Робот-ассистированная эндовидеохирургия
Начнем с истории развития робот-ассистированной хирургии в мире и о том, что произошло в России за последние 5 лет использования робототехники. А также о том, каково возможное будущее использования робот-ассистированной хирургии в РФ.
В начале 1990-х в США началось развитие робот-ассистированной хирургии для нужд американской армии и для различных космических исследований. Были построены роботы, которые могли дистанционно проводить операции на человеческом теле. Тогда они состояли из сложных дисплеев и сложных приборов для управления – в этом не было никакого удобства и комфорта для врача. Но все-таки проводить операции с такими роботами было уже возможно. В 2001 году состоялась дистанционная операция США–Европа.
В 2000 году система da Vinci впервые в мире появилась в больнице. Случилось это в Германии, потому что в США сертификации тогда еще просто не было. Итак, первый американский робот начал работать в Европе. Это была система da Vinci первого типа, который сейчас называется «Стандарт». Сегодня система позволяет сотрудничать двум врачам во время одной операции, так что робот – это уже не только технологическое оборудование, но и средство, объединяющее несколько людей.
Робот никогда не является самостоятельным оборудованием, он всегда окружен рядом других систем, которые поддерживают его деятельность. Например, это может быть робот-центр в большой университетской больнице. Нужно очень хорошо подготовить бригаду. И, конечно, должна быть техническая поддержка со стороны производителя: например, частые поставки центра робот-ассистированной хирургии (это множество так называемых роботических инструментов). Комплексный центр, который включает в себя робота da Vinci, может существовать во многих вариантах. Их можно составлять в больнице. Цена варьируется от 3 до 5 миллионов евро.
Каково нынешнее состояние робот-ассистированной хирургии в РФ? В 2006 году в Санкт-Петербурге впервые удалось провести симпозиум по робот-ассистированной хирургии для российских врачей. Результат сложных переговоров: в 2007 году установили первого робота da Vinci в областной больнице города Екатеринбурга. Губернатор Свердловской области Эдуард Россель принял решение поддерживать робот-ассистированную хирургию в Екатеринбурге. Потом мы пригласили иностранных специалистов для сотрудничества с российскими врачами. 4 октября 2007 года в Екатеринбурге состоялась первая совместная операция, проведенная при сотрудничестве российских и иностранных врачей. Постепенно возник интерес у многих российских специалистов, которые выступали на международных конгрессах. В частности, у группы под руководством профессора Дмитрия Юрьевича Пушкаря. В 2008 году состоялся европейский конгресс по робот-ассистированной урологии. В 2008 году мы пригласили всемирно известного американского уролога Vipul Patel, работающего на роботах. Вместе с профессором Пушкарем они провели первую простатэктомию в городской клинической больнице № 50 Москвы. Вас, конечно, интересуют, каковы были результаты этой операции? Все прошло хорошо! Это была первая операция, за которой последовали много-много других.
Несколько слов о нынешнем состоянии робот-ассистированной хирургии в РФ. В настоящий момент на территории России используется 6 высокотехнологичных роботов этой марки, которые установлены в ведущих медицинских центрах в Москве, Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийске и Екатеринбурге. На 1 марта 2010 года было проведено 436 операций. Наибольшее количество операций состоялось в Москве, в больнице № 50, где работает профессор Дмитрий Пушкарь, и в Национальном Медико-хирургическом центре имени Н.И. Пирогова.
Однако я хотел бы сравнить ситуацию в России с состоянием робот-ассистированной хирургии в мире. Здесь существует большой разрыв! По сравнению с мировым положением дел в этой области в России мало больниц, где используются роботы. Сейчас в мире более ста больниц, где роботов больше чем один. С США я сравнивать не буду. В развитых странах Европы сейчас есть один робот на 500 тысяч жителей. У нас, в Чешской республике, 9 роботов и 220 систем. Так что в России существует много возможностей для развития робот-ассистированной хирургии: есть большой потенциал для ваших замечательных хирургов. Еще большее число врачей могло бы в ближайшее время включиться во всемирную программу робот-ассистированной хирургии благодаря установке новых систем da Vinci в РФ. Сейчас я сотрудничаю со многими российскими центрами, где в будущем есть возможность развивать робот-ассистированную хирургию. Сотрудничаем мы и на уровне Министерства здравоохранения и соцразвития РФ, и на уровне региональных властей. Уже сейчас в соответствующих документах Министерства здравоохранения и соцразвития РФ составлена программа по развитию робот-ассистированной хирургии. Официальные закупки проводятся в рамках открытых тендеров по программе по приоритетным видам медицинского оборудования.
Мы смотрим в будущее. И готовы совместно с российскими специалистами, Министерством здравоохранения и соцразвития РФ разрабатывать программу робот-ассистированной эндовидеохирургии. Это программа может стать составной частью комплексного лечения онкологических заболеваний. В рамках этой программы мы хотели бы разработать национальные сети, национальную программу развития робот-ассистированной хирургии. По предварительным предположениям и расчетам, в рамках первого этапа (2008-2012 гг.) национальная сеть должна будет содержать целых 46 центров. Однако это число все равно не достигает уровня мирового развития роботических центров. Тем не менее в рамках первого этапа это могло бы покрыть первоначальные потребности российских пациентов. Такова нынешняя ситуация и перспективы развития робот-ассистированной хирургии в России.
Роботические операции: зачем и кому?
Хирургические операции с использованием робота обладают рядом преимуществ перед традиционной открытой радикальной простатэктомией: сокращается продолжительность операции и послеоперационный период, достигается минимальная болезненность, снижается риск инфицирования раны и необходимость переливания крови, уменьшается риск осложнений. В сравнении с лапароскопией робот da Vinci предоставляет хирургам улучшенные манипуляционные возможности, обеспечивает высокую точность и эргономический комфорт. Для хирурга речь идет о революции, когда он лично не стоит над оперируемым пациентом, а сидит за расположенной на расстоянии нескольких метров консоли управления.
Высокие технологии в медицине развиваются семимильными шагами, особенно это касается хирургии. То, что раньше казалось недостижимым – эргономический комфорт при проведении операций и многократное увеличение хирургических возможностей, – сегодня становится реальностью.
Описание технического оборудования da Vinci: оперирующий врач управляет с управляющей консоли консолью оперативной, которая имеет четыре роботических плеча со сменными лапароскопическими инструментами (EndoWrist) и оптикой, предоставляющей 3D-изображение в качестве HD. Третья составная часть технического оборудования da Vinci – контрольная башня, содержащая процессор изображения, источник света и устройство памяти. Вся система позволяет создать интуитивный интерфейс с превосходными хирургическими возможностями. Производитель роботической системы da Vinci удовлетворен, что он уже сейчас посредством первых 6 установленных систем присутствует в Российской Федерации.
Благодаря государственной поддержке, осуществляемой в рамках Национального проекта «Здоровье», у перспективной робот-ассистируемой медицины в России есть будущее. Я вам честно скажу: то, как работает Министерство здравоохранения и соцразвития РФ сегодня, – так оно не работало никогда. И мы возлагаем огромные надежды на развитие робот-ассоциированной хирургии в нашей стране.
Однако надо отметить, что мы говорим с вами об абсолютно нетипичной для России ситуации. Когда наши иностранные коллеги показывают нам роботические программы, рассказывают о роботических центрах, мы должны понимать, что у нас совершенно особая подготовка врачей. Мы одна из немногих стран мира, где общая подготовка специалистов значительно слабее, чем в Европе и США. Это недопустимо! Сколько урологов в России владеют лапароскопическим вмешательством? Большинство врачей-урологов не владеют лапароскопией. Отечественных специалистов в этой области можно пересчитать по пальцам.
Мы хотим, чтобы подготовка врачей-урологов составляла 4-5 лет. На это требуются огромные финансы. Мы готовы платить. Россиян осталось всего 140 миллионов человек на 11 часовых поясах. Что будет, если мы не вложим деньги в лечение тех миллионов людей, которые болеют?
Огромная проблема, с которой мы столкнулись, – это незнание английского языка медперсоналом. Медсестры московской городской клинической больницы № 50, где я работаю, не владели английским языком. Вы понимаете, какая это проблема? Их же нужно было научить работать с роботом. Пришлось несколько раз отправлять медсестер за границу, чтобы они научились владеть этой машиной.
Владимир Путин назвал инновационные направления в нашей стране важными областями развития. «Россия, вперед!», – сказал президент РФ Дмитрий Медведев. Это потрясающе – быть частью этого. Необходимо, чтобы обычный человек в стенах маленького кабинета, где принимают решения, открыл газету и понял, что с тем вопросом, который мы сегодня обсуждаем, надо работать, потому что он может коснуться его родных и его самого. Это может коснуться каждого!
Есть понятие в урологии «Trifecta» – это идеальная ситуация. Мы избавляем больного от рака простаты, сохраняем пациентам удержание мочи и эректильную функцию. Могли ли мы об этом говорить еще какое-то время назад? Конечно, нет.
2007 год – это переломный год, когда в России появилась первая система. Я считаю, Министерство здравоохранения и соцразвития РФ поступило верно, что 4 года отказывало мне в покупке системы. Мне говорили: «Давайте подождем, будем использовать уже апробированную систему».
Хотя неплохо было бы иметь ее 9 лет назад…
Наш коллектив был в Страсбурге – смотрел, учился, как использовать инструменты, с которыми мы сегодня работаем – они все с пятикопеечную монетку. На сегодня мы сделали 110 операций. В основном (на 90%), мы выполняем операции на простате, хотя делали и несколько операций на почке.
Мы оперировали много близких людей и друзей – все прошло хорошо. Это очень важно и очень ответственно. Вы будете спрашивать, как быстро можно этому научиться? Я вам скажу честно, это зависит от многих факторов.
Это по-настоящему миллиметровая хирургия.
Мы хотим иметь возможность в будущем создать свою базу данных по операциям на простате с применением роботов da Vinci в России. Я знаю, что в нашей стране мы должны ориентироваться на наших больных и стремиться помогать им так, как они этого заслуживают.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.