количество статей
6822
Загрузка...

«К сожалению, и в настоящее время пациенты умирают от голода»

www.remedium.ru | 01.11.2013
Эти слова признанного мирового эксперта в области лечебного питания профессора Любоша Соботки, руководителя клиники метаболической коррекции и геронтологии при медицинском факультете Карлова Университета в г. Градец Кралове (Чешская Республика), председателя Чешской Ассоциации парентерального и энтерального питания, члена совета по образованию Европейской Ассоциации Парентерального и Энтерального питания (ESPEN), кажутся невероятными в применении к современной медицинской практике.

Несмотря на то, что причина смерти пациента, порой, фиксируется совершенно иная - например, пневмония, или сердечная недостаточность, или присоединившеяся инфекция, все понимают, что истинная причина кроется в неспособности больного человека бороться с осложнениями из-за банального истощения организма. Это особенно актуально для онкобольных. Современное высокотехнологичное лечение, эффективно убивая раковые клетки, одновременно влияет и на иммунные клетки, вызывая так называемую иммуносупрессию, то есть снижение иммунитета. В этом случае любая, самая незначительная, инфекции, может стать фатальной для онкологического больного.

Профессор Соботка подчеркнул, что прослеживается прямая связь между количеством и тяжестью осложнений и недостаточностью питания: если больной в состоянии самостоятельно адекватно питаться, его шансы на выживание значительно выше, чем у того пациента, у которого аппетит снижен настолько, что он, фактически, голодает. Поэтому нутритивная поддержка больных с онкозаболеваниями с помощью специализированного лечебного питания необходима на всех этапах, в том числе до и после хирургического вмешательства, во время подготовки и получения лучевой или химиотерапии, а также в период реабилитации онкологических больных.

«В отечественной онкологической практике мы также сталкиваемся с большим количеством пациентов, которые нуждаются в специальном питании», - отметил директор МНИОИ им. Герцена Андрей Каприн в ходе встречи с Любошем Соботкой в сентябре 2013 года. «В нашей стране пока еще недостаточно фундаментальных работ по нутритивной поддержке в области онкологии. Поэтому здесь крайне полезна экспертиза мирового уровня. Институт активно сотрудничает с НИИ питания РАМН, работы ведутся под руководством академика РАМН, профессора Тутельяна В.А. Мы готовы на базе нашего института продолжить научную работу в данном направлении».

Что такое нутритивная поддержка? Это процесс обеспечения адекватного питания с помощью ряда методов, отличных от обычного приема пищи, включающих в себя парентеральное (внутривенное), энтеральное питание или их комбинацию. Ее цель – компенсация критической потери белка и энергии, жизненно необходимых для проведения адекватного лечения, реабилитации и повышения качества жизни пациента.

Недоедание встречается часто у пациентов с диагнозом «рак», примерно половина таких пациентов питается недостаточно. Почему так происходит? Прежде всего потому, что растущая опухоль влияет на весь организм больного человека, на все органы и системы, воздействуя, в том числе, и на аппетит, и вкусовые предпочтения. Кроме того, пациенты, испытывают побочные эффекты лучевой или химиотерапии – тошноту, рвоту, изменение вкуса.

Аппетит резко снижается, питание для такого больного становится настоящей проблемой. А если опухоль локализована непосредственно в одном из отделов пищеварительной системы, то нарушение функций ещё более выражено. В этом случае приём твёрдой пищи иногда становится просто невозможным. Итог – недоедание, нанося удар по ослабленному организму, может привести к быстро прогрессирующему истощению, невозможности осуществить адекватное лечение, а, значит, к преждевременному летальному исходу.

Становятся понятными слова, сказанные в унисон двумя профессорами: лечение истощенного больного дорого обходится не только пациенту, но и государству. Недостаточность питания приводит не только к снижению качества жизни больного человека, но и к росту затрат на здравоохранение. Когда терапия идёт без осложнений, которые, по мировой статистике, крайне часто связаны с недоеданием, то и затраты на лечение гораздо меньше.

Ослабленный, истощенный болезнью и тяжелой операцией больной не имеет сил бороться даже с очень простой, банальной инфекцией. Вот тогда и разгорается «пожар» в виде пневмонии, нагноения швов, пролежней и т.д. Каждое из этих грозных осложнений требует дополнительного лекарственного обеспечения, например, дорогих антибиотиков, дополнительных дней, а иногда недель пребывания пациента на больничной койке, дополнительного времени и сил медперсонала. В результате получается вполне внушительная дополнительная сумма, которой можно легко избежать, если просто вовремя и правильно питать больного.

Профессор Андрей Каприн подтвердил, что его практика лечения онкологических пациентов это полностью подтверждает: «Когда мы начинаем лечение химиопрепаратами, то иногда видим, что не можем продолжить терапию из-за ослабленного состояния больного - имеет место «эффект бумеранга». Мы вынуждены прекратить терапию и, таким образом, все прежние затраты на лечение пациента фактически загубить. Резкое ухудшение наступает очень часто именно после третьего курса химиотерапии, когда отступать некуда, но мы вынуждены это делать из-за плохого общего состояния пациента. Но лечение больного не будет эффективно. Это значит, что мы, вынужденно прервав лечение, затем должны изменить план терапии».

Любош Соботка делает однозначный вывод: «Если мы начнём нутритивную поддержку с самого начала, добавив некую дополнительную стоимость к стоимости лечения, и не допустим ослабления организма, то это будет значительно дешевле, чем лечить осложнения». Вынужденная отмена назначенного лечения в связи с потерей веса и общим истощением – это не только угроза быстрого прогрессирования опухолевого процесса, но и потеря уже затраченных огромных средств на терапию.

У многих специалистов, и у чиновников от медицины, особенно тех, которые отвечают за расчет стоимости лечения пациентов, может возникнуть вопрос: «Действительно ли специализированное питание может положительно повлиять на лечение?» В ходе беседы профессор Соботка привёл данные исследований 90-х годов, которые сравнивали состояние пациентов, получавших специализированное питание, и тех пациентов, кто его не получал.

При этом эксперт подчеркнул, что в настоящее время оценка влияния нутритивной поддержки оценивается ретроспективно, и сравнительные исследования в области питания не проводятся по этическим соображениям: «Мы не можем кормить одних пациентов и не кормить других, ожидая, что они умрут, и таким образом будет доказано, что питательная поддержка необходима». Во многих странах Европы нутритивная поддержка включена в схему лечения онкобольных и компенсируется по разным схемам, например, в Великобритании, Голландии, Германии до 100%. В Чехии, с недавнего времени страховые компании частично компенсируют затраты на энтеральное питание, назначенное врачом.

В России пока ситуация иная. На секции «Роль специализированного питания в лечебном процессе онкологического пациента» в рамках недавно прошедшего 8-го Всероссийского съезда онкологов, была принята резолюция, констатирующая, что процессы внедрения нутритивной поддержки онкологических больных в нашей стране недостаточно эффективны. В связи с этим предлагается включить специализированное лечебное (энтеральное) питание в обязательном порядке в федеральные стандарты оказания помощи онкологическим больным на всех этапах лечения, а также в программу дополнительного лекарственного обеспечения.

Если мнение российских онкологов будет услышано, и обеспечение онкобольных лечебным питанием будет закреплено на законодательном уровне, выиграют все: и пациенты, шансы которых перенести агрессивное лечение и избежать осложнений возрастут, и бюджет страны. Включение специализированного питания в обязательные стандарты лечения онкобольного позволит государству избежать крупных трат на тяжелую и дорогостоящую борьбу с осложнениями, не говоря уже о невосполнимых потерях – человеческих жизнях.
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гастроэнтерология, химиотерапия, энтеральное питание, истощение, голод, здравоохранение