количество статей
6682
Загрузка...

Комбинированная терапия мигрени у подростков оказалась эффективной

http://www.univadis.ru/ | 13.01.2014
Результаты исследования, полученные доктором Скотом Пауэрсом (Scott W. Powers) и его коллегами из медицинского цента детской больницы Цинциннати, свидетельствуют о том, что у детей 10-17 лет, получавших вместе с медикаментами когнитивную терапию, за месяц было на 4,7 дня с головной болью меньше (95% ДИ 1,7-7,7, P=0,002), чем у тех, кто кроме медикаментов обучался в школе головной боли.

Как сообщили ученые в Journal of the American Medical Association, у двух третей детей, получавших когнитивную терапию, отмечено минимум 50% снижение количества дней с головной болью в месяц, по сравнению с 36% у слушателей обучающей программы. По их мнению, полученные результаты свидетельствуют об эффективности когнитивно-поведенческой терапии в лечении хронических мигреней у детей и подростков.

В редакционной сопроводительной статье доктор Майкл Коннели (Michael Connelly) из детской больницы Мерси в Канзас Сити, штат Миссури (Children's Mercy Hospital in Kansas City, Mo.) согласился с этим утверждением, но добавил, что будет трудно внедрить эти результаты в широкую клиническую практику, поскольку «подросток, обратившийся за медицинской помощью по поводу головной боли, вряд ли последует совету обратиться к психотерапевту». Действительно, в исследовании согласились участвовать мене половины обследованных изначально пациентов.

Поэтому Коннели считает, что у многих, если не у большинства клиницистов не хватит времени или умения для адекватного объяснения рациональности когнитивно-поведенческой терапии членам семьи и детям, а из-за проблем с возмещением расходов и других препятствий, связанных с системой оказания медицинской помощи, такое лечение оказывается недоступным многим пациентам. Он предположил, что в решении проблемы могут помочь современные средства связи – интернет и телефон.

Исследование длилось 1 год. В нем приняли участие 135 детей с хронической мигренью, диагностированной согласно стандартным критериям, включающим не менее 15 дней головной боли в месяц и не менее 20 баллов по шкале оценки мигренозных болей у детей (Pediatric Migraine Disability Assessment Score - PedMIDAS). В первичном скрининге участвовал 361 ребенок, но 226 отказались от участия в исследовании по различным причинам.

Пациенты случайным образом были распределены на 2 группы. Пациенты получали амитриптилин более 8 недель с титрованием до 1 мг/кг ежедневно в сочетании с когнитивной терапией либо школой головной боли. Обе программы имели одинаковую продолжительность работы с терапевтом и представляли собой 8 еженедельных часовых сеансов и затем 2 сеанса раз в месяц, плюс дополнительные сеансы во время визита на 3, 6 и 9 месяцы наблюдения.

Для ослепления исследования участникам и их семьям сказали, что будет проводиться психологическое вмешательство, но не уточняли, какое будет активным, а какое – контролем. Когнитивная терапия обучала навыкам подавления боли и включала тепловую и электромиографическую биологическую обратную связь для контроля реакция расслабления.

Участники вели дневники для фиксации приступов головной боли, их тяжести, продолжительности, использования противоболевых препаратов и связанных с приступами симптомов. С помощью родителей участники каждые 3 месяца проводили оценку по PedMIDAS. Первичными и вторичными конечными точками были количество дней с головной болью и баллов по PedMIDAS за предыдущий месяц и к концу 20 недели лечения.

До начала лечения эти показатели составляли соответственно 21,3 дня и 68,3 балла и не имели существенных отличий в обеих группах. Через 20 недель получавшие когнитивную терапию отметили в среднем 9,8 дней с головной болью в месяц (14,5 – посещавшие школу головной боли). Медиана – 5 и 12 соответственно.

Количество баллов по PedMIDAS снизилось до 15,5 при когнитивной терапии и до 29,6 в группе школы головной боли (95% ДИ 3,3-24,9, P=0,01). Побочные эффекты в обеих группах были подобны, кроме 28 случаев нарушений центральной нервной системы в группе школы головной боли (13 – в группе когнитивной терапии) и 8 респираторных событий по сравнению с 1 соответственно (для обоих случаев P=0,02).

Из 64 пациентов, начавших лечение в группе когнитивной терапии, 59 продолжали его до 20 недели и 57 – до 12 месяцев. Пять пациентов перестали принимать амитриптилин и были отчислены из группы исследования, но продолжали получать когнитивную терапию. В группе школы головной боли из 71 пациента к 12 месяцам остались 67. Основным недостатком исследования Пауэрс с коллегами считают большое количество отказавшихся от участия. Наиболее распространенными причинами были времязатратность и необходимость воздерживаться от медикаментов во время первоначальной оценки.

Как отметили авторы, всеобщая страсть к таблеткам обусловила второй недостаток исследования: использование амитриптилина в обеих группах. На это пришлось пойти, потому что если бы родители знали, что их дети могут получать плацебо, то набрать участников исследования было бы еще труднее. Но из-за этого так и осталось не выясненным, превосходит ли эффективность комбинации амитриптилин+когнитивная терапия эффективность только когнитивной терапии.

По мнению Коннели, такое отношение действительно могло помешать выяснению эффективности лечения. Тем не менее, эффективность когнитивной терапии в этом исследовании подтверждает уже известные данные о мигрени и других болевых состояниях, имеющих психологический компонент. Как он отметил, «мигрень, в частности… это стрессочувствительное состояние». Мигрень изменяется в зависимости от того, как дети воспринимают боль, управляют стрессом, от свойственной им стратегии выживания – все это действительно меняет восприятие боли. 
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мигрень, головная боль, когнитивная терапия, педиатрия