ВМО, как и во всей стране, мы активно реализуем задачи, которые поставил перед нами президент РФ В.В. Путин в своих указах № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», № 606 «О мерах по реализации демографической политики РФ» от 7 мая 2012 г., а также губернаторскую программу «Здравоохранение Подмосковья. Путь к лидерству».
В МО с текущего года реализуется государственная программа «Развитие здравоохранения Подмосковья» 2014–2020 гг. Приоритетные стратегические направления деятельности врачебного сообщества и Министерства здравоохранения МО на сегодняшний день:
За последние годы нам удалось добиться многого. На рисунке 1 представлены показатели младенческой смертности (на 1000 родившихся живыми) в МО: в 2004 г. – 10,4, а в 2013 г. – уже 7,0 (средний по РФ – 8,6). Но работы в этом направлении нам предстоит еще много. В 2018 г. мы планируем снизить показатели младенческой смертности на 40% по сравнению с 2004 г. Среднероссийский показатель, обозначенный президентом страны, должен составить к тому времени 7,5. У нас, безусловно, есть все предпосылки для того, чтобы довести его в МО до 6,6. И сегодня мы делаем для этого все возможное.
Недавно были закончены работы по строительству родильных домов в городах Ступино, Раменское и Сергиев Посад. В 2016 г. будет сдана в эксплуатацию женская консультация в Егорьевском районе. В 2014 г. начались проектные работы по строительству 3 перинатальных центров в городах Коломна, Наро-Фоминск и Щелково. Близится к завершению возведение перинатального центра в г. Железнодорожный.
На рисунке 2 показаны статистические данные по демографической ситуации в МО. Рождаемость в регионе выросла (с 11,1 в 2009 г. до 12,1 в 2013 г.), в то время как смертность снизилась (с 15,9 в 2009 г. до 14,1 в 2013 г.) Добиться превышения рождаемости над смертностью нам все еще не удалось. Но надеюсь, что к концу 2014 г. наступит переломный момент. Для этого у нас также есть все предпосылки.
Общий показатель смертности населения по МО постепенно снижается, особенно среди людей трудоспособного возраста. Но в последние годы в МО довольно высока смертность от сердечно-сосудистых заболеваний (рис. 3). К сожалению, это наша большая проблема. До показателя, который мы должны иметь в 2018 г. (ожидаемое снижение – на 37% по сравнению с 2004 г.), еще далеко. Тем не менее в текущем году мы вошли в десятку лучших субъектов РФ по темпам снижения смертности от этих заболеваний.
В течение 2013 г. в МО открылись 4 сосудистых центра и 11 первичных сосудистых отделений, в 2014 г. – 3 региональных и 17 первичных сосудистых отделений, в 2018 г. должно быть 7 региональных и 28 первичных сосудистых отделений.
Предстоит серьезная работа по оптимизации и реорганизации фтизиатрической службы. В рамках целевых программ мы планируем реорганизацию 24 региональных противотуберкулезных учреждений, вместо них будет создано 11 окружных противотуберкулезных диспансеров. Губернатор МО поставил перед нами задачу – вывести их из центров наших городов, создавая реабилитационные центры и центры долечивания. Такая тактика направлена на оптимизацию системы фтизиатрической службы. На рисунке 4 представлены показатели смертности от туберкулеза (на 100 тыс. населения). Они значительно снизились: с 15,5 случая в 2004 г. до 6,9 в 2013 г. По ключевым показателям, которые определены в указе президента РФ, смертность от туберкулеза по сравнению с 2004 г. должна снизиться к 2018 г. в 2,3 раза.
Сегодня также происходит полное преобразование онкологической службы (рис. 5–7). Раньше у нас был единственный региональный онкологический центр – диспансер в Балашихе. С учетом местоположения этого учреждения и особенностей нашей транспортной инфраструктуры у пациентов при обращении к специалистам возникал ряд сложностей. Сегодня в МО создается ряд профильных центров с учетом дислокации на их базе университетских клиник. Мы должны обеспечивать взаимодействие образования, научной и практической деятельности специалистов.
В связи с тем, что через МО проходит большое количество федеральных и местных трасс, нами ведется работа по снижению смертности от ДТП: дооснащаются травмоцентры 2-го и 3-го уровней, служба скорой медицинской помощи использует систему ГЛОНАСС, в текущем году обновлен автопарк (дополнительно введены в работу 100 машин), создана единая диспетчерская служба.
Мы добились определенного снижения смертности от транспортных травм (рис. 8), но еще есть над чем работать. За этот показатель мы отвечаем вместе с Министерством транспорта, поскольку многое зависит от состояния наших дорог. Сейчас реализуется большая программа по развитию транспортной инфраструктуры МО. Это задача № 1, которую сегодня ставит губернатор перед правительством и врачебным сообществом МО. Снизить показатели смертности от ДТП нам позволит как совместное картирование всех трасс, которое мы сейчас проводим, так и инвентаризация всего имущественного комплекса отрасли здравоохранения.
В рамках программы «Модернизация здравоохранения» в 2011–2013 гг. мы значительно укрепили материально-техническую базу медучреждений. Освоено 16 842 млн рублей. За последние 3 года в систему здравоохранения было вложено около 30 млрд.
Мы оснастили ЛПУ области 11 757 единицами современного медицинского оборудования (292 рентген-аппарата, 23 магнитно-резонансных и компьютерных томографа (КТ), 239 УЗ-аппаратов).
В 2013 г. выполнено 70 тыс. КТ-исследований, что на 14,5 тыс. больше, чем в 2012 г. Проведено на 217 тыс. ультразвуковых исследований больше, чем в 2012 г.
Благодаря федеральной программе «Модернизация здравоохранения» нам удалось улучшить и внешний вид наших учреждений. На капитальный ремонт 144 учреждений (522 объекта) было выделено более 9 164 млн рублей. Фактически отремонтировано только 700,1 тыс. кв. м – 21% всех площадей помещений ЛПУ. Эту работу мы продолжаем – теперь из областного муниципального бюджета выделены дополнительные средства, чтобы провести капитальный ремонт или отделочные работы в первую очередь в наших детских поликлиниках.
Сегодня в нашу жизнь прочно вошли информационные технологии. Без информатизации в здравоохранении мы не можем двигаться дальше. Если сегодня пациенты жалуются, что их не устраивает способ записи на прием к врачу, а также очереди в наших поликлинических учреждениях, значит, мы должны оперативно реагировать на все претензии, создавать больным людям максимально комфортные условия для получения медицинской помощи, прежде всего в первичном медико-санитарном звене. В настоящее время в поликлиниках МО установлены 230 инфоматов. При помощи электронной очереди на прием к врачу записались 1,5 млн пациентов (более 150 тыс. человек – через Интернет).
В настоящее время мы проводим ряд мероприятий, направленных на реорганизацию системы оказания медицинской помощи. Это:
В МО работают 124 офиса врачей общей практики, из которых 24 открыты в 2013 г. В них получили медицинскую помощь более 350 тыс. человек. Также в 2013 г. приобретено 11 мобильных фельдшерских акушерских пунктов (ФАП).
В 2014 г. будет открыт 41 офис врачей общей практики. Мы поставили перед собой задачу полностью обеспечить область, и в ближайшие 3 года удовлетворим потребность населения региона в таком виде помощи.
Также проводится реорганизация первичной медико-санитарной помощи, включающая организацию межмуниципальных клинико-диагностических центров для взрослого населения и детей. Мы планируем достигнуть:
К нам приезжают молодые врачи, которые видят, что в структуре здравоохранения происходят позитивные изменения. Многие желают жить и работать именно в МО. Сегодня по губернаторской программе, действующей на территории региона, мы имеем возможности не только предоставлять в соответствии со стандартами комфортные условия для работы семейного врача, но и обеспечить специалиста служебным жильем (с возможностью последующей его приватизации).
В МО внедрены стандарты организации деятельности детской поликлиники:
На рисунке 9 представлена динамика изменения рейтинга детских поликлиник за 3 месяца. Также мы составили рейтинг лучших и худших муниципальных поликлиник по уровню выполнения стандартов (комфорт, благоустроенность, доступность медицинской помощи) (табл. 1). Он доступен в режиме онлайн на нашем официальном сайте в Интернете. Надеюсь, что в ближайшее время у нас не останется сектора красного цвета, его полностью вытеснит зеленый. Для этого каждый врач должен стать активным участником процесса преобразований. Составление рейтингов позволяет дать объективную экспертную оценку как деятельности ЛПУ и здравоохранения в целом, так и работы каждого медицинского работника. На мой взгляд, такой подход помогает успешному саморегулированию профессионального сообщества.
Задачи Министерства здравоохранения МО на 2014 г.:
1. Реализация мер, направленных на повышение роли первичной медико-санитарной помощи в структуре системы здравоохранения МО: увеличение объемов медицинской помощи, оказываемой на дому и в дневных стационарах; проведение капитальных ремонтов и оснащение оборудованием 15 детских поликлиник; строительство поликлиник; обновление автопарка службы скорой медицинской помощи (400 машин).
2. Применение ИТ в обеспечении качества и доступности медицинской помощи: переход на электронную медицинскую карту и начало внедрения электронной истории болезни.
3. Создание комфортных условий оказания медицинской помощи.
4. Передача полномочий по организации медицинской помощи на уровень субъекта РФ.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.