Правительство вернуло антитабачную концепцию на 2018-2022 годы на доработку в Минздрав — документ не пропустил департамент социального развития кабмина. Претензии чиновников к представленным мерам по борьбе с курением носят по большей части технический характер. Зато недовольство представителей табачных компаний, озвученное практически одновременно, затрагивает принципиальные положения документа.
Доработка по техническим причинам
Возвращая документ разработчикам, Правительство высказало ряд юридических и технических замечаний. В частности, указало на то, что в концепции нет оценки эффективности её реализации и не обоснованы меры по усилению контроля за табачными изделиями. Также чиновники заметили, что в Минздраве не спрогнозировали «ожидаемые итоги реализации программы». Впрочем, случившееся вовсе не значит, что грядёт радикальный пересмотр антитабачной политики в стране, уверены парламентарии.
«Возвращение антитабачной концепции на доработку в Минздрав не значит, что от принятия этого документа вообще хотят отказаться. Это рабочий момент, — уверен первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Каграманян. — Большинство замечаний к концепции действительно носит технический характер. Существенным в данном случае я бы назвал лишь предложение представить дополнительную оценку эффективности предлагаемых к реализации мер».
По словам сенатора, действующее антитабачное законодательство доказало свою эффективность: с 2013 года количество курильщиков в стране сократилось с 39 до 30,9 процента. «По прогнозам Минздрава, к 2022 году от этой вредной привычки должны отказаться ещё пять процентов россиян», — отметил Игорь Каграманян в комментарии «Парламентской газете». И напомнил, что, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), с курением связано до десяти процентов преждевременных смертей в мире.
По сути, правила игры нам пытаются диктовать четыре американские табачные компании, которые завозят сюда неликвиды со всей планеты.
Парламентарий уверен, что содержащиеся в концепции требования обоснованны. «Это касается и введения ограничений на альтернативные способы доставки табака, и раскрытия информации о составе сигареты. Если человек курит, он должен знать, какие вредные вещества содержатся в сигарете», — перечислил он.
Важным разделом концепции остаются и меры, направленные на борьбу с пассивным курением. В частности, курить может быть запрещено в личных автомобилях — в том случае, если в них находятся дети. «Сначала это положение тоже вызвало бурное общественное обсуждение. Но теперь по тем откликам, которые я слышал, это нашло понимание у населения», — считает Каграманян.
Покупатель должен знать количество тяжёлых металлов в сигарете
А вот производители табачных изделий, как оказалось, логику Минздрава понимать отказались. В начале ноября они обратились к главе кабмина Дмитрию Медведеву с просьбой провести дополнительное обсуждение концепции. Особенное неудовольствие в отрасли вызвали предложения повысить акцизы на табак, раскрыть состав табачной продукции, ввести дополнительные ограничения на оборот вейпов, кальянов, электронных сигарет.
«Складывается впечатление, что табачники вообще потеряли чувство меры, — возмущается первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, экс-глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. — Они дошли до того, что утверждают, что содержание яда, которым наполнена сигарета, — это коммерческая тайна. А почему, спрашивается, люди не имеют права знать, что именно они употребляют? Это беспредел! Речь идёт о нарушении закона о защите прав потребителей, который предписывает, что гражданин должен знать, что он покупает, и принимать осмысленное решение».
При этом парламентарий указал на то, что в большинстве сигарет, представленных на рынке, «нет ни одного грамма российского табака». «По сути, правила игры нам пытаются диктовать четыре американские табачные компании, которые завозят сюда неликвиды со всей планеты и делают здесь сигареты, уходя из-под законодательства США, где бы с них три шкуры сняли за качество этих сигарет», — сказал Геннадий Онищенко.
Член Комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный констатировал: меры, которые предлагает Минздрав, стандартны для многих стран Западной Европы. «Одна из эффективных мер антитабачной политики — это повышение акцизов», — пояснил он.
При этом, по словам парламентария, увеличение акцизов надо сопоставить с акцизами тех стран, с которыми действует беспошлинная торговля. «Иначе получится, что, повышая акцизы для своих, мы способствуем массовому ввозу табачных изделий из Казахстана или Белоруссии», — отметил депутат.
Возвращение антитабачной концепции на доработку в Минздрав не значит, что от принятия этого документа вообще хотят отказаться. Это рабочий момент.
В то же время есть в среде парламентариев и противоположное мнение. Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников обратил внимание на то, что повышение акцизов уже привело к тому, что на рынке России в подавляющем большинстве остались лишь дорогие импортные бренды, «причём те, в которых табака не содержится, там содержится химия». «Отечественная табачная промышленность, по сути, была убита, и мы вынуждены курить дорогие импортные сигареты, — сказал он. — Получается, что мы поощряем американскую и японскую экономики и при этом травимся больше, чем если бы мы курили свои сигареты».
Учитывая это, было бы полезно обязать производителей табака публиковать информацию о химическом составе сигарет, уверен Сергей Калашников. «Нужно, чтобы они публиковали процентный состав синтетических ароматизаторов, количество тяжёлых металлов в сигарете», — предложил сенатор.