количество статей
6822
Загрузка...
Исследования

Результаты четырехлетнего применения препарата Простамол® Уно у больных доброкачественной гиперплазией предстательной железы

Школьников М.Е. (к.м.н.),
Кривобородов Г.Г. (д.м.н., проф.),
Ефремов Н.С. (к.м.н.)
ГОУ ВПО РГМУ Росздрава, клиника урологии
"ЭФФЕКТИВНАЯ ФАРМАКОТЕРАПИЯ. Урология и Нефрология" №3
  • Аннотация
  • Статья
  • Ссылки
Половина мужчин старше 40 лет страдают из-за проблем с мочеиспусканием, причинами которых являются доброкачественная гиперплазия предстательной железы (ДГПЖ) или хронический простатит [1]. Все чаще в терапии этих нарушений применяются препараты растительного происхождения. 

В клинике урологии РГМУ им. Н.И. Пирогова было проведено исследование применения экстракта Serenoa repens (Простамол® Уно), которое показало, что Простамол® Уно в дозе 320 мг/сут способствует достоверному уменьшению симптомов нижних мочевыводящих путей у больных ДГПЖ и улучшению качества жизни по шкалам IPSS и QoL.
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: заболевания предстательной железы, гиперплазия простаты, урология
Половина мужчин старше 40 лет страдают из-за проблем с мочеиспусканием, причинами которых являются доброкачественная гиперплазия предстательной железы (ДГПЖ) или хронический простатит [1]. Все чаще в терапии этих нарушений применяются препараты растительного происхождения. 

В клинике урологии РГМУ им. Н.И. Пирогова было проведено исследование применения экстракта Serenoa repens (Простамол® Уно), которое показало, что Простамол® Уно в дозе 320 мг/сут способствует достоверному уменьшению симптомов нижних мочевыводящих путей у больных ДГПЖ и улучшению качества жизни по шкалам IPSS и QoL.
Рис. 1. Динамика IPSS
Рис. 1. Динамика IPSS
Рис. 2. Динамика QoL
Рис. 2. Динамика QoL
Рис. 3. Динамика Qmax
Рис. 3. Динамика Qmax
Таблица 1. Динамика средних показателей объема предстательной железы и уровня ПСА
Таблица 1. Динамика средних показателей объема предстательной железы и уровня ПСА
Доброкачественная гиперплазия предстательной железы и хронический простатит в значительной мере влияют на качество жизни вследствие обструктивных и ирритативных симптомов нарушения мочеиспускания. С возрастом число больных ДГПЖ увеличивается [2]. Терапия ДГПЖ включает применение минимально инвазивных методик, хирургических вмешательств открытым или трансуретральным доступом и медикаментозных препаратов. Основными классами лекарственных средств для лечения ДГПЖ являются блокаторы альфа-рецепторов, ингибиторы 5-альфа-редуктазы и препараты растительного происхождения. Блокаторы альфарецепторов и ингибиторы 5-альфа-редуктазы активно применяют в качестве монотерапии, однако наиболее эффективно использовать их в комбинации. Ингибиторы 5-альфа-редуктазы также препятствуют прогрессированию заболевания.
 
Все чаще при заболеваниях предстательной железы пациенты прибегают к самолечению, используя препараты растительного происхождения или пищевые добавки [3]. Популярность фитотерапии постоянно растет, на сегодняшний день ее используют до 90% больных ДГПЖ [4]. Среди препаратов растительного происхождения наиболее изучены препараты Serenoa repens (Пальмы ползучей). В научном мире продолжают обсуждать результаты исследований эффективности растительных препаратов у больных с симптомами ДГПЖ, однако все исследователи подтверждают безопасность и хорошую переносимость фитопрепаратов [5]. Препараты Serenoa repens оказывают комплексное патогенетическое действие, которое одновременно направлено на ингибирование процесса гиперплазии простаты и купирование симптомов хронического простатита (который сопровождает ДГПЖ в 90% случаев). 
 
В клинике урологии РГМУ Росздрава было проведено исследование, целью которого была оценка результатов применения экстракта Serenoa repens (препарата Простамол® Уно) в течение 48 мес. у больных с симптомами нижних мочевых путей умеренной интенсивности вследствие ДГПЖ. 
 

Материалы и методы 
 
Выполнен ретроспективный анализ данных 29 мужчин с ДГПЖ I–II стадии, средний возраст 61 ± 5,4 года (от 45 до 71 года), принимавших экстракт Serenoa repens (Простамол® Уно) по 320 мг/сут однократно в течение 48 мес. Были оценены исходные данные и динамика следующих показателей каждые 6 мес.: баллы по шкалам IPSS и качества жизни (QoL), скорость максимального потока мочи (Qmax), объем остаточной мочи. Ежегодно анализировались данные трансректального ультразвукового исследования предстательной железы и уровень ПСА. Все пациенты дали письменное информированное согласие на обработку и анализ их персональных данных.


Результаты

Исходная выраженность симптомов нарушения мочеиспускания у всех 29 больных расценивалась как умеренная – 8–19 баллов по шкале IPSS. Средние значения показателей мочеиспускания в представленной группе больных были следующими: суммарный балл IPSS – 14,3, качество жизни – 4,1, максимальная скорость потока мочи – 11,5 мл/с. Объем остаточной мочи у 11 из 29 пациентов (38%) составлял от 50 мл до 115 мл остаточной мочи (в среднем 78 мл). Среднее уменьшение баллов по шкале IPSS в течение исследуемого периода составило 6,2 балла (с 14,3 до 8,1), или 43% (рис. 1). При этом наиболее выраженные изменения наблюдались в течение первых 12 мес. (р ? 0,05). В дальнейшем также сохранилась тенденция к уменьшению суммарного балла, однако она была минимальной. После 36 мес. наблюдалась стабилизация симптомов.
 
Средний балл QoL за исследуемый период уменьшился на 1,9 (46%), и основное изменение также было получено в течение первых 12 мес. (р ? 0,05) (рис. 2). Среднее значение Qmax увеличилось за период наблюдения с 11,5 до 15,7 мл/с, что составило 36,5% (р ? 0,05) (рис. 3). Через 48 мес. наблюдения у 5 больных отсутствовала ранее имевшаяся остаточная моча. Средний объем остаточной мочи сократился до 48 мл (от 30 до 83 мл). Средний объем предстательной железы уменьшился с 42 до 35 см3 (табл. 1). Лечение не отразилось на динамике показателя ПСА (табл. 1).


Обсуждение 
 
Препараты Serenoa repens широко используются для лечения симптомов нижних мочевых путей вследствие ДГПЖ как в Европе, так и в США. Тем не менее некоторые специалисты высказывают сомнения в отношении терапевтической ценности препаратов растительного происхождения у больных ДГПЖ. Эти сомнения основаны на неоднородности результатов плацебоконтролируемых исследований, а также недостаточном количестве данных о длительном применении таких препаратов [5]. Наряду с этим в последние годы опубликовано большое количество российских и зарубежных исследований, включая плацебоконтролируемые, которые свидетельствуют о высокой эффективности препаратов Serenoa repens [6–10], а также исследований с результатами длительного применения указанных средств [11, 12]. Кроме того, согласно результатам мультицентрового исследования, Простамол® Уно может быть эффективно использован не только для лечения больных с симптомами ДГПЖ, но также и для профилактики прогрессирования этого заболевания [13]. Результаты настоящего исследования во многом согласуются с уже опубликованными данными, в том числе длительного применения препарата Простамол® Уно в течение 36 мес. [5, 13]. 

Результаты четырехлетнего применения препарата Простамол® Уно подтвердили его высокую эффективность в отношении симптомов нижних мочевыводящих путей вследствие ДГПЖ умеренной интенсивности, о чем свидетельствует уменьшение суммарного балла по шкале IPSS на 6,2 и QoL на 1,9, а также увеличение максимальной скорости мочеиспускания на 4,2 мл/c. При этом, аналогично данным других исследований, наиболее значимые изменения наблюдаются в течение первых 12 мес. лечения. В дальнейшем сохраняется тенденция к уменьшению симптомов, однако изменения незначительны, и после 36 мес. применения препарата Простамол® Уно у больных наступает стабилизация симптомов. Применение препарата Простамол® Уно на протяжении 48 мес. не отразилось на естественной динамике уровня ПСА в крови, что позволяет не опасаться маскирования рака предстательной железы. Кроме того, фитотерапия способствовала незначительному уменьшению размеров простаты, вероятнее всего за счет уменьшения хронического воспаления и отека. 
 
Недостатком нашего ретроспективного исследования является отсутствие группы сравнения и возможности оценить популяцию больных ДГПЖ, у которых возможно отсутствие эффекта от приема препарата или развитие побочных эффектов, заставивших отказаться от данного вида лечения. Однако длительное (не менее 48 мес.) предпочтение пациентами исследованной группы препарата Простамол® Уно другим средствам (блокаторам альфа-рецепторов и ингибиторам 5-альфа-редуктазы) свидетельствует о его хорошей переносимости и безопасности. Ни у одного из пациентов не было зафиксировано побочных эффектов, связанных с приемом препарата. Тем не менее необходимость в дополнительных рандомизированных плацебоконтролируемых продолжительных исследованиях эффективности фитотерапии у больных с симптомами нижних мочевых путей вследствие ДГПЖ представляется очевидной.


Заключение 
 
Длительное применение (в течение 48 мес.) препарата Простамол® Уно в дозе 320 мг/сут способствует достоверному уменьшению симптомов нижних мочевых путей у больных ДГПЖ и улучшению качества жизни по шкалам IPSS и QoL. Достигнутый терапевтический эффект сохраняется на протяжении всего периода лечения. Уменьшение субъективной симптоматики сопровождается улучшением уродинамических параметров, таких как максимальная скорость мочеиспускания и объем остаточной мочи. Таким образом, растительный препарат Простамол® Уно представляет собой эффективную альтернативу стандартному медикаментозному лечению ДГПЖ блокаторами альфа-рецепторов и ингибиторами 5-альфа-редуктазы. Учитывая высокую безопасность и переносимость, а также сохранение эффекта в течение длительного периода, применение препарата Простамол® Уно может быть постоянным и не ограниченным во времени. Это важно, поскольку ДГПЖ является хроническим прогрессирующим заболеванием, требующим постоянной медикаментозной терапии.
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: заболевания предстательной железы, гиперплазия простаты, урология
1. Гориловский Л.М., Зингеренко М.Б. Доброкачественная гиперплазия предстательной железы // Лечащий врач. 2003. № 7. С. 32–34.
2. Jacobsen S.J. et al. New diagnostic and treatment guidelines for benign prostatic hyperplasia. Potential impact in the United States // Arch. Intern. Med. 1995. Vol. 155 (5). P. 477–481.
3. Avins A.L., Bent S. Saw palmetto and lower urinary tract symptoms: what is the latest evidence // Curr. Urol. Rep. 2006. Vol. 7 (4). P. 260–265.
4. Krzeski T. et al. Combined extracts of Urtica dioica and Pygeum africanum in the treatment of benign prostatic hyperplasia: double-blind comparison of two doses // Clin. Ther. 1993. Vol. 15 (6). P.1011–1020.
5. Tacklind J. et al. Serenoa repens for benign prostatic hyperplasia // Cochrane Database Syst. Rev. 2009. Vol. 15. CD001423.
6. Sinescu I. et al. Long-term efficacy of Serenoa repens treatment in patients with mild and moderate symptomatic benign prostatic hyperplasia // Urol. Int. 2011. Vol. 86 (3). P. 284–289.
7. Мазо Е.Б., Попов С.В. Опыт применения препарата Простамол® Уно в России при лечении доброкачественной гиперплазии предстательной железы и хронического простатита // РМЖ. 2008. Т. 16. № 14. С. 972–976.
8. Аляев Ю.Г. и соавт. Использование препарата Простамол® Уно («Берлин-Хеми», Германия) у больных гиперплазией предстательной железы // Врачебное сословие. 2006. № 7. С. 24–28.
9. Аляев Ю.Г. и соавт. Экстракты Serenoa repens в лечении аденомы предстательной железы и хронического абактериального простатита: результаты краткосрочных (3-месячных) курсов лечения // Урология. 2007. № 2. С. 80–82.
10. Трапезникова М.Ф. и соавт. Применение препарата Простамол Уно в лечении пациентов с доброкачественной гиперплазией простаты и хроническим простатитом // Врачебное сословие. 2007. № 3. С. 42–43.
11. Дмитриев Д.Г. Опыт длительного применения препарата Простамол Уно у больных доброкачественной гиперплазией предстательной железы // РМЖ. 2006. Т. 14. № 12. С. 921–924.
12. Аляев Ю.Г. и соавт. Пятилетний опыт лечения Пермиксоном (Serenoa repens, Pierre Fabre Medicament) больных гиперплазией простаты // Урология. 2002. № 1. С. 23–25.
13. Винаров А.З. и соавт. Результаты трехлетнего клинического исследования по изучению эффективности и безопасности препарата Простамол Уно у больных с начальными проявлениями аденомы предстательной железы и риском прогрессирования // Урология. 2010. № 6. С. 3–10.
ИНСТРУМЕНТЫ