», у старших детей и подростков может быть проявлением гастроэзофагеального и дуоденогастроального рефлюксов с руминационными волнами8.
Профессор М.И. Дубровская кратко осветила проблему абдоминалгий у детей и подростков как проявления психосоматической патологии. Обычно дебют заболевания приходится на пубертатный период (11–13 лет). Детей с абдоминалгиями отличают высокий уровень личностной тревожности, депрессии. У них низкая самооценка по сравнению со здоровыми детьми. Часто развитие функциональных абдоминалгий тесно связано с тревожностью и депрессией у матери9.
Проблема терапии СФР пищеварительной системы в детском возрасте сложна ввиду разнообразия клинических проявлений, патогенетических механизмов развития болезни, нарушений в психосоциальном статусе. Тем не менее ряд причин, приводящих к возникновению болевых ощущений при функциональных нарушениях ЖКТ у детей, таких как нарушение перистальтики и тонуса гладкой мускулатуры, моторики, избыточное газообразование, можно устранить с помощью специальной диеты и ограничения сахаров, грубых пищевых волокон. Необходимо в пищевой рацион включать высококачественные продукты промышленного производства, способствующие облегчению симптомов нарушений ЖКТ у детей. К таким продуктам относятся продукты торговой марки «ФрутоНяня».
В производстве детского питания «ФрутоНяня» (ОАО «ПРОГРЕСС») не используются загустители, крахмал, мука, лимонный сок, консерванты, красители, генетически модифицированный организм (ГМО). В состав овощных пюре входят только овощи и небольшое количество очищенной воды. Кроме того, новая упаковка содействует развитию сенсорно-моторной сферы ребенка, мелкой моторики и координации.
Абдоминальный синдром
Абдоминальный синдром – один из наиболее частых и важных симптомов клинической гастроэнтерологии. Профессор кафедры госпитальной педиатрии № 1 педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова, д.м.н. Юлия Григорьевна МУХИНА заметила, что абдоминальный болевой синдром является ведущим в клинике большинства заболеваний органов пищеварения. Именно поэтому изучение и решение данной проблемы сохраняет актуальность.
Абдоминальная боль – основная диагностическая и терапевтическая проблема гастроэнтерологии. Клинически выделяют два типа боли – острую и хроническую. Такое разделение чрезвычайно важно для понимания феномена боли. Острая и хроническая боль имеют разные физиологический смысл и клинические проявления, в их основе лежат различные патофизиологические механизмы, а для их купирования используются различные фармакологические и нефармакологические методы лечения.
Острая абдоминальная боль развивается быстро или реже постепенно и имеет небольшую продолжительность (минуты, редко несколько часов). Как правило, она связана с острыми процессами, такими как острый аппендицит, холецистит, панкреатит, мезаденит.
Для хронической боли характерно постепенное нарастание. Такая боль сохраняется или рецидивирует на протяжении недель и месяцев. Рецидивирующая абдоминальная боль – одна из наиболее частых проблем, с которыми сталкивается педиатр на амбулаторном приеме. Распространенность такой боли у детей составляет по разным данным около 10%. Причинами возникновения рецидивирующей абдоминальной боли у детей могут быть эндокринные, гематологические, гинекологические, неврологические заболевания, а также болезни сердца, соединительной ткани (рис. 3).
Среди гастроинтестинальных причин боли можно выделить анатомические дефекты (грыжи, удвоения, кисты желчного протока), потерю массы тела, гепатоспленамегалию, запоры, синдром раздраженного кишечника, воспалительные заболевания кишечника, паразитарные инфекции, муковисцидоз с мекониевым илеусом, отравления солями тяжелых металлов.
Профессор Ю.Г. Мухина подробно остановилась на патофизиологических механизмах развития боли и гипералгезии.
Первичная гипералгезия связана с местом повреждения тканей и возникает в ответ на раздражение сенсибилизированных в результате повреждения периферических ноцицепторов. Ноцицепторы становятся чувствительными за счет биологически активных веществ, высвобождаемых или синтезируемых в месте повреждения (серотонина, гистамина, нейроактивных пептидов, кининов). Далее в процесс вовлекаются ноцицепторы, которые в норме неактивны, но активируются вслед за тканевым повреждением. Вследствие такой активации увеличивается афферентная стимуляция нейронов заднего рога спинного мозга, что и становится причиной развития вторичной гипералгезии. Увеличенная афферентная стимуляция, поступающая от сенсибилизированных и активированных ноцицепторов, превышает болевой порог и за счет высвобождения возбуждающих аминокислот (глутаминовой и аспарагиновой) повышает возбудимость чувствительных нейронов заднего рога. В результате увеличения возбудимости чувствительных нейронов задних рогов спинного мозга, связанных с зоной иннервации поврежденного нерва, происходит сенсибилизация близлежащих интактных нейронов с расширением рецептивной зоны. Раздражение неповрежденных сенсорных волокон, которые иннервируют окружающие зону повреждения здоровые ткани, вызывает активацию вторично сенсибилизированных нейронов, что проявляется болью – вторичной гипералгезией.
Иногда боль возникает без раздражения ноцицепторов (центральная боль). Обычно это происходит при повреждении периферических нервов или отделов центральной нервной системы (ЦНС), участвующих в передаче ноцицептивной информации. При повреждении таламуса или на другом уровне спиноталамического тракта может появиться сильная спонтанная боль, хотя точно такое же прерывание ноцицептивного пути может предотвратить или ослабить болевые реакции на периферическое раздражение. Механизмы боли, возникающей после повреждения нервных структур, недостаточно выяснены. Но скорее всего такая боль зависит от изменений активности и реакций нейронов на более высоких уровнях ноцицептивной системы.
Вегетативная нервная система – часть нервной системы, регулирующая деятельность внутренних органов, желез внутренней и внешней секреции, кровеносных и лимфатических сосудов. Характерной особенностью вегетативной иннервации на уровне сегментарно-периферического отдела является наличие двух относительно самостоятельных систем – симпатической и парасимпатической. Именно их согласованная деятельность обеспечивает тонкую регуляцию функций внутренних органов и обмена веществ (рис. 4).
Механизм возникновения боли при функциональных заболеваниях ЖКТ единый. Он связан с нарушением тонуса и перистальтики гладкой мускулатуры и моторики, изменением чувствительности к ноцицептивным воздействиям, избыточным газообразованием. Возникновение боли может быть связано с влиянием эндогенных опиатов, увеличением концентрации серотонина, психоэмоциональным стрессом. На механизм возникновения боли могут влиять медиаторы воспаления (интерлейкин-1), негативно воздействующие на нервные рецепторы.
Из-за особенностей моторики дети раннего возраста склонны к функциональным нарушениям пищеварительного тракта. С этим связано формирование частых абдоминальных болей у большой группы детей. У недоношенных новорожденных слабо выражен моторный комплекс, не координирована моторика желудка и двенадцатиперстной кишки. У таких детей не сформирован механизм регуляции нижнего пищеводного сфинктера. Однако скорость перистальтики существенно не отличается от таковой доношенных новорожденных. Скорость передвижения перистальтической волны у всех доношенных детей в два раза меньше, чем у взрослых. Несмотря на то что особенности первичной и вторичной алгезий у доношенных и недоношенных детей мало изучены, имеются данные о более длительной реакции ЦНС у недоношенных новорожденных на болевые стимулы.
В группу риска по формированию функциональных нарушений ЖКТ на первом году жизни входят недоношенные дети, не получавшие грудного молока в первое кормление и находившиеся на полном парентеральном питании, а также дети с морфофункциональной незрелостью, подвергшиеся стрессам (хроническая внутриутробная и постнатальная гипоксия, асфиксия при родах, инфекции, поражения ЦНС).
Развитие функциональной боли в животе у детей зависит от висцеральной гиперчувствительности и психосоциального компонента. Висцеральная гиперчувствительность формируется под воздействием следующих факторов:
- нарушения гастроинтестинальной реактивности на физиологические стимулы (питание, гормоны, моторика);
- изменения кишечной микробиоты;
- развития патофизиологических реакций в форме воспаления.
Психосоциальный компонент включает в себя прежде всего тесную связь между психологическим состоянием матери и развитием болей в животе у ребенка. Дети с абдоминальной болью в дальнейшем не уверены в своих силах, не способны адекватно реагировать на стрессовые ситуации.
У детей раннего возраста часто наблюдаются колики. У детей с младенческими коликами впоследствии могут сформироваться более серьезные физиологические и психосоматические нарушения.
Значительное влияние на состояние моторики ЖКТ у детей и формирование абдоминальных болей оказывает микрофлора. Деятельность микроорганизмов, населяющих кишечник, приводит к увеличению объема каловых масс, газообразованию, снижению порога чувствительности миоцитов и др. Бактерии вырабатывают огромное количество веществ, воздействующих на моторику, в том числе КЦЖК. КЦЖК – одни из важнейших метаболитов кишечной микрофлоры, оказывающих как местное, так и системное влияние10.
В результате микробного метаболизма в толстой кишке образуются молочная кислота, КЦЖК, углекислый газ, водород, вода. Углекислый газ в большой степени преобразуется в ацетат, водород всасывается и выводится через легкие, а органические кислоты утилизируются макроорганизмом. Синтез КЦЖК является важным фактором колонизационной резистентности, обеспечивающим стабильность состава кишечной микрофлоры.
Большое значение в комплексной терапии функциональных расстройств имеет обеспеченность организма пребиотиками. Достаточное поступление пребиотиков в толстую кишку не только приводит к росту сапрофитной микрофлоры, но и влияет на ее метаболизм, способствуя синтезу КЦЖК.
Одним из важнейших факторов, определяющих жизнедеятельность и уровень здоровья ребенка, является питание. Рациональное питание детей первого года жизни – одно из важнейших условий, обеспечивающих гармоничный рост, оптимальное психомоторное и интеллектуальное развитие, устойчивость к воздействию инфекций и различных неблагоприятных факторов внешней среды.
Учитывая сказанное, для питания детей раннего возраста можно рекомендовать многокомпонентные гипоаллергенные овощные и фруктовые пюре «ФрутоНяня» (ОАО «ПРОГРЕСС»), полностью удовлетворяющие потребности ребенка в энергии и основных компонентах (белках, жирах, углеводах, минералах и микроэлементах, витаминах). Готовые густые каши «ФрутоНяня» с пребиотическим эффектом, содержащие до 40% зернового компонента, также показаны для качественного питания детей. Все продукты «ФрутоНяня» не содержат консервантов и красителей.
Заключение
Тесная взаимосвязь нервной системы, кишечника и микрофлоры определяет комплексный подход к лечению функциональных нарушений ЖКТ, который предполагает создание правильного психоэмоционального и пищевого режима. Благоприятная психологическая обстановка вокруг ребенка должна сочетаться с комплексным подходом к его питанию. Грудное молоко является оптимальным питанием для детей раннего возраста, однако в рацион детей раннего возраста необходимо постепенно вводить прикорм. Именно в этот период целесообразно использовать пробиотики и пребиотики. Употребление пищи с пребиотическими и пробиотическими свойствами способствует укреплению иммунной системы ребенка, формированию нормальной микробиоты, снижает риск заболеваний ЖКТ.
Для прикорма идеально подходят каши «ФрутоНяня», которые обогащены инулином – природным пребиотиком, оказывающим положительный эффект на эвакуаторную систему кишечника. Каши и пюре «ФрутоНяня» изготовлены по специальной технологии, позволяющей сохранить все полезные вещества. Они содержат витамины и микроэлементы – йод, цинк, железо. Продукты для детей торговой марки «ФрутоНяня» демонстрируют хорошую переносимость, улучшают пищеварение, оказывают положительное влияние на функцию кишечника, способствуют полноценному развитию ребенка.