количество статей
6682
Загрузка...

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ: ОТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ – К ТОТАЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ?

Московские аптеки | 03.09.2013

По социальным сетям ходит фотография смешного объявления в одной из поликлиник. В объявлении написано: «Запись к терапевту через Интернет проводится в регистратуре в понедельник, среду и пятницу с 10:00 до 18:00. При себе нужно иметь паспорт и полис ОМС». Несмотря на все разговоры об информатизации здравоохранения, пациентам приходится по-прежнему стоять в очереди.

Во многих государственных поликлиниках не всегда можно записаться к врачу даже по телефону. Пациенты приходят в регистратуру к 7–8 утра в определенный день и, отстояв немалую очередь, получают направление на прием специалиста – без указания времени,  в порядке живой очереди. Если доктор принимает в тот же день, больному  придется приезжать в поликлинику дважды. И дважды провести время в очереди: вначале – записаться на прием врача, затем – получить у него консультацию.

Проблемы очередей и не только намечено было решить еще с 2004 года на государственном уровне посредством информатизации здравоохранения – введение электронного документооборота ЛПУ и электронных медицинских карт пациента. Сейчас заговорили о Единой государственной информационной системе здравоохранения. Видимо, объявленная реформа здравоохранения без информатизации никак не реализуется. Взаимопонимание врача и пациента должна наладить  вычислительная техника.

В настоящее время информатизация процесса регистрации и лечения пациентов успешно применяется в ряде частных поликлиник. У каждого врача в кабинете есть компьютер. В электронную медкарту пациента стекаются данные осмотров специалистами и их назначений, результаты анализов и исследований, регистрационные данные по записи на прием к врачу. Нет бумажных медкарт – виртуальная карта пациента доступна всем специалистам поликлиники, в случае необходимости сделать выписку – ее распечатывают из электронной медкарты. Никаких бумаг, никаких ожиданий доставки медкарты в кабинет врача из регистратуры. Время заполнения результатов осмотра пациента значительно меньше, чем писать рукой. Фильтры поиска по датам, специалистам, обследованиям и анализам  облегчают лечащему врачу обобщить данные  и поставить правильный диагноз.

В государственных  медучреждениях запись на прием врача по-прежнему ведется в регистратуре, за редким исключением – по телефону. Терминалы для электронной записи одиноко стоят в холлах многих поликлиник, а у знакомых всем окошек регистратуры выстраиваются очереди. При этом бюджеты на такую «информатизацию» ежегодно увеличиваются, даже несмотря на сокращение расходов на здравоохранение. Куда исчезают «информатизационные» деньги – недоумевают даже депутаты. А эксперты-аналитики заключают: средства тратятся на покупку компьютеров, создание серверов и сетей, а реальные потребности медиков при этом никто не учитывает. В клиниках, где общение врача с современной техникой превращается в «обязаловку», мониторы часто пылятся в дальнем углу кабинета. В организациях, где понимают, чем компьютер может быть полезен доктору, сотрудники с удовольствием работают с электронными медкартами.

Всеобщая информатизация здравоохранения пока что существует лишь на бумаге и в государственном бюджете, из которого каждый год уплывают все более крупные суммы. Лишь в 2014 г. планируют запустить в Москве пилотный проект – Единую медицинскую информационно-аналитическую систему (ЕМИАС). Разработчики обещают, что в ней появится функция контроля над врачами: программа будет отслеживать, правильно ли доктора назначают лекарства, и анализировать побочные реакции.

30 мая с.г. сенатор Руслан Гаттаров направил главе Минздрава Веронике Скворцовой План приоритетных действий по информатизации здравоохранения в РФ. Член Совета Федерации предлагает для начала переработать концепцию Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ). Ведь в нынешнем виде это – система для чиновника, а не для пациента и врача. В идеале ЕГИСЗ должна позволять пациенту смотреть свою медицинскую информацию из любой точки мира и получать консультации врача даже онлайн, когда это срочно необходимо. А врачу должны быть доступны все данные анализов и обследований пациента, чтобы в случае затруднений он мог в любой момент направить ее более опытному специалисту и попросить его помочь больному. Долгие поиски медкарт, очереди в регистратуре и запись к доктору на два месяца вперед вполне могут уйти в прошлое, если грамотно организовать процесс информатизации.

В числе идей Плана приоритетных действий – обучение врачей компьютерной грамотности, обязательные требования по оснащенности медучреждений вычислительной техникой, система поощрений для докторов и клиник, успешно освоивших компьютер. Профильным ведомствам предложено разработать правила электронного документооборота в медицинских учреждениях и дать электронным медкартам (ЭМК) полноценный юридический статус, чтобы пациент при необходимости мог предоставлять их даже в суде. Для удобства обмена информацией  выдвинута идея единого национального идентификатора пациентов – системы кодов наподобие ИНН.

Пока концепцию редактируют, попробуем разобраться, как она поможет врачу, пациенту и аптеке. Про запись на прием через Интернет мы уже говорили. Осталось только дождаться, когда программа заработает, и люди действительно смогут, не выходя из дома, записываться на консультацию к любому специалисту в любой поликлинике. Консультация врача онлайн – плюс, возможный, но весьма спорный. Даже имея все данные исследований пациента, многие врачи отказываются давать рекомендации, не видя самого больного и не говоря с ним. С их мнением трудно не согласиться – возможность врачебной ошибки слишком высока.

Польза информатизации для самих медицинских работников во многом очевидна. Врач получает полное право посвятить прием пациенту, а не заполнению медкарты. Но  Президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский замечает: если продолжать платить доктору за количество принятых пациентов, он по-прежнему будет стремиться «проконсультировать» человека за пять минут. Одновременно с информатизацией нужно изменить систему начисления заработной платы: важно не то, сколько пациентов принял врач, а лишь то, сколько времени он проработал.

Плюсы информатизации имеют значение только в одном случае: если врач располагает хорошей компьютерной программой. «Врачи печатают еще медленнее, чем пишут», – говорят противники «компьютеризации медицины». И уточняют: всех бабушек-терапевтов все равно не переучишь, лучше уж оставить все по-старому. А кто-то добавляет: если врач не хочет общаться с компьютером, его все равно не переубедишь. Сторонники информатизации уверены в обратном: врачи – практичные люди, и, как только они поймут, что нововведение экономит их время и силы, они сами, без принуждения, станут работать с электронными документами. Жизнь подтверждает это предположение: если в поликлинике удобная и понятная информационная система – доктора с удовольствием заполняют ЭМК и рекомендуют ее своим коллегам. Что касается обучения врачей – все зависит от того, как оно организовано. Как говорится, преподаватель, который ставит двойку студенту, ставит эту двойку себе. За то, что не смог заинтересовать и объяснить.

Кстати, а почему не подключить к единой информационной системе аптеку? В отношении рецептурных препаратов это позволило бы отказаться от бланков рецептов и ошибок при выдаче лекарства. Фармацевт видел бы и название назначенного лекарства, и его дозировку, а пациент не переживал бы насчет бланка, подевавшегося неизвестно куда. Правда, в такой системе практически не избежать создания единого национального идентификатора пациентов – того самого, на который указал в Плане приоритетных действий сенатор Гаттаров

Еще в 1998 году главный редактор МА, побывав в США, посетила небольшую drag story, хозяин которой, фармацевт по образованию, подробно рассказал про свою работу – значительная часть которой приходится на изучение назначений врачей для пациентов и расфасовка назначенных лекарств по удобным коробочкам с цветовыми индикаторами по дате и времени. Связь с врачами – через программу в компьютере, бумажных рецептов нет. Аптека обслуживает около 2000 местных жителей, данные диагноза и назначений которых хранятся в компьютере аптеки. Они защищены системой безопасности, а сам хозяин-фармацевт несет ответственность за неразглашение данных своих посетителей.

Идентификация человека – попытка государства знать все о своих гражданах.  Идентификатором может быть и ИНН, и номер социального страхового полиса, и номер полиса ОМС. Зачем еще вводить новый идентификатор пациента? Освоить бюджетные деньги? Например, социальный страховой полис является одним из главных документов идентификации человека в Европе и США. Безусловно, при стремлении государства к  единой систематизации данных на своих граждан, возникает вопрос об их сохранности и защите. Известны случаи «кражи личности» - номером страхового полиса человека пользуются мошенники, получающие доступ к личным счетам и собственности. Даже водительские права в США можно восстановить,  лишь назвав ФИО и номер страховки.

Инициаторы идеи ЕГИСЗ  объясняют необходимость введения идентификатора пациента тем, чтобы врачу было проще оказывать помощь человеку, приехавшему из другого города (а не отправлять его повторно на все обследования). Люди переместились через всю страну – вместе с ними переместилась и медкарта. Для информации нет ни границ, ни километров. Главное в этой ситуации – защитить врачебную тайну и «личное пространство» каждого человека, чтобы не было никакой возможности сопоставить информацию о заболеваниях пациента с персональными данными конкретного гражданина. В противном случае человек не сможет быть в безопасности.

Ассоциация развития медицинских информационных технологий не боится подобных последствий. Более того, она планирует превратить идентификатор пациента в общее досье гражданина. В АРМИТ полагают, что личный номер следует присвоить каждому, и, несмотря на сопротивление паспортной, пенсионной и прочих государственных систем, привязать к этому номеру все данные о человеке. Так национальный идентификатор пациента превратится в подробное досье на каждого. Зная код гражданина, любое заинтересованное лицо сможет узнать, где он учился, где живет, кем работает, какую зарплату получает, имеет ли кредиты, привлекался ли к административной ответственности… И все это «в дополнение» к информации для врача. Всеми сведениями о гражданине будут располагать и врач, и работодатель, и любой программист, которому зачем-то понадобилось изучить данные. Человек решит устроиться на работу, а возможный начальник заранее узнает о всех его заболеваниях... Быть может, сторонникам идеи стоит напомнить, что информатизация – система помощи врачу и пациенту, а не средство тотального контроля?

На первый взгляд задача информатизации здравоохранения в самом деле решит острые проблемы медицинской помощи, но при ближайшем рассмотрении грозящее нововведение может принести больше вреда, чем пользы. Польза будет лишь в том случае, если во главу угла поставлены будут интересы пациента и врача, а не чиновников от медицины и не очередной «распил» бюджетный средств. Информация – один из самых дорогих товаров. Из-за нее ведутся войны, как за территорию. Информация о человеке -  сильный рычаг в руках его недоброжелателей и не только. Базы данных о  паспортных данных, наличии собственности, вкладов, места проживания и работы, окладов, мобильных личных телефонов и прочее – расхожая информация, свободно реализуемая сейчас предприимчивыми  дельцами, способна нанести непоправимый ущерб человеку. В руках нечистоплотных информация о здоровье людей может оказаться бомбой…
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Социальные сети, информатизация, модернизация, запись к врачу, коррупция