Введение
По данным Книги рекордов Гиннесса, в течение многих лет самой распространенной инфекционной болезнью является простуда. Это понятие включает в себя группу заболеваний, вызванных острыми респираторными инфекциями (ОРИ) [1].
ОРИ служат пусковым механизмом цепи патологических изменений в слизистой оболочке верхних дыхательных путей и ЛОР-органов. На начальных этапах воспалительные изменения обычно обусловлены воздействием вирусов. Конечно, на амбулаторном приеме определить точную этиологию ОРИ практически невозможно. Принципиальное значение имеет не точная верификация респираторного вируса, а исключение наличия вирусов гриппа и вируса SARS-CoV-2 [2]. Терапия гриппа и COVID-19 имеет свои особенности, тогда как лечение ОРИ не зависит от этиологии [3–6].
В ряде случаев острые вирусные инфекции приводят к развитию хронических заболеваний и опасных для жизни осложнений, таких как астматический статус и ларингоспазм. Но чаще встречаются бактериальные осложнения [7, 8].
Применение системной антибактериальной терапии при ОРИ в начале заболевания сопряжено с серьезными проблемами. Переоценку врачами эффективности системных антибиотиков при острых инфекциях можно объяснить высокой чaстотой спонтанного выздоровления больных и ошибочным мнением о профилактическом воздействии антибиотиков на бактериальную суперинфекцию при вирусных заболеваниях.
Нерациональная антибиотикотерапия ведет к катастрофическому росту антибиотикорезистентности во всем мире [9–11]. На 71-й сессии Генеральной ассамблеи ООН 22 сентября 2016 г. страны – члены ООН признали необходимость разработки национальных планов противодействия антибиотикорезистентности, то есть проблема вышла на планетарный уровень. К сожалению, к настоящему моменту не удалось достигнуть значимых успехов. Свою лепту внесла и пандемия COVID-19. Страх и отсутствие информации о новом заболевании привели к всплеску применения системных антибиотиков.
За 2021 г. в тройку востребованных лекарственных средств вошли препараты, используемые при коронавирусной инфекции:
Высокий спрос на препараты групп J и L сохраняется с апреля 2020 г. При этом даже летом спада продаж (сезонного) не наблюдалось. Среди ведущих противомикробных препаратов для системного использования в январе 2021 г. наибольший прирост объема продаж показали антибактериальные препараты левофлоксацин (+463,1%) и цефтриаксон (+382,4%) относительно января 2020 г. Такой вывод основан на данных розничного аудита фармацевтического рынка РФ DSM Group (система менеджмента качества соответствует требованиям ISO 9001, 2015).
Учитывая высокую частоту развития осложнений на фоне применения системных антибиотиков, рост резистентных штаммов бактерий, приходится констатировать, что необоснованное широкое использование таких препаратов приведет к серьезным последствиям. Вместе с тем следует помнить, что неадекватное лечение острых воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей опасно развитием хронических процессов. Поэтому подход к выбору и назначению рациональной терапии должен быть обоснованным.
Лечение пациентов с ОРИ направлено на решение двух основных задач – предупреждение дальнейшего развития патологического процесса и профилактику развития возможных бактериальных осложнений [12].
Одна из последних российских разработок – четырехкомпонентный препарат Рафамин, обладающий одновременно противовирусным и антибактериальным эффектами. Фармакологические свойства препарата обусловлены противовирусной, иммунотропной, антибактериальной и противовоспалительной активностью [13].
В состав препарата входят технологически обработанные аффинно очищенные антитела к гамма-интерферону человека, CD4, β2-микроглобулину МНС (major histocompatibity complex/главный комплекс гистосовместимости) класса I и β1-домену MHC класса II [13]. Благодаря комплексному составу и таргетному воздействию Рафамин модифицирует функциональную активность гамма-интерферона, CD4-рецептора, а также молекул MHC классов I и II. В результате воздействия на белки MHC классов I и II происходит активация CD4+ и CD8+ Т-клеток, которые являются ведущими в элиминации большинства патогенов как вирусной, так и бактериальной природы [14, 15]. За счет стимуляции Рафамином процессинга и презентации антигена стимулируется более эффективный Т-клеточный иммунный ответ. Кроме того, препарат позволяет восстановить баланс про- и противовоспалительных цитокинов, увеличить продукцию противовирусных белков, способных не только останавливать репликацию вирусов, но и защищать здоровые клетки от инфицирования [13–16].
Способность препарата Рафамин влиять на распознавание бактерий иммунной системой и запуск противобактериального иммунного ответа предполагает выделение его в отдельную группу препаратов с иммуноопосредованным антибактериальным действием. На сегодняшний день Рафамин является единственным представителем лекарственных средств на основе антител с антибактериальным действием, обусловленным таргетным влиянием на молекулы МНС.
Материал и методы
На клинических базах кафедры оториноларингологии Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова было проведено наблюдательное исследование клинической эффективности, переносимости и безопасности препарата Рафамин. В нем приняли участие 60 пациентов (22 женщины и 38 мужчин) в возрасте 18–65 лет с диагнозом острого назофарингита (J00). Все пациенты предъявляли жалобы на слабость, головную боль, повышение температуры тела, затруднение носового дыхания, заложенность носа и слизистое отделяемое из полости носа. Со стороны других органов и систем во время обследования патологии не выявлено. Длительность заболевания составляла от двух до четырех дней.
Пациенты были поровну распределены на две клинические группы. В основной группе назначали Рафамин, выполняли орошение полости носа изотоническим раствором морской воды два-три раза в день в течение пяти дней, при необходимости добавляли жаропонижающие средства и деконгестант (но не более двух-трех раз в день и не свыше пяти дней). В контрольной группе назначали подобную терапию, но вместо Рафамина использовали орошение полости носа антисептиком два раза в день в течение пяти дней. При необходимости назначения системной антибактериальной терапии пациенты досрочно завершали участие в исследовании.
Результаты
На фоне проведенного лечения положительная динамика в отношении восстановления носового дыхания, уменьшения отделяемого из носа, улучшения самочувствия пациентов по визуальной аналоговой шкале (ВАШ) (рис. 1–3) отмечалась в обеих группах, однако в основной группе она была более выраженной уже ко второму визиту (третий день лечения) (р < 0,05). В контрольной группе явное улучшение отмечалось только к третьему визиту (седьмой день лечения).
При объективном осмотре также имели место изменения слизистой оболочки полости носа. Достоверные различия в купировании воспалительных изменений между группами зарегистрированы ко второму визиту (рис. 4).
Системная антибактериальная терапия в связи с развитием острого бактериального синусита была назначена одному пациенту основной группы и трем – контрольной группы. Выздоровление отмечалось у 97% пациентов основной группы и 90% пациентов контрольной группы.
Был также проведен опрос об удовлетворенности пациентов и лечащих врачей проводимой терапией и ее результатами. В основной группе оценки как больных, так и врачей были выше, чем в контрольной, – 4,3 и 4,4 балла против 4,1 балла в обеих категориях. Такие результаты объясняются более удобной терапевтической схемой на основе Рафамина, которая позволяет заменить многократное использование антисептика, достигнуть быстрого эффекта и соответственно повысить приверженность пациентов лечению.
Осложнений и нежелательных реакций на фоне применения Рафамина не зарегистрировано.
Выводы
Анализ результатов наблюдательного исследования продемонстрировал эффективность и безопасность препарата Рафамин при остром назофарингите.
Выраженный клинический эффект препарата наблюдается с первых дней применения. Рафамин способствует более быстрому улучшению самочувствия пациентов и купированию воспалительных изменений в полости носа (отечность, гиперемия слизистой оболочки носа, наличие патологического отделяемого).
Применение препарата Рафамин позволяет снизить риск развития бактериальных осложнений и необходимость назначения системной антибактериальной терапии.
Препарат Рафамин обладает высоким профилем безопасности.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.