количество статей
6422
Загрузка...
Исследования

Кофе и факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний

Масленникова Г.Я.
Оганов Р.Г. (д.м.н., профессор)
ФГУ ГНИЦ ПМ Минздравсоцразвития РФ, Москва
"ЭФФЕКТИВНАЯ ФАРМАКОТЕРАПИЯ. Кардиология и Ангиология" №1
  • Аннотация
  • Статья
  • Ссылки
Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) – основная причина смерти населения развитых и многих развивающихся стран мира [1, 2]. В Российской Федерации (РФ) вклад ССЗ в общую смертность (ОС) составляет около 60%. Среди мужчин и женщин России в возрастной группе 25–64 лет смертность от ССЗ в 5–7 раз превышает таковую среди мужчин и женщин в развитых странах Европы, США и Японии [3].
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: кардиология, ангиология, кофе, питание, сердечно-сосудистые заболевания, эндокринология
Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) – основная причина смерти населения развитых и многих развивающихся стран мира [1, 2]. В Российской Федерации (РФ) вклад ССЗ в общую смертность (ОС) составляет около 60%. Среди мужчин и женщин России в возрастной группе 25–64 лет смертность от ССЗ в 5–7 раз превышает таковую среди мужчин и женщин в развитых странах Европы, США и Японии [3].
Среди факторов, повышающих риск преждевременной смерти населения России от ССЗ, первые 3 места занимают такие факторы риска (ФР), как артериальная гипертония (АГ) – 35,5%, гиперхолестеринемия (ГХС) – 23% и курение – 17,1%, за ними следуют недостаточное потребление фруктов и овощей (12,9%), избыточная масса тела (МТ) – 12,5%, повышенное потребление алкоголя – 11,9% и гиподинамия – 9% [4]. Одним из факторов образа жизни, оказывающих влияние на здоровье населения, является питание. Кофе – весьма распространенный напиток в России. Поэтому важно представлять его эффекты на здоровье населения страны. Согласно анализу публикаций [5] было сделано заключение, что потребление кофе в умеренных (до 4 чашек в день) количествах не увеличивает риск развития ССЗ и смертность от них, а риск развития сахарного диабета 2 типа (СД 2 типа ) – обратно пропорционален количеству потребляемого кофе. В опубликованных ранее [6–9] и недавно [10] длительных проспективных исследованиях показано, что употребление кофе не увеличивает риск геморрагического и ишемического мозговых инсультов (МИ). Более того, среди тех женщин, кто употреблял кофе в умеренных (до 4 чашек в день) и больших (более 4 чашек в день) количествах, риск развития МИ был ниже, чем среди тех, кто употреблял кофе в малых количествах: от < 1 чашки в мес. до 1 чашки в нед. [10].

Наблюдение в отношении развития у больных, госпитализированных по поводу острого инфаркта миокарда, сердечно-сосудистых осложнений (ССО) в виде сердечной недостаточности (СН), фибрилляции предсердий (ФП), МИ и повторных госпитализаций показало, что между потреблением малых (< 1 чашки в день), умеренных (1–4 чашек в день) и больших (≥ 5 чашек в день) количеств кофе такими больными и риском ССО существует обратная зависимость. Протективный эффект потребления кофе в отношении развития последующих ССО, может быть обусловлен влиянием кофе на окислительный стресс, воспаление и эндотелиальную функцию. Известно, что кофе является хорошим источником антиокислителей, и, следовательно, обладает антиокислительными свойствами [12–15], оказывает сосудорасширяющее/сосудосуживающее действие [16], улучшает эндотелиальную функцию [17], снижает маркеры воспаления [18].

Хорошо известно, что повышенные уровни АД являются одними из основных ФР ССЗ. Результаты ранних [5] и более поздних [19, 20] исследований свидетельствуют о том, что потребление кофе не ассоциируется с повышенным риском развития АГ. В обзорной статье представлены данные о влиянии потребления кофе на величину АД и риск развития АГ [20]. При этом были проанализированы разного вида исследования: одномоментные, перекрестные, проспективные, рандомизированные, контролируемые. Одномоментные, перекрестные исследования свидетельствуют как о прямой, так и об обратной или U-образной связи между потреблением кофе, и уровнями АД. В таких исследованиях, проведенных в США, Австралии, Швейцарии, после стандартизации по курению, потреблению алкоголя, ИМТ, ФА, полу, возрасту, уровни САД у тех, кто потреблял кофе в количествах > 4 чашек в день, были выше на 3–4 мм рт. ст., по сравнению с теми, которые не употребляли кофе совсем. В других исследованиях, проведенных в США, Италии и Японии, наоборот была представлена обратная зависимость между потреблением кофе в количестве 4–5 чашек в день и величиной САД; уровни САД были на 2–3 мм рт. ст. ниже, по сравнению с теми, кто не пил кофе совсем.

Наконец, еще одна группа таких исследований, выполненных в США, Дании, Норвегии, показывают U-образную зависимость между потреблением кофе и величиной САД: наибольшие показатели САД у тех, кто употреблял кофе в количествах 1–2 и > 6 чашек в день. Делается вывод (заключение), что результаты большинства одномоментных, перекрестных исследований свидетельствуют об отрицательной или U-образной зависимости между потреблением кофе и величиной САД. Что касается проспективных исследований (6–33 года наблюдений), то работы, выполненные в Австралии, США, Германии, Нидерландах, Финляндии, свидетельствуют о более высоких уровнях САД на 0,19 мм рт. ст. и ДАД на 0,27 мм рт. ст. среди тех, кто употребляет кофе, по сравнению с теми, кто не употребляет кофе совсем. В то же время, другие проспективные исследования, проведенные также в Германии и Нидерландах, свидетельствуют, что у женщин, пьющих кофе в количествах > 4 и > 6 чашек в день, риск развития АГ снижен на 10 и 33% соответственно, по сравнению с теми, кто употребляет кофе в меньших количествах. Таким образом, проспективные исследования не дают четкой картины зависимости риска развития АГ и потреблением кофе: риск может быть повышен и среди тех, кто не употребляет кофе совсем и среди тех, кто употребляет его в больших количествах. Рандомизированные, контролируемые исследования, продолжительностью 1–12 нед., свидетельствуют о незначительном повышении АД (1–2 мм рт. ст.) у тех, кто потребляет кофе в больших количествах (> 5 чашек в день), и этот эффект более заметен у молодых. Регулярное потребление кофе не повышает риск развития АГ.

В рамках длительного (30-летнего) исследования The Amsterdam Growth and Health Longitudinal Study изучали влияние потребления кофе на метаболический синдром (МС) и его основные компоненты: АГ, общий ХС (ОХС) и ХС липопротеидов высокой плотности (ЛВП), триглицериды (ТГ), уровень гликемии натощак и окружность талии (ОТ) [21]. МС представлен наличием ≥ 3 из 5 ФР: уровень АД ≥ 130/85 мм рт. ст., ХС ЛВП < 1,03 ммоль/л у мужчин и < 1,29 ммоль/л у женщин, ТГ ≥ 1,69 ммоль/л, гликемия натощак ≥ 6,1 ммоль/л, ОТ > 94 см у мужчин и > 80 см у женщин. В начале исследования в нем приняли участие 450 мальчиков и девочек (средний возраст на момент начала исследования 13,1 ± 0,8 лет). В процессе длительного наблюдения у мужчин различия в уровнях АД – -5,2, ХС ЛВП – 0,02, ТГ – 1,03, гликемии натощак – 1,00, ОТ – 0,5 среди употребляющих кофе в количествах от 2 до 4, от ≥ 5 чашек в день статистически значимо (р > 0,05) не отличались от таковых у тех, кто употреблял кофе в количестве < 2 чашек в день. У женщин при длительном наблюдении ситуация аналогичная. Таким образом, длительное (15-летнее) потребление кофе не оказывает статистически значимого влияние на показатели МС, после стандартизации по потреблению энергии, алкоголя, ФА и курению.

В последнее время для развитых стран и в перспективе для развивающихся стран проблема избыточной МТ, ожирения и СД 2 типа становится особенно актуальной. Уже в будущем году, по сравнению с 2000 г., распространенность СД 2 типа в мире увеличится на 46%, а в развивающихся странах – на 57% [22, 23]. По прогнозам, во всем мире с 2000 по 2030 гг. число больных СД увеличится более чем в 2 раза, со 171 млн человек до 366 млн [24]. Поэтому важно знать, как может потребление кофе повлиять на ожирение, СД 2 типа и его осложнения. В проспективном (1986–2004 гг.), когортном исследовании с участием в 1986 г. 51529 мужчин 40–75 лет с СД 2 типа и без признаков ССЗ на начало исследования изучали связь между потреблением кофе и всеми случаями смерти, нефатальных и фатальных всех ССЗ, отдельно ИБС и МИ [25]. После стандартизации по возрасту, курению, ИМТ, физической активности, потреблению алкоголя, отягощенной наследственности по ИМ, АГ, ГХС, длительности СД 2 типа, приему гипогликемических препаратов и факторам питания, было показано, что у больных мужчин, страдающих СД 2 типа, потребление кофе не увеличивает риск развития и смерти от ССЗ, а также отдельно от ИБС и МИ.

В перекрестном исследовании COPENHAGEN MALE STUDY, в котором приняли участие 3290 мужчин в возрасте 63–75 лет, изучали распространенность ожирения (ИМТ ≥ 30 кг/м2) и связь ожирения с потреблением сладкого кофе и чая [26]. Среди мужчин, употребляющих сладкий кофе, распространенность ожирения ниже, чем среди тех, кто употребляет несладкий кофе, и она тем ниже, чем больше количество чашек сладкого кофе они употребляют: для кофе ≤ 7 чашек в день – 6,7% vs 11,2% (ОШ 0,6; р < 0,001), > 7 чашек в день – 3,7% vs 7,4% (ОШ 0,5; p = 0,09). Такая обратная связь между потреблением сладкого кофе и распространенностью ожирения наблюдалась во всех исследуемых подгруппах мужчин, включающая различия в распространенности других ФР (потребление алкоголя, жирной пищи и ФА), общего здоровья, социальных классов, возраста и наличия ожирения в семье. Таким образом, результаты опубликованных работ свидетельствуют о том, что потребление кофе как составляющей питания населения, не повышает риск развития ССЗ, в частности КБС, МИ и их осложнений. Особенно следует отметить, что потребление кофе не приводит к увеличению распространенность ФР ССЗ, таких как АГ, ГХС, гипертриглицеридемия, ожирение, СД 2 типа. У лиц, страдающих ССЗ и СД 2 типа, потребление кофе не способствует развитию осложнений.
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: кардиология, ангиология, кофе, питание, сердечно-сосудистые заболевания, эндокринология
1. WHO. Preventing chronic diseases: a vital investment. 2005.
2. Демографический ежегодник России. 2008: Стат. сб. Д 31 Росстат. M., 2008. 557 c.
3. Оганов Р.Г., Масленникова Г.Я. Демографическая ситуация и сердечно-сосудистые заболевания в России: пути решения проблем. Кардиоваск тер профил. 2007; 6(8): 7–14.
4. Global Programme on Evidence for Health Policy; WHO, World health Report, 2002.
5. Кофе и здоровье: точка зрения практикующего врача. М.: Медиа Сфера, 2007; 2-е изд.: 82 с., илл.
6. Hakim A.A., Ross G.W., Curb J.D. et al. Coffee consumption in hypertensive men in older middle-age and the risk of stroke: the Honolulu Heart Program. J Clin Epidemiol. 1998; 51(6): 487–94.
7. Adolfsson R., Svardsudd K., Tibblin G. 1913 men study – a longitudinal study of the development of stroke in a population. Scand. J Soc Med. 1977; 14: 122–7.
8. Grobbee D.E., Rimm E.B., Giovannucci E. et al. Coffee, caffeine, and cardiovascular disease in men. N Engl J Med. 1990; 323(14): 1026–32.
9. Thrift A.G., McNeil J.J., Forbes A., Donnan G.A. Risk factors for cerebral hemorrhage in the era of well-controlled hypertension. Melbourne Risk Factor Study (MERFS) Group. Stroke. 1996; 27(11): 2020–5.
10. Lopez-Garcia E., Rodriguez-Artalejo F., Rexrode K.M. et al. Coffee consumption and risk of stroke in women. Circulation. 2009; 119: 1116–23.
11. Mukamal K.J., Hallqvist J., Hammar N. et al. Coffee consumption and mortality after acute myocardial infarction: The Stockholm Heart Epidemiology Program. Am Heart J. 2009; 157: 495–501.
12. Svilaas A., Sakhi A.K., Andersen L.F. et al. Intakes of antioxidants in coffee, wine, and vegetables are correlated with plasma carotenoids in humans. J Nutr. 2004; 134: 562–7.
13. Andueza S., Manzocco L., Paz de Peña M. et al. Caffeic acid decomposition products: antioxidants or pro-oxidants? Food research International. 2009; 42: 51–5.
14. Fukushima Y., Ohie T., Yonekawa Y. et al. Coffee and Green Tea As a Large Source of Antioxidant Polyphenols in the Japanese Population. J Agric Food Chem. 2009; Article of ASAP.DOI:10.1021/jf8024 18j.
15. Serafini M., Testa M-F. Redox ingredients for oxidative stress prevention: the unexplored potentiality of coffee. Clinics in dermatol. 2009; 27: 225–9.
16. Papamichael C.M., Aznaouridis K.A., Karatzis E.N. et al. Effect of coffee on endothelial function in healthy subjects: the role of caffeine. Clin Sci. 2005; 109: 55–60.
17. Lopez-Garcia E., van Dam R.M., Qi L. et al. Coffee consumption and markers of inflammation and endothelial dysfunction in healthy and diabetic women. Am J Clin Nutr. 2006; 84: 888–93.
18. Zampelas A., Papagiatakos D.B., Pitsavos C. et al. Association between coffee consumption and inflammatory markers in healthy pesons: the ATTICA study. Am J Clin Nutr. 2004; 80: 862–7.
19. Uiterwaal C.S., Verschuren W.M., Bueno-de-Mesquita H.B. et al. Coffee intake and incidence of hypertension. Am Clin Nutr. 2007; 85: 718–23.
20. Galeijnse J.H. Habitual coffee consumption and blood pressure: an epidemiological perspective. Vasc Health Risk Manag 2008; 4(5): 963–97.
21. Balk L., Hoekstra T., Twisk J. Relationship between long-term coffee consumption and components of the metabolic syndrome: the Amsterdam Growth and Health Longitudinal Study. Eur J Epidemiol. 2009; Published online 10 March 2009, Springer.
22. Ford E.S., Ajani U.A., Croft J.B. et al. Expanding the decrease in the U.S. deaths from coronary disease, 1980-2000. The N Engl J Med. 2007; 356: 2388–98.
23. Zimmet P., Alberti KGMM, Shaw J. Global and societal implications of the diabetes epidemic. Nature. 2001; 414: 782–7.
24. Wild S., Roglic G., Green A. et al. Global prevalence of diabetes: estimates for the year 2000 and projections for 2030. Diabetes Care. 2004; 27: 1047–53.
25. Zhang W., Lopez-Garcia E., Li T.Y. et al. Coffee consumption and risk of cardiovascular diseases and all-cause mortality among men with type 2 diabetes. Diabetes Care Publish Ahead of Print, published online February 19, 2009.
26. Gyntelberg F., Ole Hein H., and Suadicani P., for the Copenhagen Male Study. Sugar in coffee or tea and risk of obesity: a neglected issue. Int Journal of Food Sciences and Nutrition 2009; 1-9, iFirst article. Downloaded by:{CoSIC}at :17:31 February 2009.
27. Louie J.C.Y., Atkinson F., Petocz P., Brand-Miller J.C. Delayed effects of coffee, tea and sucrose on postprandial glycemia in lean, young, healthy adults. Asia Pac J Clin Nutr. 2008; 17: 657–62.
28. Fukushima Y., Ohie T., Yonekawa Y. et al. Coffee and Green Tea As a Large Source of Antioxidant Polyphenols in the Japanese Population. J Agric Food Chem. 2009; Article of ASAP.DOI:10.1021/jf8024 18j.
29. Andueza S., Manzocco L., Paz de Peña M. et al. Caffeic acid decomposition products: antioxidants or pro-oxidants? Food res Internat 2009; 42: 51–5.
ИНСТРУМЕНТЫ