количество статей
6363
Загрузка...
Интервью

Профессор А.С. АМЕТОВ: «Идти своим путем, преумножая то, что было сделано нашими учителями»

Медфорум
"ЭФФЕКТИВНАЯ ФАРМАКОТЕРАПИЯ. Эндокринология" Спецвыпуск
  • Аннотация
  • Статья
  • Ссылки
80-летие кафедры эндокринологии и диабетологии РМАПО – особый праздник для тех, чья жизнь тесно связана с кафедрой, для тех, кто сначала здесь учился, а затем остался, чтобы учить других и заниматься наукой.

О том, чем живет кафедра сейчас, в преддверии юбилея, мы беседуем с ее заведующим, профессором Александром Сергеевичем АМЕТОВЫМ.
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: кафедра эндокринологии и диабетологии РМАПО, эндокринология, диабетология
80-летие кафедры эндокринологии и диабетологии РМАПО – особый праздник для тех, чья жизнь тесно связана с кафедрой, для тех, кто сначала здесь учился, а затем остался, чтобы учить других и заниматься наукой.

О том, чем живет кафедра сейчас, в преддверии юбилея, мы беседуем с ее заведующим, профессором Александром Сергеевичем АМЕТОВЫМ.
Профессор А.С. АМЕТОВ
Профессор А.С. АМЕТОВ
профессор В.В. ПОТЕМКИН
профессор В.В. ПОТЕМКИН
Александр Сергеевич, Вы уже много лет возглавляете кафедру эндокринологии и диабетологии Российской медицинской академии последипломного образования. А как Вы пришли в специальность, почему выбрали именно эндокринологию?

Эндокринология мне нравилась еще в студенческие годы, однако в специальность я пришел не сразу. После окончания Каунасского государственного медицинского института я пошел работать, потом служил в армии. Вернувшись из армии, стал заместителем главного врача по лечебной работе в крупном лечебном учреждении. Но в какой-то момент я понял, что хочу и могу учиться дальше. Я приехал в Москву и попал на кафедру к профессору Е.А. Васюковой. Это был не самый простой период в моей жизни – я приехал в столицу из небольшого прибалтийского города, не имея к тому же достаточного объема знаний. Мне приходилось учиться буквально день и ночь, я много читал и переводил. Наряду с эндокринологией меня заинтересовала медицинская радиология.

Фактически обе мои диссертации были выполнены на стыке этих двух дисциплин. Докторскую я защитил достаточно быстро – в 1980 г., а в 1983-м стал профессором по специальности «медицинская радиология», занимаясь разработкой методов диагностики эндокринных заболеваний. Я стал ведущим специалистом по медицинской радиологии в стране, меня знали и зарубежные коллеги, но когда, в 1988 г., у меня появилась возможность вернуться в эндокринологию, я незамедлительно это сделал. Помню, как, уже приняв решение, я позвонил своей маме, сказал, что хочу начать новую жизнь. И у меня получилось. Я никогда не жалел о своем возвращении в эндокринологию – это очень интересная специальность.


Как складывалась Ваша научная карьера дальше?

Честно говоря, в начале своей работы я не интересовался диабетом. Мне казалось, что это очень простая, даже примитивная с научной точки зрения проблема. Но после посещения международных эндокринологических конгрессов я осознал ее масштаб. Кроме того, я увидел, как много делается для пациентов по всему миру и как мало – у нас в стране. Мне захотелось быть полезным тем миллионам людей, которые живут в России с диагнозом «сахарный диабет». Поэтому уже в 1990 г., когда еще никто не думал о школах диабета, я начал заниматься их организацией. В итоге мы реализовали проект, в рамках которого в России было открыто 49 учебных центров для пациентов с сахарным диабетом. В 1991 г. я начал выпуск журнала для пациентов «Диабет. Образ жизни». Это издание, как и учебные центры, дает больным актуальные знания о болезни. «Диабет. Образ жизни» считается одним из лучших в мире журналов для больных диабетом, его с большим интересом читают и врачи. Я горжусь тем, что большая часть моих проектов некоммерческие, они создавались не для того, чтобы получать прибыль, а для того, чтобы приносить пользу людям.

Так диабет занял центральное место в сфере моей научной, учебной и административной деятельности. Я принял активное участие в создании в нашей стране отдельной специальности «диабетология». Разработка новой специальности – это очень непросто, но, приложив определенные усилия, я добился того, что возглавляемая мной кафедра стала первой в стране кафедрой эндокринологии и диабетологии. Это было правильным решением, подтверждением тому служит тот факт, что по нашему пути пошли и другие российские кафедры эндокринологии. Вообще, диабетология – это отдельная увлекательная дисциплина, во многих странах существующая независимо от эндокринологии и мощно финансируемая. К сожалению, в нашей стране это не так, но я надеюсь, что со временем ситуация изменится. Вне зависимости от того, будет ли диабетология по-прежнему входить в состав эндокринологии или обретет независимость, мы должны повысить качество оказания медицинской помощи пациентам, страдающим сахарным диабетом.


Как коллектив руководимой Вами кафедры участвует в решении проблемы сахарного диабета?

У нас на кафедре сложился прекрасный коллектив, настоящая команда высококлассных специалистов. Преподавание врачам не имеет ничего общего с обучением студентов. Доктора, которые приезжают к нам в РМАПО, сами работают с больными, им нельзя преподавать «по книжке», они нуждаются в советах настоящих профессионалов, имеющих опыт и научной, и клинической, и учебной работы. Так что наша кафедра – настоящая кузница кадров. Важно, что эндокринологи, проходившие сертификационный цикл усовершенствования на нашей кафедре, нередко к нам возвращаются вновь, а ведь сегодня в России довольно много мест, где можно усовершенствовать свои знания по эндокринологии. Думаю, это довольно много говорит об уровне преподавания на нашей кафедре.

Сейчас у нас на кафедре только клинических ординаторов около 30 человек. Многие специалисты, начинавшие на нашей кафедре как ординаторы, защитили у нас же кандидатские и докторские диссертации. Только под моим руководством защитились уже 124 кандидата и доктора медицинских наук – это целая школа, специалисты, которые, я надеюсь, будут продолжать и развивать традиции нашей кафедры.

К слову, никого из тех, кто приходит на кафедру, я никогда не заставляю ничего делать. Когда я учился, на кафедре практиковался другой подход: раз в неделю мы все должны были отчитываться о проделанной работе. Я же считаю, что человек учится не для меня, а для себя, моя задача – помочь выбрать путь, расставить приоритеты, задать направление работы. Изменились и реалии, нас окружающие. Когда я был аспирантом, нам не нужно было думать, где найти финансирование – наши запросы удовлетворяло государство. Сейчас организация науки принципиально иная, мы все так или иначе вовлечены в проекты, для реализации которых необходимо привлечение грантов, и это дает возможность развиваться кафедре.


Получается, что заниматься наукой стало сложнее?

И интереснее. В мои студенческие годы у нас не было таких диагностических возможностей, такого оборудования, как сейчас. Когда я стал руководить кафедрой, я приложил все усилия, чтобы создать современную хорошо оборудованную лабораторию. Поскольку я много лет работал в области медицинской радиологии, я уделяю много внимания именно технической оснащенности кафедры. В целом, на мой взгляд, верность традициям кафедры состоит в том, чтобы идти своим путем, преумножая то, что было сделано нашими учителями, а для этого нужно всегда помнить своих наставников. В 2008 г. мы отмечали столетие со дня рождения нашего учителя, заведующей нашей кафедрой в период с 1965 по 1981 г., профессора Екатерины Алексеевны Васюковой. Незадолго до этой даты ко мне подходили ученики Екатерины Алексеевны, предлагали как-нибудь собраться, вспомнить нашего учителя. И я подумал, как же это будет несправедливо, если столетний юбилей профессора Васюковой мы отметим в узком кругу за тихими разговорами. Я пошел к академику Чучалину, к академику Дедову – и они согласились прийти и почтить память Екатерины Алексеевны. Я связался с организаторами крупнейшего медицинского мероприятия страны, конгресса «Человек и лекарство», попросил у них один из самых больших залов, выпустил специальный номер журнала, посвященный профессору Васюковой. Словом, было сделано все, чтобы достойно отметить юбилей великого человека, каким, несомненно, была Екатерина Алексеевна Васюкова. И мне было очень приятно, когда мне позвонила внучка профессора Васюковой, чтобы поблагодарить за организацию юбилея. Эта девушка не имеет ничего общего с медициной, но она в Интернете прочитала о праздновании столетия со дня рождения Екатерины Алексеевны.


У кафедры эндокринологии и диабетологии РМАПО выдающееся прошлое. А что Вы можете сказать о сегодняшнем дне? Чем живет кафедра, какие направления работы являются приоритетными?

Сегодня больше всего мы занимаемся диабетологией. Изучаем патогенез сахарного диабета, разрабатываем новые подходы к лечению. Так, два года назад исключительно силами сотрудников кафедры выпущена великолепная книга «Сахарный диабет второго типа. Проблемы и решения», сейчас мы готовим к печати расширенную и дополненную ее редакцию. Впрочем, мы изучаем и заболевания щитовидной железы, равно как и расстройства работы гипоталамо-гипофизарной системы. Профессор Васюкова очень много времени и сил уделяла изучению болезни Иценко – Кушинга, это был ее «конек». Безусловно, это очень интересная патология, и заниматься ею необходимо, но сейчас гораздо важнее решать волнующую весь мир глобальную проблему профилактики и лечения сахарного диабета второго типа.

Как руководителю кафедры мне приходится заниматься не только академическими, но и организационными вопросами. Например, недавно наша кафедра вернулась на свою старую клиническую базу на улице Часовой, где размещалась с 1965 г. Это то самое здание, в котором учились я, Ашот Мусаелович Мкртумян, ныне заведующий кафедрой эндокринологии и диабетологии МГМСУ, а также многие другие мои коллеги. Сегодня в нашем распоряжении 5 полностью оборудованных аудиторий: одна на 250 посадочных мест и четыре по 52 места каждая. Техническое оснащение кафедры позволяет поддерживать связь с коллегами более чем из 60 городов, проводить телеконференции, семинары. Люди приезжают к нам учиться из разных городов, и для меня небезразлично, в каких условиях они будут получать знания. Важно, чтобы в аудиториях были современные мониторы, удобные стулья, чтобы коллеги могли в перерыве между занятиями выпить чашку кофе – из этих мелочей складывается удобство, комфорт обучения.


Каким Вы видите будущее кафедры, скажем, через пять лет?

Мы продолжим развивать отношения с нашей клинической базой и со временем, надеюсь, организуем современный эндокринологический центр, в котором будут использоваться самые современные технологии диагностики и лечения. Акцент мне бы хотелось сделать на стационарах одного дня, поскольку именно эта форма работы наиболее удобна и привлекательна с самых разных точек зрения. Конечно, мы продолжим вести научную работу, будем по-прежнему проводить исследования и выпускать журналы. Но появятся и новые подходы. Сейчас, например, мы занимаемся внедрением системы искусственного интеллекта, способной помочь пациентам управлять сахарным диабетом. Связь с пациентом поддерживается через мобильный телефон, но советы дает не врач, а специальная компьютерная система, в реальном времени обрабатывающая данные, полученные от больного, и дающая рекомендации по питанию, коррекции образа жизни и т.д. Я ни в коем случае не хочу сказать, что компьютеры могут заменить врачебную мысль и контакт врача и пациента, но использовать современные технологии для расширения возможностей лечебной работы необходимо, и мы обязательно будем этим заниматься. Logo_Endocrino_konets_1.eps
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: кафедра эндокринологии и диабетологии РМАПО, эндокринология, диабетология
ИНСТРУМЕНТЫ