Введение
Доброкачественная гиперплазия предстательной железы (ДГПЖ) – одно из самых распространенных заболеваний среди мужчин среднего, пожилого и старческого возраста. ДГПЖ встречается у 70–75% пациентов старше 60 лет и у 85–90% старше 80 лет и характеризуется нарушениями мочеиспускания, увеличением предстательной железы, инфравезикальной обструкцией. Известно, что приблизительно у 25% мужчин старше 50 лет с нарушениями мочеиспускания, обусловленными ДГПЖ, заболевание выраженно прогрессирует, что приводит к необходимости оперативного лечения [1]. Критериями прогрессирования являются: степень снижения максимальной скорости потока мочи, увеличение объемов остаточной мочи и предстательной железы, возраст мужчины, уровень простатического специфического антигена. Оценку больными симптомов по Международной шкале оценки симптомов заболеваний предстательной железы (International Prostate Symptom Score – IPSS) также считают важным признаком прогрессирования ДГПЖ [2].
На сегодняшний день при терапии ДГПЖ с умеренными и выраженными нарушениями мочеиспускания успешно применяют альфа-1-адреноблокаторы. Альфа-1-адреноблокаторы блокируют постсинаптические адренорецепторы шейки мочевого пузыря, гладкомышечного сфинктера уретры, конкурируя с норадреналином и вызывая их расслабление. У больных ДГПЖ эти препараты ликвидируют повышенный тонус гладкой мускулатуры стромы предстательной железы, что позволяет устранить динамический компонент инфравезикальной обструкции.
Адренорецепторы – рецепторы к адренергическим веществам. Реагируют на адреналин и нор-адреналин. Выделяют несколько групп рецепторов, которые различают по опосредуемым эффектам, локализации, а также аффинитету к различным веществам: альфа-1-, альфа-2-, бета-1-, бета-2-, бета-3-адренорецепторы.
Альфа-1- и бета-1-рецепторы локализуются в основном на постсинаптических мембранах и реагируют на действие норадреналина, выделяющегося из нервных окончаний постганглионарных нейронов симпатического отдела.
Кратко охарактеризовать значение альфа-1-адренорецепторов можно следующим образом: локализуются в артериолах, их стимуляция приводит к спазму артериол, повышению давления, снижению сосудистой проницаемости и уменьшению экссудативного воспаления. Эпинефрин и норадреналин являются лигандами для альфа-1-, альфа-2- или бета-адренергических рецепторов. С альфа-1-адренергическим рецептором связывается альфа-субъединица Gq, что способствует повышению внутриклеточной концентрации ионов кальция и, например, сокращению гладкой мускулатуры. Учитывая широкую распространенность адренорецепторов в организме, модуляция их активности приводит к разнообразным эффектам, в частности к гипотензивным у альфа-1-адреноблокаторов. В связи с этим прием альфа-1-адреноблокаторов в некоторых случаях позволяет уменьшить дозы антигипертензивных препаратов, в то же время лекарственные средства этой группы следует назначать с осторожностью у больных с недостаточностью мозгового кровообращения.
Альфа-1-адреноблокаторы относятся к препаратам первой линии лечения больных с точки зрения улучшения мочеиспускания, качества жизни и адаптации больных в условиях социальной действительности. Клинический эффект проявляется в облегчении начала мочеиспускания, уменьшении объема остаточной мочи. Данные препараты снижают частоту острой задержки мочи и необходимость оперативного вмешательства. Эффект от начатой терапии альфа-1-адреноблокатором развивается через три-четыре дня, достигая своего максимума к концу одной-двух недель лечения, и поддерживается при длительном приеме. Нежелательные явления представлены в основном ортостатическими реакциями (гипотензия) и ретроградной эякуляцией. Препараты этой группы существенно не отличаются по степени выраженности клинического действия.
Одним из часто назначаемых препаратов этой группы является тамсулозин. По химической структуре данный препарат отличается от предшественников тем, что не относится к производным квиназолона, а представляет собой метоксибензена сульфонамид (рисунок).
Сродство данного препарата к подтипу альфа-1А-адренорецепторов существенно выше, чем у производных квиназолона (в 10–300 раз). Тамсулозин имеет двенадцатикратный показатель связывания с рецепторами предстательной железы в сравнении с рецепторами аорты, что обусловливает значительное уменьшение гипотензивного эффекта препарата по сравнению с адреноблокаторами-предшественниками. Важное терапевтическое преимущество тамсулозина заключается в отсутствии необходимости титрования дозы. Данный препарат имеет лучшее соотношение эффективности/переносимости и оказывает минимальное негативное влияние на сердечно-сосудистую систему [3–7].
Результаты проведенных зарубежных и отечественных клинических исследований подтверждают эффективность и высокий профиль безопасности тамсулозина при лечении нарушений мочеиспускания у больных ДГПЖ.
Значение тамсулозина в лечении нарушений мочеиспускания у больных доброкачественной гиперплазией предстательной железы
P. Abrams и соавт. (1995) назначали тамсулозин по 0,4 мг в день в течение 12 недель больным с ДГПЖ. В результате было установлено, что применение данного препарата обусловливало увеличение максимальной скорости потока мочи с 10,7 до 12,1 мл/с, объема выделенной мочи с 270 до 285 мл, уменьшение времени мочеиспускания с 58,1 до 52,9 с и объема остаточной мочи с 100,7 до 79,1 мл. Авторы регистрировали снижение показателя общей суммы симптомов на 35,8% [8].
C. Chapple и соавт. (1996) отметили, что при приеме данного препарата быстро улучшаются не только субъективные, но и объективные симптомы заболевания, особенно показательно увеличивается максимальная скорость потока мочи [9]. Результаты вышеуказанных исследований эффективности тамсулозина у больных ДГПЖ иллюстрирует таблица.
Результаты многочисленных клинических исследований, проведенных в соответствии с принципами доказательной медицины, свидетельствуют о том, что альфа-1-адреноблокаторы сохраняют высокую эффективность при длительном применении. Следует отметить: эффективность этих препаратов не зависит от размера предстательной железы, а переносимость такого лечения обычно очень хорошая даже при долгосрочной терапии.
Проблема проведения длительной и безопасной терапии нарушений мочеиспускания у больных ДГПЖ с учетом ее прогрессирующего характера течения продолжает оставаться актуальной и обусловливает необходимость изыскания новых путей ее решения. В этой связи несомненный интерес представляет изучение возможностей комбинированной терапии. Как правило, комбинированная терапия назначается для того, чтобы повысить эффективность лечения, а в ряде случаев и улучшить его переносимость. Основной целью применения сочетания препаратов является оптимизация фармакотерапии и расширение ее границ [11]. Необходимо отметить: при назначении комбинированной медикаментозной терапии всегда следует учитывать фармакологические свойства каждого из ее компонентов.
В контексте проблемы лечения ДГПЖ после купирования нарушений мочеиспускания больным с факторами риска прогрессирования данного заболевания впоследствии целесообразно присоединять патогенетическую терапию. В этой связи особый интерес представляют результаты исследований по изучению возможностей комбинированной терапии тамсулозином в сочетании с ингибитором 5-альфа-редуктазы.
Целью широкомасштабного исследования COMBAT (n = 4844) являлась сравнительная оценка влияния комбинированной терапии дутастеридом и тамсулозином, монотерапии данными препаратами при нарушениях мочеиспускания, риска развития острой задержки мочи и необходимости оперативного лечения ДГПЖ [12]. Критериями включения служили возраст старше 50 лет, сумма баллов по шкале IPSS 12 и более, объем простаты по данным трансректального ультразвукового исследования 30 см3 и более, уровень общего простатического специфического антигена 1,5 нг/мл и более, максимальная скорость потока мочи от 5 до 15 мл/с при объеме мочеиспускания 125 мл и более. После двух лет лечения динамика снижения показателя IPSS в группах комбинированного лечения и тамсулозина составила -1,8 балла, а в группах комбинированного лечения и дутастерида – -1,3 балла. Различия эффективности комбинированного лечения и дутастерида становились значимыми после трех месяцев исследования, а комбинированного лечения и тамсулозина – через девять месяцев. Показатель качества жизни снизился в группах комбинированного лечения, дутастерида и тамсулозина на 1,4, 1,1 и 1,1 балла соответственно. Общий объем предстательной железы после 24 месяцев лечения уменьшился на 26,9 ± 0,62% в группе комбинированного лечения, на 28,0 ± 0,61% в группе дутастерида и на 0 ± 0,84% в группе тамсулозина. Динамика объема переходной зоны предстательной железы составила соответственно -23,4 ± 5,63%, -22,8 ± 5,86% и 8,8 ± 8,22% (различия между группами комбинированного лечения и дутастерида статистически незначимы).
У мужчин со средневыраженными и тяжелыми нарушениями мочеиспускания, связанными с увеличением предстательной железы, комбинированное лечение позволяет достичь существенной регрессии симптоматики, увеличения максимальной скорости потока мочи и улучшения качества жизни в целом по сравнению с аналогичными показателями при монотерапии дутастеридом (начиная с третьего месяца) или тамсулозином (начиная с девятого месяца) при хорошей переносимости лечения. В данном исследовании после четырех лет комбинированной терапии отмечено снижение относительного риска развития острой задержки мочи и проведения хирургического лечения на 65,8% по сравнению с тамсулозином и на 19,6% по сравнению с дутастеридом. Различия в частоте возникновения острой задержки мочи и проведения хирургического лечения начали наблюдаться с восьмого месяца терапии.
Таким образом, назначение комбинированной терапии тамсулозином в сочетании с ингибитором 5-альфа-редуктазы целесообразно у пациентов с высоким риском прогрессирования заболевания. Комбинированная терапия у таких больных позволяет отсрочить или в части случаев предотвратить развитие ряда осложнений ДГПЖ [13].
Особую важность представляют результаты исследований по изучению эффективности и безопасности терапии альфа-1-адреноблокаторами в сочетании с М-холиноблокаторами у больных ДГПЖ и гиперактивным мочевым пузырем. Опубликованы результаты не менее девяти исследований эффективности комбинированного лечения альфа-блокаторами и антагонистами мускариновых рецепторов у взрослых мужчин с нарушениями мочеиспускания. Самое длительное исследование проходило в течение 25 недель, средняя продолжительность исследований составила всего 4–12 недель.
В 2006 г. были представлены результаты плацебоконтролируемого рандомизированного исследования TIMES, в котором была показана эффективность сочетания альфа-1-адреноблокатора и М-холиноблокатора у 879 мужчин с симптомами гиперактивного мочевого пузыря: учащенными (> 8 раз/сут) и императивными (> 3 эпизодов) мочеиспусканиями [14]. При проведении данного исследования больные были рандомизированы в четыре группы: плацебо, тамсулозин, толтеродин быстрого высвобождения, тамсулозин в комбинации с толтеродином. При первичной оценке результатов терапии 80% больных, получавших тамсулозин в комбинации с толтеродином, отметили клиническое улучшение. В группах монотерапии уменьшение симптомов наблюдалось в 71% случаев при приеме тамсулозина, 65% – при приеме только толтеродина и 62% – при приеме плацебо. Комбинированная терапия также показала преимущества в отношении уменьшения императивных позывов и связанных с ними эпизодов недержания мочи, количества суточных мочеиспусканий, показателей шкалы IPSS. Кроме того, при комбинированной терапии зарегистрировано значительное улучшение качества жизни. Ранее применение М-холиноблокатора у больных ДГПЖ считалось неоправданным из-за возможного риска развития задержки мочи вследствие снижения сократительной способности детрузора. Исследование TIMES продемонстрировало, что у больных ДГПЖ, исходно не имеющих количества остаточной мочи более 200 мл, риск развития острой задержки мочи при терапии М-холиноблокатором не превышает такового в группе плацебо.
Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что у больных ДГПЖ в сочетании с симптомами гиперактивного мочевого пузыря комбинированная терапия альфа-1-адреноблокатором и М-холиноблокатором не только эффективно уменьшает нарушения мочеиспускания, но и хорошо переносится больными.
Учитывая патогенетическую направленность действия растительных препаратов на основе Serenoa repens, обладающих в отличие от ингибиторов 5-альфа-редуктазы высоким профилем безопасности, представляется перспективным проведение клинических исследований эффективности и профиля безопасности сочетания альфа-1-адреноблокаторов и препаратов растительного происхождения в лечении нарушений мочеиспускания у больных с прогрессированием ДГПЖ.
В Научно-исследовательском институте урологии (Москва) было проведено исследование эффективности и безопасности комбинированной терапии ДГПЖ альфа-1-адреноблокаторами и блокаторами 5-альфа-редуктазы растительного происхождения [15]. В исследовании принимали участие 60 мужчин в возрасте 45–78 лет с умеренными или выраженными симптомами ДГПЖ. Все больные получали комбинированную терапию экстрактом Serenoa repens в дозе 320 мг и тамсулозином в дозе 0,4 мг один раз в сутки в течение трех месяцев. После проведенного трехмесячного курса комбинированной терапии отмечено достоверное снижение среднего балла симптомов ДГПЖ, уменьшение индекса IPSS на 41%, индекса качества жизни на 68,5%, объема простаты на 10% и остаточной мочи на 65%. Впоследствии 28 больных продолжили прием этих двух препаратов. После девяти месяцев лечения отмечено снижение индексов IPSS и качества жизни более чем у 87% больных. Следует отметить, что показатель качества жизни улучшился после трех месяцев комбинированного лечения.
Получение и анализ результатов будущих, проведенных с соблюдением принципов доказательной медицины исследований сочетания альфа-1-адреноблокаторов и препаратов растительного происхождения (Serenoa repens), возможно, позволят внести коррективы в общепринятые схемы и сроки терапии данной категории больных.
Таким образом, в настоящее время определены клиническая эффективность и высокий профиль безопасности альфа-1-адреноблокатора тамсулозина как средства монотерапии, так и в его сочетании с другими лекарственными препаратами при нарушениях мочеиспускания, обусловленных ДГПЖ.
Заключение
Представленные результаты исследований эффективности и профиля безопасности тамсулозина при ДГПЖ с нарушениями мочеиспускания свидетельствуют о его широких терапевтических возможностях как в режиме монотерапии, так и совместно с другими лекарственными средствами у больных данной категории. В настоящее время в практическом здравоохранении России успешно применяется наиболее экономически доступный генерический препарат тамсулозина – Профлосин®. Доказанная эффективность, отсутствие необходимости подбора дозы наряду с хорошей переносимостью тамсулозина при длительном приеме обусловливают возможность долговременного его применения при ДГПЖ с нарушениями мочеиспускания.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.