Введение
Активное изучение меланомы кожи началось в 1970-х гг. Именно тогда стали проводиться международные симпозиумы и конференции по данной проблеме, организовываться профильные дерматоонкологические клиники.
Меланома – злокачественная опухоль, плохо поддающаяся лечению. Данное новообразование характеризуется высоким потенциалом местного роста, регионарного метастазирования, способностью к диссеминации по коже, множественному метастазированию.
Последние годы отмечается увеличение заболеваемости меланомой. Максимальный уровень распространенности среди стран Европы зафиксирован в скандинавских странах, минимальный – в средиземноморских. Согласно результатам международного интерактивного проекта Globocan (2012), стандартизованные показатели заболеваемости среди населения разных стран варьируются, в частности среди мужчин – от 1,1 в Албании и 2,0 в Боснии и Герцеговине до 14,4 в Дании и 19,0 в Норвегии (на 100 тыс. населения), среди женщин – от 0,8 в Албании и 1,8 в Боснии и Герцеговине до 19,0 в Норвегии и 22,1 в Дании (на 100 тыс. населения).
Среди этиологических факторов развития меланомы кожи лидируют избыточная инсоляция и генетическая предрасположенность [1–3]. Одним из основных пусковых механизмов заболевания считается увеличение суммарного времени воздействия ультрафиолетового спектра солнечного света на кожу. Избыточная инсоляция не только приводит к повреждению кератиноцитов и меланоцитов, но и вызывает специфическую иммуносупрессию, связанную с нарушением функции клеток-киллеров [4]. Среди других факторов риска выделяют первый и второй фототипы кожи, общее число доброкачественных меланоцитарных и атипичных меланоцитарных невусов, а также семейный анамнез в отношении меланомы.
Течение меланомы непредсказуемо. С одной стороны, хирургическое иссечение первичного очага опухоли на ранних стадиях приводит к клиническому выздоровлению в 70–80% случаев. С другой – операция по удалению локальной инвазивной меланомы далеко не всегда гарантирует длительный безрецидивный период, что объясняется особенностями опухоли [4].
Сказанное обусловливает медико-социальную значимость проблемы и необходимость создания эффективных алгоритмов ранней диагностики и лечения.
Показатели заболеваемости, запущенности процесса и смертности в России и Краснодарском крае
По данным А.Д. Каприна и соавт., ежегодно в Российской Федерации меланомой заболевают свыше 10 200 человек, умирают от нее – более 3600. В 2016 г. в структуре онкологических заболеваний у мужчин на меланому приходилось 1,5%, у женщин – 2,0%. По сравнению с 2011 г. цифры увеличились на 25,0% у мужчин и 5,3% у женщин. Темп прироста стандартизованного показателя заболеваемости меланомой в России составил 12,5%, уступив темпу прироста в отношении рака предстательной, щитовидной и поджелудочной желез, печени, полости рта и глотки [5].
В Краснодарском крае в период 2013–2017 гг. зафиксировано увеличение числа заболевших (табл. 1), новых случаев в 2017 г. – 551.
По данным Популяционного ракового регистра Краснодарского края, в 2017 г. в структуре злокачественных новообразований меланома составляла 2,1% (14-е место), у мужчин – 1,8%, у женщин – 2,3%. Среднегодовой темп прироста заболеваемости (стандартизованный показатель, мировой стандарт) достиг 6,0%. Наиболее высокий стандартизованный показатель заболеваемости отмечен в 2015 и 2017 гг. С 2013 по 2017 г. у мужчин он увеличился с 4,9 до 6,0 случаев на 100 тыс. населения, у женщин – с 5,2 до 6,4.
Анализ показателей в зависимости от возраста больных позволил выявить пик заболеваемости у мужчин и женщин. Он приходится на возраст от 60 до 64 и от 75 до 79 лет. Если в 2013 г. пик заболеваемости у мужчин и женщин приходился на 50–59 лет и 70–74 года, то в 2017 г. – на 50–54 года, 60–69 и 75–79 лет. Наибольший прирост заболеваемости в 2017 г. по сравнению с 2013 г. отмечен у лиц 65–69 и 75–79 лет – на 145 и 156% соответственно. У лиц моложе 20 лет случаи развития меланомы кожи не зарегистрированы. В возрастной категории 80 лет и старше наблюдалось значительное сокращение заболеваемости как среди мужчин, так и среди женщин. Среди впервые заболевших преобладали лица пожилого возраста.
Установлено также, что изучаемая патология встречается у женщин чаще, чем у мужчин – 59,1 и 40,9%.
У 79,8% пациентов выявлена меланома первой и второй стадии, у 13,2% – третьей, у 7,0% – четвертой. Необходимо отметить, что запущенность процесса является одним из основных критериев качества диагностического компонента помощи онкологическим больным в учреждениях общей лечебной сети. Это особенно актуально для визуально обозримых опухолей, каковой и является меланома кожи. Согласно результатам анализа, доля больных с меланомой третьей и четвертой стадий в 2017 г. по сравнению с 2013 г. уменьшилась – 16,5 против 12,5%. Сократилась также одногодичная летальность – с 12,2% в 2013 г. до 6,5% в 2017 г.
Несмотря на то что меланома кожи составляет 12,2% всех злокачественных новообразований кожи, она ассоциируется с наибольшей частотой смертей.
Так, в структуре смертности от злокачественных новообразований на долю меланомы приходилось 70%. В 2017 г. заболевание стало причиной смерти 1,0% мужчин и 1,2% женщин. По сравнению с 2013 г. цифры увеличились на 8,7 и 7,2% соответственно.
В Краснодарском крае в 2017 г. абсолютное число умерших от меланомы достигло 130. Стандартизованный показатель смертности для мужчин составил 1,6 случая на 100 тыс. населения, для женщин – 1,2. Последние годы в крае отмечаются стабилизация стандартизованного показателя смертности от меланомы и его приближение к средним данным по России (табл. 2).
Прогноз у пациентов с меланомой кожи прежде всего зависит от стадии, формы роста и локализации опухоли. По данным Популяционного ракового регистра Краснодарского края, в 2017 г. пятилетняя выживаемость составляла 57,8% (от 85,6% при первой стадии заболевания до 5,3% при четвертой).
В целом в Краснодарском крае отмечается позитивная динамика показателей диагностики меланомы: снижение запущенности процесса и увеличение доли пациентов с активным выявлением онкопатологии.
Мероприятия, направленные на раннее выявление патологии
В течение последних лет для выявления онкологических заболеваний на ранней стадии в регионе реализуются следующие проекты: выездные акции, дни открытых дверей, профилактические осмотры, проведение семинаров по повышению уровня знаний медицинских работников в отношении методов ранней диагностики.
Базой для проведения осмотров с целью ранней диагностики рака и предраковых заболеваний кожи в амбулаторно-поликлинической сети края стали смотровые кабинеты. При подозрении на онкологическое заболевание пациент направляется на консультацию к врачу-онкологу.
Особая роль в выявлении меланомы отводится врачам-дерматовенерологам. Известно, что на месте пигментных невусов меланома развивается в 25–50% случаев. Именно поэтому каждое пигментное образование у лиц старше 30 лет должно обследоваться на меланому.
Обязательны физикальный осмотр и дерматоскопия. При осмотре пигментные новообразования кожи должны анализироваться по одной из общепринятых систем, в частности по правилам ABCD (A – асимметрия, В – неровность границ, С – неравномерность окраски, D – диаметр более 6 мм) или ФИГАРО (Ф – форма выпуклая, И – изменение размеров, Г – границы неправильные, А – асимметрия, Р – размеры крупные, О – окраска неравномерная). На ранних стадиях, когда кожный рисунок над опухолью не изменен, волосяной покров сохранен, опухоль симметричная, не всегда разнородна по окраске и характеризуется неправильностью границ или на поверхности кожи наблюдаются множественные диспластические невусы, применяется эпилюминесцентная дерматоскопия.
При удалении пигментных образований кожи и слизистых оболочек обязательно проведение гистологического исследования.
Для повышения уровня знаний медицинских работников края проводятся семинары по меланоме, вебинары, научно-практические конференции, стажировка работников смотровых кабинетов в онкологических диспансерах, издаются методические рекомендации.
Заключение
Несмотря на положительную динамику статистических показателей, достигнутые результаты нельзя признать удовлетворительными. Необходимо дальнейшее совершенствование вторичной профилактики и ранней диагностики меланомы. Полагаем, что для этого надо специализированные программы по данной проблеме включить в программу циклов повышения квалификации специалистов общей лечебной сети и дерматовенерологов, создать основы мотивации для улучшения ранней диагностики и снижения частоты смертей от меланомы.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.