Cui prodest? (лат.) Кому выгодно?
Римский юрист Кассий Лонгин Равилла (I в. н.э.)
Почти удавшийся блицкриг по ликвидации Российской Академии Наук, предпринятый Министерством образования и науки в традиционные для блицкригов сроки — июнь–июль 2013 г., вызвал множество разнообразных комментариев в СМИ. Высказались и академики, и молодые ученые, и сторонние наблюдатели.
Многие авторы упрекали Минобрнауки в непрофессионализме, в поспешности продвижения непродуманного закона, в рейдерском захвате имущества РАН. Думается, зря упрекали. Если посмотреть на эту проблему системно, можно увидеть две непримиримые позиции двух противоположных мировоззрений двух социальных групп (или, если хотите, классов). Причем обе группы действуют абсолютно профессионально в области своей компетенции.
Люди, вставшие на защиту РАН, независимо от возраста и профессии осознают необходимость науки и образования как основы государственности. Это мы. Нам ясно, что без образования и науки, прикладной или фундаментальной, существование независимого государства невозможно. Модель танка в натуральную величину можно сделать из картона, но картонная пушка стрелять не будет. Чтобы создать оружие для защиты независимого государства, нужны заводы, нужны инженеры, нужны специальные материалы. Чтобы создать эти материалы, нужны специалисты, нужны фундаментальные научные исследования, которые другие специалисты могут применить на практике. И даже если на практике наши разработки не будут применены сегодня, они пригодятся завтра. Наша работа направлена в будущее. И нам ясно, что только свобода научного мышления, логика, систематические знания, достигнутые с помощью серьезного образования, могут помочь создать все то, что нужно независимому государству, а, значит, и нам. И мы чувствуем ответственность за свою работу. Потому что вокруг нас — такие же мы.
Люди, которые устраивали и поддерживали блицкриг по ликвидации РАН, это не мы, а «они». Их религия — деньги, прибыль, причем немедленная. Для них, вчерашних троечников, понятия «завтра» не существует. Им недоступно созидание нового, они это понятие заменяют модным словом «креатив». Они хотят жить сегодня, и «на уровне». Поэтому и понятия «ответственность» для них нет. Хапнуть побольше и сбежать, или, в крайнем случае, передать детям или внукам по наследству феодальный удел вместе с крепостными.
Для них государство — это дойная корова, а «население» государства делится на две группы: те, кто приносит им прибыль сегодня, и те, кто работает в сфере услуг. Им понятно, что шахтер, добывающий уголь, который они могут тут же продать, приносит им прибыль. А остальные оказывают им услуги. Продавец, официант, метрдотель. «Чего изволите-с?» Клиент всегда прав. И вот уже на их официозном языке медицина и образование входят в сферу услуг. А ведь для сферы услуг нет принципиальной разницы между учителем и проституткой — лишь бы оба платили налоги. Причем услуги проститутки для них гораздо более понятны, чем услуги учителя. Учитель поставил двойку сыну? Да как он посмел? Ему же платят деньги! А клиент всегда прав.
То, что вчера казалось абсурдными претензиями «новых русских» в малиновых пиджаках, сегодня становится реальностью. Уже давно есть медицина для них, и медицина для нас. Есть платные «элитные» школы для них, и школы для нас. И разве те, кто преподает в ВУЗах, не встречались с разными критериями оценки знаний для рядовых студентов и детей «нужных» людей? Расширив поле зрения, всюду видим то же самое. Рухнул дом, но разве виноват архитектор? Просто строительная компания сэкономила цемент. И никакой ответственности за сделанное: компания заплатит штраф и накажет прораба переводом на другой объект. Упала ракета? Да это тупые рабочие забили датчики кувалдой вверх ногами. И никакой ответственности. Найдут крайнего и уволят с работы. Они же, «элита», всегда остаются на руководящих постах. И вот, наконец, они добрались и до науки.
|
Акция протеста против реформы РАН в Москве
|
Если внимательно почитать законопроект о «реформе» РАН, можно увидеть, что в нем нет ничего об организации научных исследований, зато все, что касается сферы услуг, прописано вполне профессионально. Вот цитаты из статьи 7 о задачах и функциях РАН: «экспертиза крупных научно-технических программ и проектов»; «предоставление научно-консультативных и экспертных услуг государственным органам и организациям»; «изучение и анализ достижений мировой и отечественной науки и выработка рекомендаций по их использованию в интересах Российской Федерации»; и.т.д.. Они вполне серьезно рассматривают науку как сферу услуг. Услуг для них, хозяев жизни, новой феодальной «элиты». А поскольку клиент всегда прав, то все экспертизы и рекомендации должны быть такими, как хотят они.
Очень легко себе представить, что если Российской Академией наук начнет руководить эта феодальная «элита», то завтра вчерашний троечник, а ныне большой начальник, соберет экспертный совет из «проверенных экспертов» и даст им указание доказать необходимость применения фильтров Петрика для массового производства при вполне «рациональным» обосновании — государство уже вложило миллиарды рублей в этот проект. И, конечно, совет из «проверенных экспертов», поморщившись, даст положительное заключение. Ведь эти эксперты не являются независимыми, поскольку их (и их сотрудников) финансирование напрямую зависит от большого начальника. Клиент всегда прав. А тех, кто посмеет артачиться, они обложат бесконечными проверками, сотнями томов отчетности, абсурдными критериями эффективности, и это все уже происходит на наших глазах.
Перевод имущества РАН в прямое управление «элиты» — это только видимая вершина айсберга. На самом деле им не нужно независимое научное сообщество, как не нужны независимые от них учителя и преподаватели ВУЗов. Им вообще не нужны независимо мыслящие образованные люди, потому что на нашем фоне они, вчерашние троечники, выглядят недоучками. И очень печально, что среди них много молодых людей, воспитанных в годы либеральных «реформ» и стремящихся влиться в ряды новой феодальной «элиты». Их профессионализм разрушителен, их цели сиюминутны, их желания просты и примитивны.
Борьба вокруг законопроекта о «реформе» РАН, наконец, выявила всю пропасть, лежащую между нами и ними, независимо от возраста и профессии. Поэтому борьба за независимость РАН не является борьбой лишь за ее имущество. Это борьба между двумя противоположными мировоззрениями, между нами и ними. Наука, образование, медицина не могут быть сферой услуг для «элиты». Наука, образование, медицина — это фундамент общества, того общества, в котором живем мы. Поэтому нам отступать некуда. За нами будущее нашей страны.