Призывы отечественного фармбизнеса к диалогу, адресованные регуляторам, наконец-то услышаны.
28 апреля представители отрасли и чиновники встретятся на Всероссийском съезде фармацевтических работников. В повестке дня мероприятия — вопросы, связанные с разработкой профильного законодательства, ролью фармацевтического звена в системе здравоохранения. Более подробно о предстоящем съезде корреспонденту Полине Звездиной рассказала директор Департамента госрегулирования обращения лекарственных средств Минздрава РФ Елена МАКСИМКИНА.
Как появилась идея организации съезда и почему Минздрав ее поддержал?
Министерство не могло не поддержать мероприятие, направленное на консолидацию фармрынка, обсуждение накопившихся проблем, решение которых будет способствовать повышению качества лекарственного обеспечения населения. Замечу, что идея проведения такого съезда давно созревала как среди участников рынка, так и в самом Минздраве. Необходимость подобного форума мы обсуждали на координационном совете при Министерстве здравоохранения еще в прошлом году, но окончательное решение все равно должно было принять профессиональное сообщество. Мы удовлетворены той активностью, с которой профильная общественность взялась за его организацию. Со своей стороны, мы уже включили съезд в план научно-практических мероприятий Министерства.
Почему решение о проведении таких мероприятий должна принимать именно отрасль, а не регулятор?
Съезд способствует объединению общественных организаций. Это показатель саморегулирования отрасли. Как орган исполнительной власти Минздрав понимает: отрасль невозможно регулировать, руководствуясь только формальными нормами. Правовое институциональное обрамление будет адекватным тогда, когда мы будем получать обратную связь. Мы хотим услышать, что еще необходимо сделать, каким вопросам уделяется недостаточно внимания. Представители отрасли достаточно активны, но все-таки их голос не всегда отчетливо слышно.
По вашему мнению, будет ли съезд способствовать последующей консолидации фармрынка?
Да. Более того, съезд поможет воплотить в жизнь идею о создании ассоциации, которая объединит физических лиц. По крайней мере, будет объявлено о ее создании. Для многих участников рынка не секрет, что с 2007 г. я член международной фармацевтической организации FIP. Высшей ценностью этого союза является именно индивидуальное участие в нем заинтересованных представителей мировой фармотрасли. И мы хотим создать организацию, которая бы стала равноправным партнером FIP.
Почему необходимость проведения такого съезда стала наиболее острой именно сейчас, а не год назад, например?
Думаю, что это было актуально и год назад. Но, безусловно, проведение съезда требует определенной организационной зрелости фармрынка и достаточной открытости регулятора. Сейчас сообщество понимает: органы исполнительной власти, в том числе и Минздрав, готовы его услышать, но для этого отрасль должна продемонстрировать готовность брать на себя ответственность. В условиях российской экономики фарморганизации стали, прежде всего, самостоятельными бизнес-единицами с минимальной социальной ответственностью, которые должны обеспечивать заработную плату своим сотрудникам, получать достаточный доход от своей деятельности и так далее.
Меня беспокоит, как к аптекам относятся некоторые собственники, не обладающие профессиональным образованием и расценивающие их только как средство для извлечения прибыли. Это, например, привело к тому, что у нас практически не осталось аптечных учреждений, готовых брать на себя обременение в виде реализации наркотических и психотропных веществ. Кроме того, ведутся разговоры о переведении части лекарственных товаров на полки в продуктовые магазины. Население же ожидает от фармацевтических работников консультационной помощи и поддержки, и не хочет рассматривать аптечные организации просто как точки продажи.
Пришло время уделить внимание статусу фармацевтических предприятий. Не хотелось бы, чтобы у моих коллег пропало чувство ответственности и понимания, в какую отрасль они пришли. Съезд обратит внимание рынка на социальную значимость и производителей, и дистрибуции, и аптечных предприятий. Кроме того, в этом году, согласно Стратегии лекарственного обеспечения до 2025 г., мы проведем отбор пилотных проектов для реализации обязательного лекарственного страхования. Эта проблема тоже, безусловно, будет озвучена на съезде.
То есть, основные цели съезда — услышать проблемы отрасли и призвать фармработников к социальной ответственности?
Не только. Съезд — определенный показатель для отрасли. Наша поддержка — это проявление уважения к представителям фармацевтических профессий, оценка их непростого труда. Мы понимаем, сколько знаний и самоотдачи требует работа в этой сфере, понимаем, что здесь необходимо постоянное профессиональное развитие. Я надеюсь, в рамках съезда нам удастся подготовить документы для того, чтобы в календаре появился официальный день фармацевтического работника и работника фармацевтической отрасли и медицинской промышленности.
Хотелось бы уточнить про социальную ответственность бизнеса. Необходимые с государственной точки зрения, но невыгодные с точки зрения бизнеса функции предполагают дополнительные преференции и льготы. Минздрав готов их предоставить?
Нужны ли льготы и преференции, мы тоже должны узнать от фармсообщества. О необходимости такого рода поощрений отрасль должна информировать не только федеральные ведомства, но и региональное правительство. Надеюсь, что и об этом тоже услышу на съезде: вопрос обеспеченности населения лекарствами должен в первую очередь касаться именно глав регионов. Они должны понимать, какими ресурсами могут располагать.
Минздрав как-то участвовал в отборе 500 делегатов, которые будут присутствовать на съезде? Кто это будет?
Минздрав подключен к процессу отборов делегатов. Мы предусмотрели 150 мест для представителей региональных ведомств здравоохранения. Все остальные — в свободном доступе на сайте мероприятия, т.е. состав участников набирается по принципу заинтересованности. Благодаря он-лайн трансляции сохраняется возможность самого широкого охвата аудитории. Например, недавно мы получили заявку от Алтайской ассоциации фармработников, которые будут участвовать в съезде удаленно. Зрители трансляции будут полноценными участниками мероприятия, смогут задать интересующие их вопросы. Важно заметить, что только среди делегатов, присутствующих лично, будет 40 представителей вузов, многие из них выступят со своими докладами о подготовке кадров для производственного сегмента, дистрибуции и аптечных учреждений.
Станет ли съезд традицией?
Мы пригласили принять участие в съезде Генерального секретаря и Исполнительного директора Международной фармацевтической ассоциации (FIP) Люка Безансона. Дело в том, что еще несколько лет назад у FIP появилась идея о всемирном съезде фармацевтических работников в Российской Федерации. И возможно, если представители FIP оценят роль и значение российской фармацевтической школы, следующее подобное мероприятие будет приурочено как раз к форуму FIP.
Конечно, рассчитывать на то, что эти планы осуществятся в ближайшие два-три года, не приходится. Такие мероприятия, как и Олимпиада, планируются заранее. Вообще, мы очень хотим, чтобы съезд прошел на высоком уровне и имел практические результаты. По ним мы и будем смотреть, как часто нам понадобится его проводить. Главное сейчас — обозначить проблемы. Нам необходимо понять, где мы сейчас находимся, какой путь проделали за последнее время и куда двигаться дальше.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.